Статья «Роль и значение системы качества образования в повышении профессиональной подготовки обучающихся техникума»
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 377
Кадырова А.Х., магистрант 2 курса ФОиПО
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,
e-mail: alsu.salikhova.2011@mail.ru
Науч. рук.- Швецова Н. К канд. пед наук,доцент
Роль и значение системы качества образования в повышении профессиональной подготовки обучающихся техникума
Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь качества образования и качества профессиональной подготовки обучающихся техникума. Анализируется пятилетняя статистика, полученная на базе Йошкар-Олинского строительного техникума.
Ключевые слова: образование, качество образования, профессиональное образование, профессиональная подготовка, среднее профессиональное образование.
Введение
Важным педагогическим условием формирования профессиональной подготовки в техникуме является качество обучения и профессионально-педагогического взаимодействие обучающихся и педагогов. Отечественная и мировая педагогическая наука на всем протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам проектирования организационно-педагогических условий обучения и определению составляющих качества обучения. Актуальность темы на данный момент связана с тем, что исследователи по-разному подходят к пониманию сути организационно-педагогический условий и определению самого понятия «качество образования» и не уделяют должного внимания разработке научно-методологического подхода к их определению, нетребовательны к терминологической однозначности этого понятия, что мешает активному проектированию данных условий в образовательных организациях[3; 6].
Цель исследования
Цель исследования – выявить зависимость между качеством образования в техникуме и качеством профессиональной подготовки обучающихся.
Материал и методика
База исследования - Йошкар-Олинский строительный техникум.
В техникуме на протяжении пяти лет проводилось анкетирование. Обучающихся и педагогов просили оценить качество образовательного процесса.
Оценивались по 10-балльной шкале:
- общий уровень успеваемости обучающихся;
- оценка преподавателями обучающихся;
- оценка обучающимися преподавателей;
- оценка преподавателями качества учебного процесса;
- оценка обучающимися качества учебного процесса.
При помощи авторских анкет и контент-анализа документов были оценены учебные и производственные успехи обучающихся на протяжении пяти лет. Изучались зарплатные ведомости, документы отдела кадров, учебная документация. Были также опрошены руководители тех коллективов, в которых работали выпускники техникума в количестве десяти человек и преподаватели также в количестве десяти человек.
Руководителям предлагалось оценить своих сотрудников- выпускников техникума по семи параметрам:
квалификация;
профессионализм;
качество работы;
профессиональный рост;
успехи в работе.
ответственность;
дисциплинированность.
Каждый показатель предлагалось оценить в баллах от 1 до 10:
1 – качество практически не выражено;
10 – качество выражено очень хорошо.
Выборка исследования – малая, сплошная, квотная. Размер выборки – 170 человек. Это обучающиеся по социальности столяр-строитель молодые люди, работающие на производстве. Средний возраст 19,6 лет. 82 человека из выборки учатся очно или заочно, 88 человек – работают на производстве, 67 человек совмещают учебу и работу.
Результаты исследования и их обсуждение
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовку обучающегося, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» [1, с. 45]. Но при этом сам Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования не дает определение понятию «качество образования» [2].
А.Н Владиславлев пишет о том, что «качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в образовательной организации, выраженных в показателях и критериях, установленных государственными требованиями [4, с. 46].
Мы будем определять качество образования на основе номинации предложено Г.В. Гутник. Он определяет качество образования в системе СПО как «комплексную характеристику, отражающую диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению системой профессионального образования в соответствии с интересами личности, общества и государства». Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами и осуществлять профессиональную трудовую деятельность [5, с. 30].
В техникуме, как уже говорилось выше, в последние пять лет ведется непрерывный мониторинг качество образования.
Сравним оценки качества образования и качества профессиональной подготовки выпускников за последние четыре года (см. табл. 1)
Таблица 1 - Оценки качества образования и качества профессиональной подготовки
Год выпуска | Качество | ||
обучения | профессиональной подготовки (оценки работодателей) | ||
оценка обучающимися | оценка преподавателями | | |
2018 | 6,1 | 8,1 | 6,1 |
2019 | 6,0 | 8,5 | 6,1 |
2020 | 5,1 | 6,2 | 4,1 |
2021 | 5,5 | 6,1 | 5,3 |
2022 | 6,4 | 8,2 | 5,6 |
Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что наблюдалась четкая корреляция между качеством образования в техникуме и качеством профессиональной подготовки обучающихся. При этом преподаватели оценивали качество обучения выше, чем обучающиеся
Наибольший спад качества обучения наблюдался в «ковидном» 2020 году в связи с дистанционным образованием и работодатели сразу отметили снижение качества подготовки работников. При этом спад качества наблюдался и в последующие два года. Тренд продолжился. Ситуация представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Оценки качества образования и качества профессиональной подготовки
В результате анализа приведенных данных можно сделать следующие выводы. Работодатели отмечают у выпускников тех лет, когда качество образования было достоверно выше среднего более выраженное развитие практически всех профессиональных качеств. Особо работодатели отмечают такие качества работников, как ответственность (8,1 балл), стремление к приобретению знаний (7,5 баллов), профессионализм (7,5 баллов).
Заключение
По результатам проведенного анализа выдвинутая гипотеза подтвердилась. Качество образования оказывает прямое влияние на качество профессиональных качеств. Об этом свидетельствуют данные опроса работодателей. При этом спад качества образовательного процесса продолжает сказываться на профессиональных качествах выпускников еще долгое время.
Литература:
Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ от 9 декабря 2012 года N 273.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897.
Безлепкин В. В. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра//Высшее образование в России. 2021. №1. С. 134 -142.
Владиславлев А.Н. Система качественного образования состояние и перспективы//Философские науки. 2021. № 2. С. 45 - 59.
Гутник Г.В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики//Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. - № 2. С. 28-43.
Иванов В.Г., Валеева Н.Ш. Роль качественного образования в подготовке конкурентоспособных специалистов//Материалы научно-практической конференции «Образование на пороге XXI века» Казань, 2021. С. 34 -56.
5