12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любивая Елена Васильевна15

Роль пословиц в развитии речи младших школьников


Русская речь богата пословицами. Большинство из них имеют глубокий нравственный и житейский смысл, передают из поколения в поколение народную мудрость. Для учителя начальных классов они представляют большую дидактическую ценность, поскольку позволяют на их основе приобщать школьников к культуре, развивать в них лучшие личностные качества, служат побудительным механизмом к словарной работе, развитию мировоззрения, а главное – позволяют в активной форме корректировать недостатки общего недоразвития речи.

Хорошо известно, что неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности иногда и усугубляются. Недостатки устной речи, кроме комплексов общения и стеснения отвечать у доски, часто влияют и на письменную речь, что является одним из факторов, ведущих к снижению успеваемости. Речь, чтение и письмо крепко связаны между собой.

В силу разных причин в I класс школы с каждым годом приходит всё больше и больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, небольшой запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение. Ситуация осложняется и тем, что часто родители считают эти дефекты «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания.

Вместе с тем, чем незаметнее коррекция речевых нарушений в несложных случаях, тем быстрее происходит устранение имеющегося дефекта. Одним из таких средств является включение в урок пословиц. Это позволяет оживить урок, предложить учащимся тему для небольшого об­суждения; расширить их словарный запас, обогатить их выразительные возможности; развивать память, умение проводить сопоставление, анализировать свой собственный речевой опыт: корректировать произношение отдельных звуков.

Дифференцируя предлагаемые задания как по уровню сложности, так и по содер­жанию, можно корректировать не только произношение отдельных звуков, но и раз­вивать словарную зоркость, приучать школьников к правильному употреблению грамматических форм.

Например, учащиеся с трудом усваива­ют согласование существительных с числи­тельными (говорят «шесть ухов» или «шесть ух» вместо «шесть ушей»; «пять гусев» вместо «пять гусей»). Речевой матери­ал может содержать, например, такие пословицы:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь;

Одна пчелка не много меда натаскает;

Чего не сможет сделать один, сделают десятеро;

Семь раз отмерь – один отрежь.

Приведем наиболее эффективные формы работы с пословицами на уроке.

I. Составить пословицы из набора слов.

Ученикам предлагаются слова на карточках или на интерактивной доске, из которых им необходимо составить пословицу.

Примеры заданий:

ухо, влетело, в другое, в одно, вылетело;

утаишь, в мешке, шила, не;

а, глупый, любит, учить, умный, учиться;

не, слово, не поймаешь, вылетит, воробей;

соловей, что, человек, песни, без, Родины;

человека, лень, труд, портит, а, кормит;

без, уменья, польза, беда, а, ученье, не.

II. Составить пословицу, убрав из набора слов лишнее.

Примеры заданий:

живет, всегда, вода, найдет, путь (вода всегда путь найдет);

крыжовник, лучше, садовник, хорош, крупен (хорош садовник – крупен крыжов­ник);

встанешь, побольше, слов, сделать, пораньше (пораньше встанешь, побольше сде­лаешь).

III. Вставить пропущенное слово в пос­ловицу.

Примеры заданий:

Доброе дело два ... живет, (века)

Кто правдой живет, тот ... наживет. (добро)

Где дружбой дорожат, там и ... Орожат. (враги)

Куда ... туда и нитка. (иголка)

IV. Составить рассказ по картинке с использованием пословиц. Если уровень развития учеников в классе не позволяет им активно справляться с таким заданием, то можно, на первых порах, предлагать им список возможных пословиц к картинке.

Важно заметить, что такая работа с пословицами может быть с успехом продолже­на и использована не только в начальной школе, но и в средней. Это работа на уроках развития речи, использование на уроках фрагментов тренировочных материалов по поиску проверяемых гласных в корне и других орфограмм в пословицах, работа с толковым словарем и поиском устаревших слов и многое другое. Главное – эти формы работы будут в одной цепи работы по преемственности между ступенями школы как основа формирования мировоззрения и грамотной письменной речи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.