Открытый урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России» на тему «Роль прилагательных в тексте»
Открытый урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема: «Роль имён прилагательных в тексте».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: изучение роли имен прилагательных в тексте.
Задачи:
- показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи;
- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность;
- воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные
- познакомятся с текстом – описанием;
- научатся употреблять имена прилагательные в речи.
Личностные результаты
- научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);
- научатся осознавать свои возможности в учении;
- смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Универсальные учебные действия (предметные)
Познавательные:
- показать важность употребления имён прилагательных в русской речи;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.
Регулятивные:
- формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Основное содержание темы, понятия и термины:
Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст- описание.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: игровая деятельность, проблемное обучение, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология.
Образовательные ресурсы:
учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», М: «Просвещение» 2018г. с.68 - 69, презентация, карточки для исследовательской работы; карточки для проверки усвоения знаний обучающимися.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, сегодня я пришла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? - Да, все, что вы сказали, верно. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. Я хочу, чтобы и вы начали урок с отличным настроением. И поэтому, я дарю вам свою улыбку, а вы, в свою очередь подарите свои лучезарные улыбки друг другу и нашим гостям. - Зная, какая большая ответственность ложиться на вас в этот день, я подготовила вам маленькие улыбки природы – цветы и бабочки, которые вложены в конверты. -Эти цветы будут помогать вам на уроке, выполняя, панно «Цветочная поляна». Перед тем, как мы начнем выполнять письменные задания, предлагаю размять наши пальцы. - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая весна. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы? - Улыбаются друг другу и гостям. Выполняют пальчиковую гимнастику. Записывают дату, классная работа. |
2. Минутка чистописания | - В качестве минутки чистописания, я вам предлагаю отрывок из стихотворения Алексея Плещеева: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! - Послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена Года» - К какому времени году написал музыку Петр Ильич? - По каким признакам вы догадались, что это весна? - Какие чувства у вас пробудила музыка П.И.Чайковского? - А какие изменения происходят в природе с наступлением весны? - Я хочу, чтобы сегодня на уроке мы все почувствовали приход весны. - А для этого мы с вами после каждого выполненного задания будем украшать полянку. - Мы с вами выполнили первое задание, если вы считаете, что написали стихотворение красиво, каллиграфически правильно, приклейте на полянку – зеленый цветок, если вы сомневаетесь – красный цветок. | - Прописывают стихотворение в тетрадях. - Слушают произведение. - Весна. Март. - Ответы детей. - Ответы детей - Появляются первые цветы. - Приклеивают цветок на полянку. |
3.Актуализация знаний | - Ребята, давайте вспомним, по какому большому разделу русского языка мы с вами путешествуем? - Какие изученные части речи вы знаете? - Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный сундучок». То есть я по какому-то признаку загадываю слово, ваша задача догадаться, что это за признак и поэтому же признаку записать на листочках свое слово. Время на выполнение задания 7 секунд. | - Части речи. - Ответы детей. |
4. Постановка учебной задачи | - Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд) -Какие задачи поставим на уроке? Чем будем заниматься? Ребят, нарисуйте на полях, пожалуйста, лесенку успеха, и отметьте себя. | - Роль прилагательных в тексте. - Учиться составлять предложения, используя прилагательные, также находить прилагательные в тексте, узнаем какова роль имен прилагательных в тексте. - Выполняют задание. |
5. Открытие нового знания | - Прочитайте предложения (Слайд) Весна прилетела к нам на крыльях. Светит солнце. С крыш свисают сосульки. Бегут ручьи. - Что объединяет эти предложения? – Можно ли утверждать, что это текст? - Что вы заметили в этом тексте? - Нравится ли вам такой текст? - Правильно, ребята, чтобы мир стал ярким, удивительным и разным нам поможет часть речи имя прилагательное. - Следующее задание, придумайте имена прилагательные подходящие по смыслу к именам существительным, и запишите их на карточках - Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, а прилагательные волнистой линией. Работа в парах - Ребята, у вас на столах лежит лист с изображением солнца, травы, облака. - Нравится рисунок? Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок. - Что скажите теперь? - Что общего у рисунка с текстом? Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте? Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь. - Пока вы раскрашивали рисунки, я раздала вам каждому вот такие листочки, поменяйтесь с соседом по парте листочками и проверьте правильно ли вы выполнили задание с текстом. Взаимопроверка по эталону (Кто допустил ошибки?) - И с этим зданием мы справились, если задание выполнено верно, то тогда приклейте на нашу полянку – зеленый цветок, если были допущены ошибки – красный. | -Речь идет о весне. - Да. Так как это письменное высказывание, состоящее из нескольких предложений. - В этом тексте нет прилагательных. - Нет. - Нет. Потому что он не цветной. Выполняют задание. - Рисунок стал ярче, интереснее, красивее. - Без прилагательных текст был не интересным, не понятным. Также и с рисунком, бесцветный рисунок был блеклым, не красивым. Выполняют задание. Выполняют задание. |
6. Физминутка | - А теперь я предлагаю вам встать немного отдохнуть. Если я называю имена прилагательные, то вы встаете на носочки и тянетесь к солнышку, а если – имена существительные, то присаживаетесь. (Волнистый, пюре, красивая, веселый, шахматы, интересный, нога, шляпа, теплое, ежик, солнышко, желтый, мягкий, парта, доска, круглый, твердый, кошка) | - Отдыхают |
7. Работа по учебнику | - Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119. - Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой. - Знакомимся с текстом Анатолия Онегова. - В чём сходство этих двух текстов? - А в чём различие? - Какой текст описывает предмет наиболее точно? - А какой из текстов описывает предмет более образно? - Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? - Какой вывод мы можем сделать? - Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? Работа в тетради - Выписать из первого текста словосочетания: прилагательное с существительным, которое с ним связано по смыслу. Напоминаю про карточки, кто быстро выполнит задание, берет карточку. Самопроверка (слайд) - Кто нашёл все шесть словосочетаний? - На нашей полянке столько цветов. - А кого можно ещё встретить? - Кто выполнил задание без ошибок приклеивает зеленую бабочку, у кого были допущены ошибки – красную. | Читает первый ученик. Читает следующий. - В двух текстах говорится о ромашке. - Первый стихотворение. Второй – проза. - Второй. - Первый, автор сравнивает ромашку с солнышком. - Имя прилагательное. - Имена прилагательные украшают нашу речь. Выполняют задание. - Бабочек Прикрепляют бабочку. |
8. Работа со словами из словаря. Работа в парах | -Ребята, когда вы выполняли упражнение, ничего в учебнике не заметили? Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и ударение, запомните написание слова. 2).А теперь отгадайте загадку. У желтенького солнышка Лучи не горячи, У желтенького солнышка Белые лучи. Что это? (ромашка) - А вы знаете как правильно записать это слово? Давайте попробуем подобрать проверочное слово. Получается? - Значит какое это слово? - Запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и ударение, запомните написание слова. - С этой загадкой мы справились, высаживаем ещё один цветок на нашу полянку. Если вы считаете, что справились с заданием, то зеленый цветок, а если нет – красный. - Какие слова помогли вам отгадать эту загадку? - К какой части речи они относятся? - Почему именно эти слова вам помогли? - А без этих слов легко ли было отгадать загадку? - Значит, важна роль прилагательных в тексте? | - Словарные слова. - Растение - Нет - Не получается. - Это словарное слово. - Опорные слова: желтенького, белые. - Имена прилагательные. - Потому что они указывают на признаки предмета. - Нет. - Да. |
9. Итог урока | Возвращаемся к началу урока, над какой темой мы сегодня с вами работали? Какие задачи ставили перед собой? Научились? - Каким образом? - Еще какие задачи ставили перед собой? - Как мы это делали? - Еще какие задачи мы ставили? - Узнали? - Получается мы все задачи выполнили? | - Роль имен прилагательных в тексте. - Научиться составлять предложения, используя прилагательные. - Да. - Придумывали прилагательные и вставляли в текст. - Учились находить прилагательные в тексте. - При помощи упражнений. - Узнать какова роль прилагательных в тексте. - Да, при помощи сравнения текста с рисунком. - Да, мы выполнили все задачи. |
10. Рефлексия | - Что вы скажете о нашей полянке? - Какая она? - Сейчас посчитайте сколько у вас зеленых цветов, бабочку прибавьте к цветам. И на полянках выставите себе оценки по критериям. (вывешиваю критерии оценивания на слайде) 4 = «5» 3 = «4» 2 = «3» 1 = «2» Но не расстраивайтесь те, кто поставил себе 2. Так как тема урока новая, 2 в журнал выставлять не будем. Ребята, что мы можем пожелать тем, кто остался на той же ступени? | - Цветочная Оценивают свою работу на уроке. - Повторить правила. |
11. Домашнее задание | Откройте дневнички, запишите домашнее задание на пятницу. На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова. - Что нужно будет сделать дома? -Выберите смайлик который соответствует вашему настроению и покажите мне с каким настроением вы уходите с урока. Спасибо за урок! Урок окончен, идем отдыхать. | Записывают домашнее задание Читают текст. - Дома нужно будет списать текст, вставить пропущенные буквы, у прилагательных выделить окончания. Определяют настроение. |