Роль семьи в профилактике правонарушений

0
0
Материал опубликован 4 November в группе

Роль семьи в профилактике правонарушений


Семья является важнейшим институтом воспитания и социализации личности. Именно в семье закладываются основы нравственных ценностей, формируются представления о добре и зле, справедливости и честности. Семейное окружение играет ключевую роль в формировании правовой культуры ребенка, его отношения к закону и правопорядку. Таким образом, семья выступает ключевым элементом профилактики преступлений среди несовершеннолетних. Создание благоприятных условий для роста и развития ребенка является залогом снижения уровня преступности в целом.


Основные функции семьи в профилактике правонарушени

Воспитательная

Родители несут ответственность за воспитание детей, формирование у них положительных качеств характера, развитие интеллектуальных способностей, привитие моральных норм и принципов поведения. Через общение с родителями ребенок усваивает правила поведения, принятые в обществе, учится уважению к другим людям, пониманию ответственности за свои поступки.

Контрольная

Семейный контроль заключается в наблюдении за поведением ребенка, контроле его успеваемости в школе, организации досуга, ограничении негативных влияний извне. Родители помогают ребенку избегать опасных ситуаций, предотвращают возможные правонарушения путем своевременного вмешательства и коррекции неправильного поведения.


Образовательная

Семьи обеспечивают условия для полноценного развития ребенка, способствуют формированию у него интереса к знаниям, развитию творческих способностей, стимулируют стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети, выросшие в благополучных семьях, реже совершают преступления и нарушения закона.


Психологическая поддержка

Поддерживающая атмосфера дома способствует эмоциональному комфорту ребенка, повышает уровень доверия к окружающим, снижает вероятность появления агрессии и девиантного поведения. Забота родителей помогает детям справляться с трудностями, возникающими в процессе взросления.


Эффективность профилактической работы семьи зависит от множества факторов, среди которых выделяются следующие ключевые моменты:

1. Структура и стабильность семьи

Стабильная семейная структура обеспечивает ребенку чувство защищенности и уверенности. Полноценная семья с обоими родителями чаще всего создает оптимальные условия для воспитания и социализации ребенка. Напротив, неполные семьи или конфликтные семейные ситуации повышают риск возникновения проблемного поведения.

2. Уровень образования и культурный уровень родителей

Высокий образовательный и культурный уровень родителей позволяет лучше понимать потребности ребенка, грамотно реагировать на возникающие трудности, выбирать адекватные методы воспитания и создавать необходимые условия для всестороннего развития.

3. Материальное положение семьи

Социально-экономический статус оказывает значительное влияние на возможности семьи обеспечить ребенка необходимыми условиями для нормального развития. Недостаток материальных ресурсов часто становится причиной стресса и конфликтов внутри семьи, что негативно сказывается на воспитании и поведении ребенка.

Низкий уровень дохода семьи существенно увеличивает вероятность совершения правонарушений детьми и подростками. Вот почему это происходит:

3.1 Ограниченный доступ к ресурсам и возможностям

Дети из бедных семей сталкиваются с дефицитом возможностей для полноценного физического, умственного и социального развития. Отсутствие качественного питания, медицинской помощи, образовательных услуг и культурных мероприятий ведет к снижению общей адаптивности ребенка к обществу и повышению рисков антиобщественного поведения.

3.2. Трудности удовлетворения базовых потребностей

Ребенок, испытывающий постоянный дефицит основных жизненных благ, может испытывать постоянное недовольство своим положением и стремиться восполнить недостаток через противозаконные способы (например, кражи, мошенничество).

3.3. Высокая степень фрустрации и напряжения

Жизнь в условиях материальной нестабильности вызывает хронический стресс, ухудшая эмоциональное состояние членов семьи. Ребенок испытывает негативные переживания, формируется чувство несправедливости и обиды, что усиливает агрессию и провоцирует нарушение законов.

3.4. Неблагоприятная среда проживания

Часто семьи с низким доходом проживают в неблагополучных районах, где распространены случаи насилия, алкоголизма, наркотрафика и иных видов криминала. Окружающая обстановка сильно влияет на сознание и восприятие мира, провоцируя ребенка вступать в контакты с правонарушителями.

3.5. Низкая родительская вовлеченность

Постоянные заботы о выживании, работа на низкооплачиваемых должностях и вынужденная занятость лишают родителей достаточного времени и сил уделять внимание вопросам воспитания и контроля над поведением ребенка. Это открывает простор для негативного влияния среды и сверстников.

3.6. Высокий уровень разочарования и отчаяния

Материальная нужда приводит к ощущению безнадежности и невозможности изменить ситуацию законным способом. Некоторые дети начинают считать преступление единственным выходом из сложной жизненной ситуации, прибегая к воровству, вымогательствам и иным видам проступков.

Как снизить негативное воздействие низкого дохода?

Для минимизации рисков необходимы меры государства и общества, направленные на улучшение социально-экономического положения населения, создание доступной инфраструктуры для воспитания и развития детей, организацию системы раннего выявления кризисных ситуаций в семьях и проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение правового сознания.

4. Эмоциональный климат в семье

Атмосфера взаимопонимания, уважения и поддержки способствует гармоничному развитию личности ребенка. Негативные эмоции, конфликты и агрессия разрушительно воздействуют на психику ребенка, вызывая тревогу, неуверенность и склонность к противоправным действиям.

Рассмотрим основные аспекты этого воздействия эмоционального климата в семье на психологическое состояние и поведение ребенка:

Положительный эмоциональный климат

Преимущества:

Формирует у ребенка уверенность в себе и чувство защищенности.

Способствует здоровому личностному росту и развитию самооценки.

Укрепляет доверие к взрослым и желание общаться открыто.

Повышает способность к саморегуляции эмоций и управлению стрессовыми ситуациями.

Развивает эмпатию и уважение к другим людям.

Уменьшает тревожность и страхи, снижая риск асоциального поведения.

Пример: Если родители проявляют терпение, понимание и любовь, дети чувствуют себя любимыми и принятыми, что стимулирует позитивное отношение к миру и готовность соблюдать нормы общества.

Отрицательный эмоциональный климат

Последствия:

Появление чувства одиночества, тревоги и страха перед окружающими людьми.

Формирование низкой самооценки и недоверия к близким.

Возникают трудности в адаптации к социальным нормам и правилам поведения.

Усиливается агрессивность, раздражительность и склонность к деструктивному поведению.

Может развиться депрессивное состояние и ощущение беспомощности.

Склонность к зависимым формам поведения (алкоголизм, наркомания).

Пример: Постоянные ссоры, скандалы и отсутствие понимания приводят к тому, что ребенок замыкается в себе, теряет интерес к учебе и общественной активности, начинает искать утешение в негативной среде.

5. Качество взаимодействия между членами семьи

Частое взаимодействие родителей с ребенком, участие в его делах и интересах формирует доверительные отношения, укрепляет связь между поколениями и облегчает процесс передачи необходимых социальных норм и правил поведения.

6. Организация свободного времени ребенка

Правильно организованный досуг ребенка уменьшает риски негативного влияния улицы и криминальных группировок. Занятость спортом, творчеством, учебой или работой развивает полезные качества и отвлекает от возможных антисоциальных поступков.

7. Поддержка со стороны государственных структур и общественных организаций

Государственные программы помощи семьям, образовательные учреждения, социальные службы оказывают значительную поддержку родителям в воспитательном процессе, помогая решать возникшие проблемы и обеспечивать безопасность ребенка.


​​​​​​​ Список используемой литературы


1. Антонов А.И. Социальная психология. Учебник / Под ред. А.И.Антонова.- Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 488 с.

2. Дмитриев Ю.А., Кудрявцев В.Н. Семейное право России. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2023. — 544 с.

3. Фролова Т.В. Проблемы подростковой преступности и пути их решения // Вопросы психологии и педагогики. № 1 (1). — 2024. — С. 12 —18.

4. Зорин Г.П. Преступность несовершеннолетних: причины, профилактика, предупреждение. Монография. — Москва: Проспект, 2022. — 368 с.

5. Лукьянова Е.М. Правовая культура молодежи: проблемы формирования и развития. Учебное пособие. — Новосибирск: НГУ, 2023. — 240 с.

6. Щедрина О.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска. Методическое пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 224 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.