Роль семьи в профилактике правонарушений. Не надо другого образца , когда в глазах пример отца ( А. Грибоедов)
Роль семьи в профилактике правонарушений
Заголовок:
Не надо другого образца , когда в глазах пример отца ( А. Грибоедов)
Вводная часть:
Являясь классным руководителем 7 класса , а также родителем 16 летнего ребенка вижу и понимаю насколько важна в этом возрасте роль семьи в профилактике правонарушений . Растут наши дети.. а вмести с ними растет ответственность за их действия и поступки.
Как показывает время и происходящие события время насилие, жестокость, агрессивность, вандализм, терроризм захлестнули страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне.
Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые подрастая, превращались в маленьких преступников, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучениям своих друзей, близких, знакомых и незнакомых.
Поэтому в настоящее время на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям. Прекрасным произведением, можно сказать инструкцией по работе с трудными подростками служит данное произведение, не смотря на 100 летний возраст данного произведение его актульность имеет место и в наши дни.
Основная часть: Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно установление Семейным кодексом РФ ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ).
Правонарушения подростки совершают, как правило, за пределами школы и в каникулярное время, а отсюда очевидный вывод – что все правонарушения от незанятости детей, а попросту от безделья!! И причиной этому является снижение контроля со стороны родителей. 80 % процентов правонарушений происходит с участие детей. Которые большую часть времени предоставлеы сам и себе..негдеИ эта тенденция набирает обороты. Все больше и больше на школу возлагается обязанностей современными родителями. Все чаще школа обвиняется в недобросовестном исполнении своих обязанностей. Все это льется с экранов телевизора и различных публикациях в СМИ.
Работа по профилактике правонарушений среди учащихся это целый комплекс социально–профилактических мер, направленных на: формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание взаимоуважения, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Но недостаточно проводить работу только с несовершеннолетними, важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.
Но важно понимать, что склонность к правонарушениям у подростов возникает из-за упущений семейного воспитания. Тем более в современном обществе, с дико растущим потоком информации, дети как никогда нуждаются в особом внимании, душевной теплоте, и очень качественном контроле. Современная педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Но современные родители зачастую пренебрегают этим фактом по разным причинам: одинокие мамы много работают, и часто воспитание перекладывают на бабушек и дедушек, многодетные семьи, пытаясь удовлетворить потребности самых маленьких, забывают о том, что подростку нужен особый подход, а не просто компьютер и бесконтрольный доступ и интернет, да и полные и вполне благополучные семьи, порой, теряют связь с подростком. Кроме этого следует учесть, что во многих семьях отцы работают не по месту жительства. Эта ситуация получила термин «социальное сиротство».
И тогда школа должна стать помощником и связующим звеном между детьми и родителями.
Все родители без исключения желают своим детям светлого будущего, хотят, чтобы их ребенок вырос достойным членом общества, был приспособлен к современным реалиям жизни и умел принимать самостоятельные решения. Но не все знают, как этого добиться, не понимают того, что в плотном взаимодействии со школой, с педагогами, можно сделать гораздо больше.
За неисполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, семейно-правовой, уголовной.
В педагогической науке выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения детей:
неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
порицаемое поведение - поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;
предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Семья
А семья – это всё
А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.
А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.
А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее.
это первый коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме». В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей. Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.
Таким образом, решающим является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую как своеобразная форма самозащиты.
Асоциальное поведение родителей
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей
В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека
В семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка
В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. «Это может случиться с кем- то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей.
Стремление к обладанию различными труднодоступными потребительскими благами, жажда престижных, а порой и запретных удовольствий – вот главнейшая внутренняя побудительная сила, которая движет сегодня действиями и поведением молодых. Факты свидетельствуют, что многие семьи как раз своим образом жизни, своей системой ценностей и порождают в детях развитие мотивации вседозволенности. В силу разных причин у детей из вполне благополучных семей появляются ростки нездорового соперничества, зависти. Перенося опыт общения с родителями на общение со сверстниками, ребёнок будет копировать вашу модель. И как разговаривают с ним родители, с таким же выражением, как правило, будет и сам ребёнок вступать в разговор со сверстниками. И как он смотрит на родителей во время разговора, так он и будет смотреть на взрослых при общении.
Заключение.
Помните: всё в наших руках.
Именно от нас, родителей, в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. И самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Какие бы поступки дети не совершали - это наши дети.
И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми,ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Список использованных источников и литературы
Макаренко А.С., Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М.: Худож. лит. 1987. – 623 с.
Макаренко А. С., Собрание сочинений: в 8 т. / А.С. Макаренко. – М., 1986. – Т. 4. – 628 с.
Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.
Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.
Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М., 1995.
Сластенин В.А.и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
8 Стихотворение о семье И. Яворовская
С сайта: https://www.romanticcollection.ru/relation/family/stihi-pro- semyu?ysclid=lojo49djqv390673871
RomanticCollection.ru
Поляков Александр Васильевич
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Ирина Владимировна Казарцева
Галина Владимировна