Роль учителя в профессиональном самоопределении подростка

1
0
Материал опубликован 14 February 2020

Роль учителя в профессиональном самоопределении подростка Педсовет Загер Н.В. г. Соликамск

План педагогического совета 1.Актуализация профессионального самоопределения подростков. Загер Н.В. 2. Результаты анкетирования обучающихся 4, 9, 10, 11 классов Крошка Н.Т., Стукова О.А., Коновалова Н.Г., Петрова Е.Д., Загер Н.В., Норина О.К., Щёткина Л.И. 3. Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях. Загер Н.В. 4. Роль классного руководителя в профориентационной работе. Новые формы профориентационной работы: Р.И.Кузмичёва «Живой пример», Д.А.Пестова «Профессиональная презентация». 5. Роль учителя-предметника. Работа в группах. 6. Результаты работы в группах. Презентация мини-проекта. 7. Знакомство с Новым атласом профессий. Москалёва О.Н. 8. Подведение итогов. Решение педагогического совета.

Учитель - это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно. Ушинский К.Д. Актуальность от ФГОС Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Поручение Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета РФ от 23 декабря 2015 года «Разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих: воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации… предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций»

"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость

Определите, к какому времени относятся направления профориентационной работы № Советское время ( 70-90гг.20 века) Современная Россия 1 Градация профессий по разному типу ( человек- машина, человек- человек, человек- природа, человек- худ. образ) Создание Центров занятости населения 2 Проведение школьных профориентационных программ Психологическое консультирование 3 Экскурсии на предприятия Анкетирование 4 Открытие средних- специальных учебных заведений Методики по выявлению способностей учащихся 5 Ведение курса: «Основы производства. Выбор профессии», «Моя профессиональная карьера» Предпрофильная подготовка

Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений.

Проблемный анализ выявил ряд «болевых факторов» Школа не может в достаточной степени создать условия для удовлетворения потребностей всех учеников. • Неумение выпускников верно выбирать предметы для поступления. • Неготовность родителей оказывать помощь и поддержку в профессиональном самоопределении. • Отсутствие информации о спектре профессий на рынке труда у учеников, родителей, педагогов. • Неготовность учителей давать рекомендации ученикам и родителям о дальнейшем выборе профессии. • Отсутствие у учеников первоначального опыта профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики.

Профориентация это – (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – система мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, формирование готовности к труду в условиях рынка.

Профессиональная ориентация – многоуровневая система с целью формирования культуры профессионального самоопределения

Уровни профориентационной работы

Направления профессиональной ориентации

I Этап актуализации проблемы выбора профессии (1–4 классы (профинформация, профпросвещение) ЦЕЛЬ Педагогические задачи Сформировать первоначальное представление о мире труда, познакомить с наиболее доступными профессиями. (уровень пассивного самоопределения) 1. Развитие потребности в учебном и общественно полезном труде. 2. Первоначальное ознакомление с миром профессий, знакомство с наиболее доступными из них. 3. Вооружение доступными элементами труда по разным профессиям. 4. Формирование склонностей, способностей и интереса к профессиональной деятельности.

II этап формирования профессиональной направленности (5-7 классы) (профориентация, профвоспитание) Цель Педагогические задачи Сформировать общественно значимые мотивы выбора профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии (уровень зависимого самоопределения) 1. Целенаправленное знакомство с профессиями, ознакомление с потребностями региона в кадрах. 2. Выявление и развитие профессиональных интересов. 3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии. 4. Актуализация проблемы самопознания и самовоспитания. 5. Вооружение трудовыми умениями в определенных видах профессионального труда.

III Этап формирования профессионального самосознания (8–9 классы) (профдиагностика) Цель Педагогические задачи Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования (уровень сознательного самоопределения) 1. Ознакомление с основами правильного выбора профессии. 2. Развитие качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки профессионально важных качеств. 3. Продолжение изучения личности ученика с целью корректировки профессиональных намерений и путей продолжения образования. 4. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

IV Этап уточнения социально-профессионального статуса (10–11 классы) (профконсультация) Цели Педагогические задачи Сформировать убежденность в правильности выбора профессии. (уровень осознанного самоопределения) 1. Формирование знаний и умений по определенной профессии. 2.Корректировка программы самоподготовки к избранной профессия. 3. Вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-про-изводственным условиям труда по избранной профессии.

Профориентация должна обеспечить подростку возможность осознать свои интересы и возможности, научиться ставить перед собой реальные цели (составление жизненного и профессионального плана); • принять решения относительно выбора профессии; • облегчить переход от школы к жизни.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы достаточная информация о профессии и путях ее получения; потребность в обоснованном выборе профессии; уверенность школьника в социальной значимости труда; степень самопознания школьника; наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Решение педагогического совета 1. Учителям-предметникам включить вопросы профориентации в рабочие программы по предметам. 2.Классным руководителям 1-11 классов строить работу по профессиональному самоопределению учащихся с учетом возрастных, психологических особенностей обучающихся, используя разнообразные формы профориентационной работы. 3. Руководителю ШМО классных руководителей Н.В.Загер при разработке плана воспитательной работы с классами учесть необходимость включения раздела «Профориентационная работа» 4. Педагогу-психологу школы проводить консультации для классных руководителей по выявлению профессиональной предрасположенности обучающихся. 5. Познакомить обучающихся и родителей с навигатором Атласа новых профессий. 6. Классным руководителям актуализировать профориентационную работу в классе: на родительских собраниях ознакомить с результатами анкетирования обучающихся по вопросам ориентации, привлекать родителей к профориентационной работе. 7. Провести в 8-9 классах профориентационный квест «Профессия, которую я выбираю».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.