12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чайка Светлана Викторовна23
5

«Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Система образов, многоплановость композиции, проблематика. Библейские главы и образы»

«Роман «Мастер и Маргарита». История создания.

Система образов, много­плановость композиции, проблематика.

Би­блейские главы и образы»

Цели: ознакомить с историей ру­кописи «закатного» романа, сложностью сюжета и ком­позиции; раскрыть роль би­блейских образов романа, взаимосвязь событий в Ершалаиме и Москве.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы, целей урока.

III. Проверка читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Какое впечатление оставил у вас роман? Как вы его поняли?

Какие сцены романа вам особенно запомнились?

Кто вам запомнился из персонажей романа? Почему?

Какие основные сюжетные линии вы можете назвать?

IV. История создания. Многоплановость композиции. Проблематика.

1. Слово учителя о замысле и названии романа.

«Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий», – это слова самого Булгакова (из письма к Сталину 30 мая 1931 года). И настоящий писатель Михаил Булгаков продолжает работу. Венцом его творческого пути стал роман «Мастер и Маргарита», принесший писателю посмертную мировую славу.

Роман первоначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнялся, трансформировался, вобрав в себя судьбу самого писателя. Позже в роман вошла женщина, ставшая его третьей женой – Елена Сергеевна Шиловская (их знакомство состоялось в 1929 году, брак оформлен осенью 1932 года). Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории человечества.

Вслед за пушкинским «Евгением Онегиным» роман Булгакова может быть назван энциклопедией советской жизни. Быт и нравы новой России, человеческие типы и поступки, одежда и еда, способы общения и занятия людей, – все это развернуто перед читателем с убийственной иронией и одновременно пронзительным лиризмом в панораме нескольких майских дней.

Роман пережил три редакции. Писатель долго искал название для него, неоднократно менял варианты: «Чёрный маг», «Копыто инженера», «Жонглёр с копытом», «Гастроль Воланда», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Чёрный маг», «Копыто консультанта», «Князь тьмы». В 1937 году структура произведения сложилась, утвердилось название «Мастер и Маргарита». До последних дней автор вносил правки, а после его смерти жена стала первым редактором романа и занялась его публикацией.

Роман писался более 10 лет, а последние вставки в рукопись Булгаков продиктовал жене уже тяжело больным. Это роман-завещание. «Мастер и Марга­рита» – одно из загадочных явлений русской литературы XX в. Имеет множество вариантов прочтения.

Книгу о Воланде, Мастере, Иешуа и Маргарите надо уметь прочитать, ибо она – «огромная криптограмма, зашифрованный текст».

2. Многоплановость композиции. Проблематика.

Михаил Булгаков строит «Мастера и Маргариту» как «роман в романе». Его действие разворачивается в двух временах: в Москве 1930-х годах, где появляется, чтобы устроить традиционный весенний бал полнолуния, сатана, и в древнем городе Ершалаиме, в котором происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Связывает же оба сюжета современный и исторический автор романа о Понтии Пилате Мастер.

«При всей цельности этого произведения внутри него выделя­ются отдельные микророманы:

произведение Мастера с главными действующими лицами: Понтий Пилат, Иешуа, Левий Матвей (исторический мир);

роман” самих героев – Мастера и Маргариты (реальный мир);

роман” Воланда и его “свиты”, “жестокий” роман – с убий­ствами, поджогами и т. п. вещами» (фантастический мир). (Л. Киселева).

Каждая часть имеет свой сюжет, свою композицию, систему персонажей, своего главного героя. Роман посвящен не судьбе отдельного человека или группы лиц, а судьбе челове­ческой личности и всего человечества на протяжении почти двух тысячелетий.

Какие же темы подняты в романе? Какая из них главная?

(Запись в литературные тетради.)

Темы: творчества; любви; трусости и раскаяния; добра и зла; праведного суда; бессмертия; современ­ной автору Москвы; свободы и несвободы; веры; борьбы Добра и Зла в человеке; тема Дома и Антидома. Главная тематема любви, дающей силы, стимулирующей творчество. Здесь явная параллель с судьбой самого писателя. О первенстве этой темы свидетельствует заглавие романа.

Роман посвящен вечным проблемам, и они существуют в на­стоящем так же, как и много веков назад. Какие это проблемы?

(Запись в литературные тетради.)

Что такое истина.

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

V. Беседа по роману «Мастер и Маргарита». Би­блейские главы и образы.

«Ершалаимские» главы – это вариант «Евангелия от Булгако­ва», это философский пласт произведения. Какое время года в Ершалаимских главах? (Весна, накануне Пасхи.)

Время действия в Москве тоже весной, страстной четверг накануне Пасхи.

Глубокая связь между московскими и ершалаимскими гла­вами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком в 1900 лет.

Образ Понтия Пилата. Каким вы его видите?

(Создавая образ прокуратора Иудеи, Бул­гаков рисует человека сильного, наделенного огромной властью, однако не лишенного человеческих слабостей.

Мучимый внутренними противоре­чиями, Пилат ощущает на себе воздействие нравственной пропове­ди Иешуа, готов поверить ему. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью.

Булгаков показал духовные страдания человека, облеченного властью государственной и не властного над своими поступками.)

Какие проблемы связаны с этим образом?

(С образом Пилата связаны проблемы:

а) выбора;

б) ответственности за содеянное;

в) власти;

г) истины и смысла человеческого существования.)

Почему Пилат утверждает вынесенный Иешуа смертный приговор? Действительно ли прокуратор считает Га-Ноцри преступником?

(Пилат понимает, что осужденным на смерть оказывается совершенно невинный человек. Прокуратор воспринимает Иешуа как «безумного мечтателя и врача», «философа-бродягу». Понимающий невиновность Иешуа, он находится в подчинении кесарю, чью власть, как и всякую дру­гую, отрицает Иешуа, говоря о «царстве истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».)

Как история с Иешуа повлияла на самоощущение и поступки Пилата?

(Причастность к смерти Иешуа тяготит Пилата, служит источником бесконечных душевных мучений, вызванных угры­зениями совести. Предсмертные слова Га-Ноцри о трусости как одном из главных человеческих пороков прокуратор воспри­нимает в качестве адресованного ему укора. Желание хоть час­тично загладить собственную вину, «самореабилитироваться» побуждает Пилата предложить помощь ученику Иешуа – Ле­вию Матвею, подталкивает к решению об убийстве Иуды и ос­корблении первосвященника.)

Что предпринимает Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоя­лась? (Пробудившаяся совесть заставляет Пи­лата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помило­вания в праздник Пасхи.)

Какой сон снится Понтию Пилату после казни и почему?

Каково наказание, уготованное Пилату? (Гл. 31: наказание Пилата – в его бессмертии (заметим, что из всех прокураторов Иудеи память человечества действительно сохранила прежде всего его имя). Герой ненавидит свое бессмертие, ибо это бессмертие предателя.)

Образ Иешуа. Чего в нем больше – божественного или че­ловеческого? (Нищий, бездомный, странствующий, не помнящий родителей, лишен крова, семьи. У него нет свиты учеников, он не объявляет себя сыном Бога, оставаясь сыном неизвестных родителей. Иешуа проповедовал добро, милосердие, царство истины, где не нужна власть.)

У Булгакова именно человек является носителем «доброй во­ли», именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного совершенства.

Кто свободнее: Пилат или Иешуа?

(Иешуа – физически слабый, но внутренне свободный чело­век. Пилат – храбрый воин, но испытывает страх перед властью. Духовно несвободный, он оказался трусом перед кесарем.)


t1588676422aa.jpg

Учитель. У литовского художника и композитора Чюрлениса есть картина, которая называется «Истина». На фоне лица человека – горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Художник передал нам истинное ощущение света души от обладания истины. Истина именно в силе духа, в силе души, в силе самого человека. Так и Иешуа. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду, но иначе себя не поведет. И стоит струсить один раз, как совесть не даст покоя. Иешуа, избитый, приговорен­ный к смерти, остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Истина для него оказывается дороже жизни.

VI. Обобщение.

Почему трусость названа в романе самым страшным поро­ком? (Пилат наказан за трусость: чиновник в нем победил чело­века. Пилат не рискнул спасти невиновного Иешуа из опасения за свое положение, из страха потерять место. Это станет его вековой мукой. Пилат осознал, что трусостьодин из страш­ных пороков.)

Трусость – самый страш­ный порок, потому что в Москве 30-х гг. трусость «правит балом». Сам Булгаков считал трусость главным пороком, потому что от него идут все остальные. Именно трусость, боязнь нового заставляет чиновников травить и Булгакова, и Мастера.

В чём своеобразие булгаковской интерпретации древних событий от канонических Евангелий (образ Иисуса Христа, Понтия Пилата, Иуды)?

Расхождение с евангельскими текстами проявляется:

1) в нетрадиционной транскрипции имен и званий.

Иешуа Га-Ноцри (в соответствии с тем языком, на котором говорили жители Иудеи). Для читателя это знак: Иешуа должен напоминать о Христе, но он – не евангель­ский Христос.

Булгаков превратил Иуду Искариота в Иуду из Кириафа, следуя принципу транскрипции евангельских имен.

2) В возрасте героя (Иешуа 27 лет, Христу было 33 в момент распятия; Иисус Христос воспитывался в семье, а Иешуа не помнит сво­их родителей);

3) место рождения (место рождения Христа – Назарет, а Гa-Ноцри родом из Гамалы);

4) родители (Иисус Христос воспитывался в семье, приёмный отец – иудейский плотник Иосиф; а отец Иешуа - сириец);

5) в отсутствии вокруг Иешуа 12 апостолов, единственный «ученик» Иешуа – Левий Матвей;

6) в судьбе Иуды (булгаковский Иуда, работающий в меняльной лавке, не является учеником Иешуа, как его новозаветный прообраз. Библейский Иуда, раскаиваясь в содеянном, пытается вернуть священникам полученные за предательство Христа деньги и совершает самоубийство. Герой Булгакова нисколько не тер­зается угрызениями совести, получив деньги и беззаботно отправ­ляясь на любовное свидание вскоре после казни Га-Ноцри);

7) в истории погребения Иешуа;

8) в изменении характера проповеди Иисуса, ограниченной важнейшими нравственными постулатами: «Все люди добрые» (в ро­мане Иешуа просит передать Пилату, что трусость – самый страш­ный порок);

9) Иисус Христос – центральный пер­сонаж новозаветной истории, а главное действующее лицо библейских глав романа Булгакова – Понтий Пилат.

10) Понтий Пилат – историческая личность, наместник (прокуратор) Иудеи, представитель римского императора Тиберия. Но, кроме ре­ального, есть еще евангельский Пилат. И есть Пилат булгаковский.

Булгаковский Понтий Пилат – человек с большой сове­стью, измученный одиночеством, для которого встреча с Иешуа – возможность спасения, другой, новой жизни. Бул­гаковский Пилат смертью Иуды пытается откупиться от чувства вины, он осознает невозможность совместить власть и человечность.

Реальный Понтий Пилат вряд ли принял участие в судьбе Иисуса.

Евангельский Пилат никак не участвует в смерти Иуды.

11) Но главноеоспорено божественное происхождение ге­роя; носителем высшей истины является не богочеловек, а сын человеческий.

Учитель. Такие люди, ищущие справедливости, страдающие, высокие духом, честные и неподкупные, к счастью не переводятся на Земле. Когда общество будет готово услышать их? Изобразив страшную смерть Иешуа, Булгаков возвеличивает человеческий подвиг подобных мучеников, отдающих жизнь за торжество общечеловеческих идеалов.

Писатель утверждает мысль о вечной борьбе добра и зла, света и мрака, определяющей законы бытия.

VII. Домашнее задание: перечитать главы о литературном мире и Мастере (5, 13, 24, 29, 30, 32).

Ответить на вопрос: Почему Мастер не заслужил свет, а только покой?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.