Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса за 4 четверть
Итоговая контрольная работа
с обучающимися 8 класса за 4 четверть
Предмет: биология
Класс: 8
Цель работы: определить уровень образовательных достижений обучающихся по биологии за 4 четверть 8 класса.
Время проведения: 30 минут.
Источник информации, использованный при создании КИМ Биология : 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова ; под ред. В. В. Пасечника. – 12-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – 159 с. : ил. - (Линия жизни)
Структура проверочной работы: работа состоит из трех частей.
Часть 1 содержит 8 заданий. К заданиям №1-4 необходимо дописать термин. В заданиях №5-6 - выбрать три верных ответа из шести. В задании №7 необходимо найти соответствие. В задании №8 – установить последовательность биологического процесса. В данной части проверяется усвоение базовых понятий, умений и навыков.
Часть 2 содержит задания на определение и характеристику биологического объекта.
Часть 3 содержит 2 задания-задач, требующие полного и обоснованного ответа.
Ответы вносятся обучающимися в бланк для ответов
Оценивание работы:
Часть 1 |
по 0,5 балла
по 0,25 балла |
№1-4 - 2б. №5-6 - 1,5б.+1,5б. №7 - 2б. №8 - 1,25б. |
Часть 2 |
по 1баллу |
№9 - 1б.+1б. = 2б. |
Часть 3 |
3,75 балла |
№10 - 2б. №11 - 1,75б. |
Максимальный первичный балл за работу – 14 баллов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётами являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Шкала перевода первичного балла в пятибалльную систему оценивания:
14 баллов – «5»
13 – 8 баллов «4»
7 баллов – «3»
Меньше 7 баллов – «2»
Нет ответа – «1»
Верные, на ваш взгляд ответы, запишите в бланке для ответов
ЧАСТЬ І
В заданиях 1-4 напишите необходимый термин.
1. Группа птиц, птенцы которых вылупляются голыми, слепыми и глухими - ….
2. Экологическая группа птиц, которые могут перемещаться в поисках пищи, не удаляясь на значительные расстояния от мест гнездования – ……
3. Особый механизм газообмена у птиц с участием воздушных мешков – ……
4. Особая мышца у млекопитающих, разделяющая грудную и брюшную полость - …..
В заданиях 5-6 выберите три верных ответа из шести.
5. Для млекопитающих животных характерно:
1) четырёхкамерное сердце
2) теплокровность
3) наличие внешнего скелета
4) наличие производных кожи
5) дыхание растворенным в воде О2
6) наличие одного круга кровообращения
6. Из списка животных выберите представителей отряда парнокопытные класса млекопитающие:
1) олень
2) зебра
3) кабан
4) жираф
5) кулан
6) носорог
В задании 7 установите соответствия между элементами правого и левого столбца.
7. Установите соответствие между признаком животных класса млекопитающие и отрядом, к которому они относятся:
Признак А) могут иметь сложный желудок Б) есть зачатки тазовых костей В) зубы слабо дифференцированы Г) резцы покрыты эмалью спереди, растут постоянно |
Отряд 1) насекомоядные 2) рукокрылые 3) грызуны 4) китообразные 5) парнокопытные |
В задании 8 установите последовательность биологических процессов.
8. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования:
1) откладка яиц и их насиживание самками
2) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных
3) образование у яиц белочной и других оболочек
4) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов
5) появление потомства и проявление заботы о нём
ЧАСТЬ ІІ
Задание 9 на определение и характеристику биологического объекта
9. Птицы – класс животных, приспособленных к полету. Определите особенности птиц и дайте ответы на вопросы.
1. Для обеспечения аэродинамики полета тело птиц должно быть легким. Назовите три особенности в строении птиц, которые уменьшают общую массу тела.
2. Какая кость обозначена на рисунке под № 14? Укажите ее значение.
ЧАСТЬ ІІІ
Задания 10 решение задач. Запишите номер задания, а потом полный развёрнутый ответ
10. Крот и ёж принадлежат к одному отряду и питаются одинаково. Почему ёж впадает в спячку, а крот нет?
11. Почему сокращается численность многих видов млекопитающих? Какие меры по их охране вы могли бы предложить?
БЛАНК ОТВЕТОВ
Номер вопроса |
Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
- - - |
10 |
|
11 |
|
12 |
|
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Номер вопроса |
Ответ |
1 |
гнездовые |
2 |
кочевые |
3 |
двойное дыхание |
4 |
диафрагма |
5 |
1,2,4 |
6 |
1,3,4 |
7 |
А2 Б4 В1 Г3 |
8 |
24315 |
9 |
3 любых ответа из предложенных вариантов
1. Отсутствие зубов; 2. Очень легкий перьевой покров; 3. Уменьшение количества костей; 4. Кости полые; 5. Отсутствие мочевого пузыря; 6. Воздушные мешки. |
10 |
Киль Предназначен для прикрепления мощных грудных мышц, приводящих в движение передние конечности |
11 |
У ежа нет возможности добывать пищу в достаточном объеме в зимнее время. А крот живет под землей, где нет снега, земля на такую глубину не промерзает, под землей ему достаточно личинок, куколок и зимующих насекомых, плюс крот делает запасы на зиму, например, из дождевых червей. |
12 |
низкая плотность;
1. Создание заповедников 2. Запрет на охоту 3. Включение видов в Красную книгу 4. Сохранение естественной среды обитания 5. Создание охранных организаций 6. Призыв общественности к защите млекопитающих. |