Создание фигур для рождественского вертепа. Мастер класс.
Желание создать подобие рождественский вертеп появилось давно. Я часто засматривалась в церковных лавках на подобные фигурки, но на этот раз желание и стремление совпали с реальной необходимостью.
Ставить под Рождество в доме вертеп - старинная европейская традиция. Вертеп представляет собой модель Вифлеемской пещеры с фигурами Христа, его земных родителей, пастухов, волхвов.
Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»).
Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
Вертеп, над которым мне удалось поработать, задумали сделать в храмовой воскресной школе.
Сама пещера была создана их пенопласта соединенного жидкими гвоздям и строительной пены. Когда конструкция была смонтирована , ее покрасили акриловой краской, а сверху губкой нанесли бронзовую краску. Над формой и внешним видом пещеры работали другие прихожане, моя задача была создать фигуры.
Прежде чем создавать фигуры, необходимо было решить дилемму. Дело в том, что вертеп предназначался для храма, а традиционно в православных храмах не ставят объемных изображений святых. Чтобы не нарушать традиции, я решила сделать барельефы.
У меня получились четыре скульптурные группы и одна Вифлеемская звезда. Процесс создания покажу на примере рельефа пастухов.
Для их создания рельефов мне понадобился плотный картон и самозатвердевающая масса для лепки. С подобной массой я работала впервые, поэтому мне был интересен результат.
На первом этапе рисуем на картоне фигуры, которые необходимо будет вылепить. Предварительно я посмотрела множество картинок на эту тему в Интернете.
На следующем этапе мы вскрываем пакет с массой и берем ее небольшое количество. Масса достаточно быстро становится твердой, поэтому советую сразу упаковать неиспользованную часть массы в пакет. Начинаем лепить с того, что размазываем тонким слоем массу на фигуру, начинаем с фигур дальнего плана. Для лепки я обычно использую канцелярское перышко. Им удобно углублять места складок, создавать мелкие детали.
Консистенция массы достаточно удобна для лепки, но тонкий слой ее, остающийся на руках, высыхает быстро, а поэтому можно поставить рядом емкость с водой, чтобы своевременно мыть руки. Влажными руками удобно выглаживать отдельные части, но с водой важно не перестараться, картон может повести.
Далее наносим массу для лепки фигур первого плана. Масса позволяет хорошо наращивать объемы, но лепить надо сразу, быстро. На упаковке указано, что масса застывает 1 см. в сутки, но на самом деле уже через полчаса , час поправить работу сложно.
При помощи канцелярского перышка прорабатываем мелкие детали: придаем пушистость шерстки овечки, колючесть сена. Далее работа сохнет.
Чтобы полноценно работать цветом, покрываем рельеф акриловым грунтом. В принципе, работу можно и не покрывать, но грунт сохраняет яркость красок.
После просушки готовим краски к работе. Можно использовать акрил, гуашь и даже акварель. Фигуры Иосифа и Марии я покрывала гуашью, затем попробовала акрил, он мне понравился больше.Но для палитры лучше брать картон, а не традиционную пластмассовую палитру. Акрил быстро засыхает отмыть палитру бывает сложно.
Придаем цвет тела: в белила добавляем каплю оранжевого цвета, если нет оранжевого, смешиваем красный и желтый.
Поскольку фигуры должны стоять в углублении, фон вокруг делаем золотистым с тональным переходом в коричневый.
Придаем цвет одеждам. Для увеличения объемности фигур по углублениям наносим тени.
Чтобы овечка была правдоподобнее вклеим вместо глаз пару бисеринок.
Среди акриловых красок у меня нашелся тюбик с перламутром. Им удобно пройти по бликовым белым поверхностям, а смесь перламутра с металликом дала эффект освещенности фигур.
Когда роспись со всеми мелкими деталями готова, подготовим клей и напыление для светящегося фона. Для работы с блестками я больше люблю клей « Момент». Но чтобы не было запаха можно использовать «Атлант». Смазываем фон клеем и напыляем блестками.
Можно это делать руками, но опыт работы с имитацией холодной эмали, подсказывает еще один способ напылить блестки. На обратную сторону перышка набираем блестки и аккуратно кисточкой смахиваем их в клей.
Когда все детали готовы можно заняться обрезкой фигур. Опыт показал, что лучше вырезать фигуры ножом и возможно не на последней стадии, а после покрытия грунтом. При работе с ножом обязательно необходимо подстелить плотный картон.
Сзади фигур делаем подставку в виде треугольника.
Аналогично были созданы остальные фигуры.
История создания вертепов
https://foma.ru/tradiczii-i-istoriya-rozhdestvenskogo-vertepa.html
Ирина Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Кушнарева Татьяна Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна