Семинар на тему «РППС в ДОУ»
МАДОУ «Детский сад № 453», г. Нижний Новгород РППС В ДОУ в условиях внедрения ФОП дошкольного образования старший воспитатель Смирнова Марина Вячеславовна
Нормативно-правовое и методическое обеспечение: – наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы); – соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий. Создание информационного пространства для родителей: – содержание информационных материалов для родителей; – эстетика оформления; – наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Формирование РППС - уникальное решение для каждой образовательной организации Формирование РППС - уникальное решение для каждой образовательной организации Роль педагога – открыть перед детьми весь спектр возможностей среды в целях эффективного развития каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности.
Понятие и сущность развивающей среды Развивающая среда -определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) Развивающая среда - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых (С.А.Смирнов)
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: · Конституция Российской Федерации; · Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; · Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; · Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; · Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; · Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; · Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психологопедагогической ценности игр и игрушек"»); · Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; Нормативные требования по организации РППС При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: · Конституция Российской Федерации; · Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; · Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; · Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; · Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; · Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; · Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»); · Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; - Рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
Требования к образовательной среде 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников 4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования 5) обеспечивает открытость дошкольного образования 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности Среда строится на основе принципа соответствия анатомно-физиологическим особенностям воспитанников по ФОП ДО (росту; массе тела; размеру руки , дающей возможность захвата предмета)
Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО должна быть: Содержательно насыщенной и динамичной Трансформируемой Полифункциональной Вариативной Доступной Безопасной Эстетичной
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы , строится на оснащении среды и образовательном пространстве Оснащение - это : Средства обучения , в том числе технические; Соответствующие материалы, в том числе расходные; Оборудование и инвентарь (игровой, спортивный, оздоровительный)
Образовательное пространство обеспечивает: Активность для всех категорий воспитанников (игровую, познавательную, творческую, исследовательскую (экспериментирование с доступными материалами , в том числе с песком и водой), двигательную ( в том числе развитие крупной и мелкой моторики , участие в подвижных играх и соревнованиях) Эмоциональное благополучие ( во взаимодействии с пространственным окружением) Возможность самовыражения
В целях насыщения образовательного пространства РППС должна обеспечивать работу по 5 образовательным областям в соответствии с ФГОС Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Деление по образовательным областям условно, поскольку решение конкретных задач одной области содействует косвенному решению другой.
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Организация РППС по образовательной области «Речевое развитие» предполагает: 1.Оформление уголка книги с художественной литературой, которую читают детям в настоящее время и с которой предполагают познакомить дошкольников в будущем (для того, чтобы заинтересовать красочными иллюстрациями); подбором картинок сказок для самостоятельного рассказывания; портретами писателей и т.д. 2. Разнообразные выставки и вернисажи детского творчества по художественным произведениям. В этих выставках может принимать участие и семья (старшие дети, родители, бабушки и дедушки). 3. Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, картонный, варежковый, игрушечный и т.д.) для разыгрывания детьми сказок, стихов, знакомых художественных произведений. 4. Оборудование зоны подготовки детей к обучению грамоте (различные таблицы, азбуки, рабочие тетради для самостоятельного использования, малые доски для написания букв и отдельных слов и т.д.).
Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
Оформление РППС по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие предполагает: 1.Оборудование музыкального уголка в группах с магнитофоном, различными детскими музыкальными инструментами, картинками-нотами, картинками-песнями, картинками-танцами, портретами детских композиторов, элементами костюмов для танцевального творчества и т.д. В младших группах должен быть уголок ряжения, который используется и для социально-эмоционального развития детей. 2. Оформление уголка изобразительной деятельности с полным набором всего необходимого оборудования и материалов (доски, навесные обои для рисования, мелки, карандаши, кисточки, гуашь, акварельные краски, глина, сангина, столы для рисования на песке и многое другое). Для самостоятельного творчества необходимы разнообразные картинки, схемы, модели и т.д. 3. Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности из разнообразного материала (покупных конструкторов, из бросового и природного материала) со схемами изготовления поделок, макетами и примерными образцами. 4. Оформление музыкального зала со всем необходимым оборудованием.
Социально-коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе… Развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности саморегуляции… Развитие социального и эмоционального интеллекта… Формирование готовности к совместной деятельности Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Для социально-коммуникативное развития детей в РППС должно быть предусмотрено: 1. Оборудование зоны сюжетно-ролевых игр (в соответствии с возрастом и предпочтениями детей). 2. Оформление уголка социально-коммуникативного развития детей (с разнообразными играми, альбомами и пособиями). 3. Оборудование для трудовой деятельности детей (коллективной и индивидуальной), уголок дежурства. 4. Оформление уголка знакомства с разнообразными профессиями и трудом взрослых (альбомы, картинки, вернисажи и т.д.). 5. Оборудование уголка безопасного поведения в быту, на улице, в природе (разнообразные пособия, коллекции, альбомы, литература и т.д). 6. Оформление «семейного» уголка (семейные альбомы, стенгазеты, фотографии и др.). Прим. Поскольку ознакомление с Родиной у дошкольников начинается с семьи и ближайшего окружения, рядом с «семейным» уголком можно оформить уголок нравственно-патриотического воспитания.
Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Развитие представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира
Для полноценного познавательного развития детей необходимо: 1. Оформление познавательно-исследовательской зоны со всем необходимым оборудованием (особенно, в старших группах). 2. Оборудование математического уголка с предметами разной формы, цвета, размера и т.д., пособиями, связанными с понятиями «часть – целое», «время», «пространство» (рабочие тетради, схемы, таблицы и т.д.). В младших группах необходимо оборудование уголка сенсорики. 3. Оформление уголка нравственно-патриотического воспитания с разнообразными альбомами и видеофильмами о районе, родном городе, столице нашей Родины и её` символике (гимн, герб, флаг), о руководителях города и государства (в соответствии с возрастом), о других городах страны. В этот уголок можно поместить предметы народного быта и творчества (особенно, нашего региона). 4. Оформление в старших группах уголка «Земля – наш общий дом» (с разнообразными альбомами о природе Земли, её обитателях и т.д.). В этом уголке может быть размещена карта нашей области или страны с отметками, где побывали воспитанники группы, или с кем дружат из другого город
Физическое развитие Приобретение опыта двигательной деятельности Развитие физических качеств Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)
Для выполнения задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо: 1. Оборудование физкультурного зала всем необходимым для выполнения основных движений в соответствие с возрастом детей, т.е. разных размеров и форм. Следует использовать как традиционное оборудование (гимнастические стенки, скамейки, кубы, обручи, мячи, ленты и т.д.), так и нетрадиционное, изготовленное по специальным образцам или выполненное самими педагогами (разнообразные балансиры, степы, маты и т.д.). 2. Физкультурное оборудование в группах должно не только соответствовать возрасту детей, быть разнообразным и находиться в безопасном месте, но и способствовать развитию движений малой подвижности не провоцировать дошкольников на бег, прыжки, подвижные игры с мячом и т.д.
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности: 1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей. 2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера. 3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр , совместных игр со сверстниками под руководством взрослого. 4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств. 5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок. 6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет ) предусматривается комплекс из 12 центров детской активности: 1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». 2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»). 4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»). 7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». 9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». 10.Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. 11.Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений. 12.Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Принципы оценки безопасности игровой продукции 1.Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений. 2. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие. 3. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Факторы проектирования РППС Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; Особенности социально-личностного развития ребенка; Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности ребенка; Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности ребенка; Возрастные и поло-ролевые особенности ребенка
При проектировании РППС соблюдайте следующие принципы: Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. Организация « зон приватности». Предоставление ребенку права и свободы выбора. Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования. Полифункциональность использования помещений и оборудования. Возрастная и поло-ролевая адресность оборудования и материалов.
Насыщение РППС
Младший возраст (1,2 младшая группа)
Критерии оценки РППС: Открытость среды для преобразований: – элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.); – отсутствие жестко закрепленных центров активности. Современность среды: – современные и традиционные игрушки и пособия; – оборудование, соответствующее реалиям времени; – мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
Ориентированность на повышение физической активности: – специальное оборудование для физкультурного центра; – пространство для осуществления физической активности. Ориентированность на повышение физической активности: – специальное оборудование для физкультурного центра; – пространство для осуществления физической активности. Приспособленность для познавательной деятельности: – дидактические игры и материалы; – книжный центр с набором разнообразных книг; – обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы); – материалы для экспериментальной деятельности и др. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр: – игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями; – пространство для организации сюжетно-ролевых игр.
Ориентированность на творческое развитие: – игры и материалы для организации творческой активности детей; – пространство для организации творческой активности детей. Ориентированность на творческое развитие: – игры и материалы для организации творческой активности детей; – пространство для организации творческой активности детей. Элементы природы в среде: – специально оборудованный центр природы; – растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности; – прочие элементы природы в среде. Комфортность среды: – мягкая, комфортная мебель; – уголок психологической разгрузки (уединения); – наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото; – оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
Эстетика среды: Эстетика среды: – наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.); – присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола); – сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», « кислотных» тонов, взаимоисключающих тонов, разброса цвета, несоответствия цвета и пр. Безопасность среды: - обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность; – соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН