Графический диктант для детей от 6 до 8 лет с применением ИКТ

Цель занятия: развивать у обучающихся навык точного следования пошаговой инструкции, умение ориентироваться по указателю, двигаться по заданной траектории и проверять полученную последовательность действий.
Оборудование и подготовка:
- проектор и экран, презентация на компьютере или интерактивной доске;
- программное обеспечение: PowerPoint/Keynote или аналог; можно использовать онлайн-инструменты для рисования (например, онлайн-рисовалки) или графический редактор в рамках презентации (к примеру, один из детей будет работать на интерактивной доске);
- графический диктант: слайды с тремя уровнями сложности;
- указатели: лазерный указатель или курсор мыши;
- тетради для графического диктанта.
Ход занятия:
Организационный момент
- приветствие, настрой на занятие;
- кратко объяснить детям, что сегодня будут рисовать по диктанту, как читать подсказки на экране.
Графический диктант по уровням
- проговаривать диктант вслух, дети повторяют рисование на своих листах/в электронном планшете, подсказки сколько клеток и в какую сторону чертить демонстрируются на экране.
- каждый уровень начинается с показа на экране финального результата, затем пошаговый разбор.
Подведение итогов и закрепление
- дети показывают полученный рисунок, педагог задаёт вопросы: какие элементы использовали, какие движения потребовались;
- краткая оценка прогресса: что получилось, что требует повторения.
Рефлексия: обсудить, какие элементы (шаги, линии) были сложнее, как помогли указатели и цифры с шагами.
Уровни графического диктанта
Уровень 1 – Начальный
Компоненты на слайде: итоговая фигура; разметка, где показаны сами линии: жирно выделены основные направления; указатель (курсор/цветной маркер) и цифра с шагами, объясняющая последовательность.
Диктант на этом уровне (пример сценария):
- “Начинаем с красной точки с краю листа.” Активная подсказка на экране: красная точка.
- “Проведите линию карандашом вправо на одну клетку.” Появляется стрелка вправо, цифра 1 и линия.
- Финальный шаг: по завершению диктанта дети видят итоговую картинку.
Уровень 2 – Средний
Компоненты на слайде: итоговая фигура; указатель и цифра с шагами, как в первом уровне.
Диктант на этом уровне (пример сценария):
- “Начинаем с красной точки с краю листа.” Активная подсказка на экране: красная точка.
- “Проведите линию карандашом вправо на одну клетку.” Появляется стрелка вправо, цифра 1.
- Финальный шаг: по завершению диктанта дети видят итоговую картинку.
Уровень 3 – Сложный
Компоненты на слайде: указатель (слова вправо/влево/вверх/вниз) без стрелок и цифра с шагами, без финального изображения.
Диктант на этом уровне (пример сценария):
- “Начинаем с красной точки с краю листа.” Активная подсказка на экране: красная точка.
- “Проведите линию карандашом вправо на одну клетку.” Появляется слово «вправо» вправо, цифра 1.
- Финальный шаг: по завершению диктанта дети видят итоговую картинку.
Методические требования и рекомендации:
- Четко озвучивать каждый шаг, повторять ключевые фразы: направление (вверх, вправо).
- В интерактивном режиме можно разрешить детям использовать планшеты, чтобы они повторяли действия на собственном экране, синхронно с диктантом.
- По возможности обеспечить параллельную работу: часть детей наблюдает финал, часть выполняют пошагово на своих устройствах.
- Контроль понимания: после каждого уровня спросите у детей, что было самым сложным и почему помогла подсказка.
Безопасность и доступность:
- Применяйте понятные, крупные элементы на экране.
- Для детей с ослабленным зрением — увеличьте контраст, используйте крупные цвета, увеличьте размер шрифта и элементов.
- Для детей с трудностями моторики — дайте больше времени на каждый шаг, используйте более крупные стрелки и яркие пометки.
Дополнительные идеи:
- Можно добавить голосовые подсказки на следующих этапах для усиления аудиального восприятия.
- После уровня 3 можно устроить мини-игру: «Найди ошибку» — на экране появляется два варианта: правильный завершенный шаг и альтернативный, выберите правильный.
- В конце занятия дать детям маленькие карточки с рисунками-напоминаниями о принципах диктанта (начинай с точки, двигайся по шагам, проверяй последовательность).
Графический диктант для детей от 6 до 8 летPPTX / 2.64 Мб