Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

1
0
Материал опубликован 25 January 2021

Предварительный просмотр презентации

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Выполнила: Ястребова О.Н.  

АКТУАЛЬНОСТЬ На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

ГИПОТЕЗА МОЕЙ РАБОТЫ: Я полагаю что процесс развития образной речи детей будет более эффективен при использовании сказок как педагогического средства, если работа по развитию образной речи осуществляется целенаправленно.

УЧЕНЫЕ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ Е.И.Тихеева, Б.И. Яшина, А.Е. Флерина, Е.Н. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова,Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина, Б.М Теплова, Ф.А Сохин, Е.В. Савушкина и др.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Апробировать в практике систему развития образной речи детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки

В соответствии с целью и гипотезой моей работы были определены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу и раскрыть влияние сказки на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста. 2. Провести анкетирование с родителями по теме «Сказка в жизни вашего ребёнка» 3. Провести диагностику по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать систему развития образной речи посредством русской народной сказки.

Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.

Русская народная сказка, по мнению исследователей, является наиболее эффективным средством для развития образной речи детей. Сказка - это кладезь  народной мудрости, традиций и языка. Сказка воспитывает детей интеллектуально  и нравственно, развивает воображение  и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.          

Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного  языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств.

Флерина Е.А. придает  большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том,что рассказывая  сказку, ребенок вновь и вновь  переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя         

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» 1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?  2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?  3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?  4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?  5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?  6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?  7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?  8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?  9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?  10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?  11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?  СПАСИБО! 

ЗАДАНИЕ 1. «ПОМОГИ НАЙТИ ПОТЕРЯННУЮ СКАЗКУ» Цель: Проявить умение употреблять экспрессивную лексику по смыслу сказки.

ЗАДАНИЕ 2. «ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ» Цель: Выяснить умение детей по собственному желанию использовать экспрессивную лексику при словесном описании

ЗАДАНИЕ 3. «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКИ» Цель: Выяснить умение детей в процессе рассказывания сказки использовать языковые средства. 1 критерий: наличие в речи лексико – семантических средств с показателем – употребление в речи слов в переносном смысле. Задание 1. «Отгадай кто это» Цель: проявить умение детей употреблять слова в переносном смысле. 2 критерий: целесообразное использование в речи тропов с показателем – употребление в речи эпитетов; метафор; сравнений. Задание 2 «Сказочное путешествие» Цель: выявить умение детей использовать в речи метафоры Задание 3 «Кто я и где живу?» Цель: выяснить умение детей употреблять в речи детей эпитеты Задание 4. «На кого я похож?» Цель: выявить умение детей подбирать сравнения Задание 5. «подбери слово» Цель: выяснить умение детей употреблять в речи синонимы и антонимы 3 критерий: использование в речи синтаксических средств. Задание 6. «Сказка возвращается» Цель: выяснить умение детей употреблять в речи эпифоры (повторы)

1. Навыки выделения в сказке средства художественной выразительности 2. Навыки подбора синонимов 3. Навыки подбора антонимов 4. Навыки подбора сравнений 5. Навыки подбора эпитетов 6. Применение художественной выразительности в собственной речи Критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказывании средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы).

Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;

Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

КРИТЕРИЯМИ ОТБОРА СКАЗОК ВЫСТУПИЛИ:   Наличие языковых средств выразительности; Наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения, антонимы, синонимы);   Наличие многозначных слов

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА Цель: познакомить детей со сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец.), услышать богатство образной речи. Эпитет: Красная девица, злато- серебро, Аленушкино окошко, чистое поле, по широкому полю. Гипербола: одни- одинешеньки, жили- были, шли-шли. Антоним: стоит- бежит Метафора: костры высокие, котлы чугунные, ножи булатные, жить- поживать Фразеологизм: повесил он голову Олицетворение: на дно тянет

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЗАЯЦ- ХВАСТА» Цель: предложить детям вспомнить название русских народных сказок, характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок; учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, учиться находить в сказке образные слова и выражения. Эпитет: самый сильный, самый смелый, мудрая ворона, старая ворона Фразеологизм: душа в пятки Гипербола: жил- был

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «МОРОЗКО» Цель: познакомить детей с новой сказкой, вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; учить детей находить образные слова и выражения, предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно – падчерицу) и сравнить их с персонажами других сказок. Олицетворение: ветер так и воет, и поднялась тут вьюга Эпитет: красная девица, нерядная да веселая, нарядная да румянная, Метаффора: как будто и не бывало Сравнение: мачеха- властная, завистливая, жадная и старик- кроткий, мягкий, исполнительный; дочь старухи- ленивая, грубая, злая и падчерица- трудолюбивая, услужливая, добрая; Омоним: блины да пироги печь Гипербола: жили- были Синоним: она ленивица, бездельница, голубила, нежила,

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ГУСИ- ЛЕБЕДИ» Цель: продолжать учить составлять сказку с опорой на карты-схемы; формировать целостное восприятие изображения при составлении контурной картинки; развивать сенсорные эталоны различной модальности; тактильно кинестетическое восприятие; прослеживающие и аккомодационные функции зрения; способствовать самовыражению, развитию творчества через обыгрывание сюжета сказки; воспитывать чувство взаимопомощи, доброту и отзывчивость. Синоним: кликала (звала), причитывала (говорила плачем), батушки (отец) Эпитет: чистое поле; за темным лесом; дурная слава; молочная речка; кисельные берега, лсного яблочка. Олицетворение: печка, скажи; яблоня, скажи Фразеологизм: стоит избушка на курьей ножке Омоним: баню топит Метафора: ни жива ни мертва Антоним:пролетели- воротились

С детьми проводились сюжетно-ролевые игры по русской народной сказке. Беря на себя роль какого-либо персонажа, ребенок невольно использовал в речи характерные для него слова и выражения. С целью закрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок, использовались игры драматизации Проводились игры-беседы с героями сказок .  

Предметно - пространственная среда была обогащена нужными атрибутами Совместно с детьми был создан уголок сказки, где выставлялись книжки, иллюстрации (как художников, так и выполненные детьми) Собирались куклы для разыгрывания сказок по ролям.

ВЫВОД: Проведенную работу можно считать эффективной, поскольку у большинства детей старшего дошкольного возраста произошли значительные изменения в показателях уровня развития образности речи. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности системы занятий, направленных на развитие образности речи старших дошкольников посредствам русской народной сказкой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.