«Сад великой души» прославленного земляка, народного художника В.П.Дроздова

4
0
Материал опубликован 5 January 2020


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района имени Лазо Хабаровского края


Проектно-исследовательская работа



«Сад великой души» прославленного земляка,

народного художника В.П.Дроздова


t1578219036aa.gif

                                                              Автор работы:

Аришина Алина Андреевна, 9б класс,

МБОУ СОШ №1 р.п.Хор

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края


Руководитель:

Чиганова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 р.п.Хор

муниципального района имени Лазо

Хабаровского края





р.п.Хор

2019г





Введение

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот - я,

весь

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.


Такими словами заканчивается стихотворение одного известного художника 20 века, художника слова, - В.В. Маяковского, и эти же слова могут стать метафорой всего творческого пути другого художника, нашего земляка В.П. Дроздова. Виталия Петровича справедливо можно назвать «бытописателем современности», так как, глядя на его картины, ощущаешь, насколько этот человек верит в способность искусства исцелить современную цивилизацию от пороков. «Искусство – это не развлечение, а начало, отвечающее за жизнь на планете», - говорит Виталий Петрович в одном из интервью местной газете «Будильник».

Но еще одним началом, воспитывающим нравственное в человеке, способно стать краеведение. Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" (по Д.С. Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются.1 Такое воспитание должно осуществляться не на подвиге вообще, а на примерах дел земляков, людей, учившихся в одной школе, живущих рядом. В этом и состоит актуальность данной работы.

Исследование представляет собой попытку обобщения сведений о народном художнике В.П Дроздове: биографических данных, записанных во время личных бесед, материалов газетных статей, вышедших к юбилейным датам художника, воспоминаний друзей и коллег. В библиотеке поселка нашлось всего лишь две репродукции картин земляка, в школьном архиве сведений о прославленном ученике нет.

Цель работы – исследование процесса становления художника и человека Виталия Петровича Дроздова.

Задачи:

1. Познакомиться с основными этапами жизни В.П.Дроздова.

2. Исследовать истоки становления В.П.Дроздова как художника.

3. Изучить основные мотивы творчества и своеобразие его работ.

4. Собрать и обобщить имеющуюся информацию о прославленном земляке.

5.Выпустить календарь с репродукциями самых известных картин В.П.Дроздова, сопроводить их цитатами из стихотворений дальневосточных авторов.

Методы исследования:

теоретические: изучение публикаций о художнике в периодической печати и СМИ;

эмпирические: беседы с В.П.Дроздовым, его коллегами и друзьями, запись воспоминаний, поиск репродукций картин, интервью, экскурсия в мастерскую художника, фотосъемка.

Объект исследования: биография народного художника Дроздова В.П., его творческое наследие (картины).

Предмет исследования: творческая деятельность В.П.Дроздова, процесс становления художника и человека.

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза: изучение биографических материалов, личные беседы, исследование творчества будут способствовать осознанному пониманию процесса становления Дроздова В.П. как художника и человека, сформируют чувство гордости за дела земляков и желание активно участвовать в жизни края

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы пополнят школьный архив сведениями об ученике школы, ставшем известным, впишут еще одну славную страницу в летопись хорской школы №1. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.


Глава 1. Знакомство

Восемнадцать дней – небольшой отрезок огромной жизни. Именно столько длится 1-я смена пришкольного лагеря «Планета друзей» в МБОУ СОШ №1 р.п.Хор. В прошлом году «родными тропами» отправились все участники этой смены, посвященной 120-летию нашего поселка.

В одном из летних профильных отрядов «Умники и умницы» была продолжена работа научного общества «Эврика». Мероприятия, запланированные на июнь, связали с историей поселка, школы, с биографиями земляков.

Проект «Учениками славится Россия…» предполагал сбор материалов о выпускниках школы, ставших известными. Большую помощь в этой работе оказал представитель Совета ветеранов Кузнецов Б.К. Именно он познакомил нас со своим добрым другом, народным художником России, Виталием Петровичем Дроздовым, окончившим хорскую школу №1 в 1956 году, помог организовать встречу с прославленным земляком. Виталий Петрович оказался очень интересным человеком. Много рассказывал о детстве, с теплотой и благодарностью вспоминал своих учителей. Это очень умный, начитанный человек, болеющий за будущее российской художественной школы. t1578219036ac.jpg


После встречи в стенах школы он пригласил ребят в свою мастерскую. Разве можно отказаться от такого приглашения?! 16 июня небольшой отряд «Умников и умниц» «высадился» на 15 этаже многоэтажки в центре Хабаровска. Ощущение причастности к чему-то большому оставила эта встреча: оригинальные работы художника в сопровождении авторских комментариев – такого не увидишь даже музее! Народный художник Дроздов – на самом деле открытый и радушный человек, готовый делиться своими замыслами.

t1578219036ad.jpg


А потом было еще несколько встреч, но уже в родном поселке. Первая - на выставке картин в местном Доме культуры, организованной к 120-летию поселка. А поздней осенью мы побывали на даче художника, расположенной в живописном месте, на берегу реки Хор: пили чай с булочками и медом и разговаривали о прошлом и настоящем. Виталию Петровичу интересно все: как учимся, чем интересуемся, какие книги, мы, нынешние, читаем.


t1578219036ae.jpg

t1578219036af.gif

Большое за пазухой не утаишь, оно так и просится наружу: возникло желание создать эту работу, чтобы поделиться знанием о том, что прекрасное рядом, что еще жив и живет совсем недалеко человек, несущий его людям и болеющий за них.

В этом году Виталию Петровичу исполнится 80 лет– почетная, славная дата! Узнав от его ученицы Ольги Демиховой, что Виталий Петрович любит календари и с удовольствием их покупает, мы решили спроектировать настенный перекидной календарь, проиллюстрировав его страницы репродукциями картин художника и подобрав к репродукциям подходящие по смыслу фрагменты стихотворений дальневосточных авторов. Думаем, подарок придется по душе!

Глава 2. Истоки

Вечер… На столе яркая книга с лощеными страницами… Название ее так созвучно с темой моей работы - «От истоков к будущему» … Читаю: «В 1895 году мой прадед Федор Карноух с сыном Никитой Федоровичем закладывал Переяславку. Они были типичными крестьянами и пришли на Дальний Восток с Полтавщины. С земли на землю. У деда было восемь детей, что по тем временам было нормой». Мое воображение вслед за воображением Александра Лепетухина, еще одного известного дальневосточного художника, чьи воспоминания о В.П. Дроздове размещены в книге, живо рисует желтовато-коричневую от времени фотографию. Из давнего-давнего дореволюционного лета смотрит на меня крестьянская семья. Смотрит спокойно и с достоинством. (Приложение 1).

Читаю дальше: «Моя бабушка по отцу, Агафья Дроздова, два года добиралась из Белоруссии до наших мест. Ехали на телегах. В пути родила и похоронила ребенка. Прожила она почти 100 лет.

До войны мой отец, Петр Андреевич, был конюхом в колхозе, и я, маленький, всем с гордостью говорил об этом. Отец приезжал с работы на обед на санях. Мама, Полина Никитична, отрезала ему кусок хлеба в два раза больше, чем нам, детям. Мы с братом Толькой обижались: "Мама, почему?". "Потому что он работает, а вы - нет". Так мы постигали непреложные истины.

В 1942 году отца забрали на фронт. На прощание, уже в шинели, обошел он всю многочисленную родню и всех заверил: «Германца мы победим». Воевал он под Сталинградом. Был ранен. Подлечился и снова в бой. Погиб он 10 января 1943 года у поселка Первомайского. Это случилось в день пленения армии маршала Паулюса».

Слово, данное родственникам, Петр Андреевич сдержал, а семья осталась без кормильца2. (Приложение 2)

Глаза бегут по строчкам: «Однажды мама потеряла карточки. Горе! Корова подавилась свеклой. Трагедия! Сколько было бед! Сколько осталось вдов! Почти все на нашей улице. Смотрю, я на мамину судьбу... горькая судьба. Никому такой не пожелаешь. Помню ее причитания об отце: "Ой, хоть бы какой-нибудь пришел. Ой, хоть бы калекою вернулся..." Такие, как она, выходили замуж один раз. Целомудренные были люди.
Бабушка Агафья подкармливала забегавших из школы внуков. - Мама, а почему у бабушки немного поел и сытый, а у нас нет?
- Так у бабушки все приправлено, а у нас пустое.
Один из дядек, глядя на большие тарелки, в которых трудились ложками маленькие Дроздовы, сказал: "Что же вы свои пузы разбиваете?" Разобьешь тут, кушать хочется. За большой живот дразнили Виталю Дроздова "рахитом". Зато на оттопыренном пузе было удобно подтачивать карандаш. Карандаш этот запомнился ему на всю жизнь. Был он трофейный, серебристый и блестел самым чудесным образом. Подарил его сосед-офицер.
Первые рисунки, за неимением бумаги, рисовал Виталя на газетах. Брал блюдце, обводил два раза. Получались полушария, точь-в-точь как в учебнике у старшей сестры. Потом населял он свою "землю" всем, что на ум приходило».

А вот и школе: «Меня, в коротких штанишках, лямочки крест на крест, нарядного, пузо чистое, сестра повела в первый класс. От своей нарядности я испытывал величайший дискомфорт. Роста я был маленького, и учительница посадила меня на первую парту вместе со своим сыном. Учительница была очень злая и била сына линейкой за непослушание. А мне казалось, что это менябьют».

Но вскоре первокласснику Виталику повезло. Семья перебралась жить в Хор. Сына отдали учиться в школу №1. Тогда это было двухэтажное здание по улице Ленина с печным отоплением. Способности к рисованию у Виталия Петровича были заметны уже в школе. «Как-то учительница Вера Алексеевна обнаружила на моей парте мастерски нарисованную фигуру из трех пальцев, хотела выгнать из класса. А позже, после того, как на парте появился портрет Ленина, очень похожий на оригинал, поняла, что у ее ученика есть жилка художника, и даже директору об этом рассказала, - вспоминает Виталий Петрович в личной беседе. - С полной отдачей работала с нами, непутевыми, Тамара Григорьевна Мамаевская, только закончившая институт. Как же умела она выбирать идеалы для подражания из русской литературы!

Со школьным товарищем мечтали, став взрослыми, жить в тайге. Зачитывались Сысоевым, были погружены в природу. Это, по-моему, абсолютно нормальное состояние для ребенка-дальневосточника», - продолжает вспоминать Виталий Петрович.

А вот и у Лепетухина читаю об этом: «Виталий Петрович достает из аккуратной папки свой детский, старый рисунок (Приложение 3). Изображены лесная речка, шалаши, удочки, заброшенные в воду, летит на закат солнца птичий клин. - Это мой рай, - говорит, улыбаясь, художник. - Мы мечтали, когда вырастем, жениться не будем, а будем жить в лесу в шалашах, на вольной воле. Подрос я и увлекся спортом. Была у меня своя лыжня - пять километров. Как пробежишь ее в одной рубашке - вся спина в инее. Ходили в кино, клуб. Мы, безбилетники, сидели в оркестровой яме. Смотрели снизу-вверх. Фильм "Александр Невский" помнишь? Когда "наши" начинали бить тевтонцев, такой поднимался визг! Такое ликование! Идешь домой, толпа клубится. Кто-то обязательно забегает вперед и пересказывает фильм. И так по очереди».

Читаешь и ощущаешь, с какой теплотой Виталий Петрович говорит о том послевоенном времени. Понимаешь: именно тогда, в детстве, и были заложены основы характера, «органично соединившего деревенскую и городскую культуры»3: уважение к старшим, умение ценить малое, любовь к родному краю.

Глава 3. Дорога к мечте. Ученичество

После окончания школы в 1956 году Дроздов поступил в Благовещенский геологоразведочный техникум, послекоторого был направлен на работу в Норильский горно-металлургический комбинат (Приложение 4).Там, на Таймыре,Виталий Петрович стал ходить в студию Дворца пионеров. Взрослой студии в Норильске не было, и приходилось заниматься с малышами. Забавно, что педагог, от которого постоянно несло свежепринятым спиртом, однажды спросил своего взрослогоученика: -Ты работаешь. Деньги есть. На хрена тебе это искусство? Наверное, и сам Дроздов не до конца понимал природу своей страсти. Каждый день он ставил в дневнике крестики. Отмечал дни, когда рисовал(Приложение5).
Отработав положенные три года, решил осуществить свою мечту. Понял, что ошибся с выбором дела своей жизни: натура художника взяла свое.4 Стал усиленно готовиться к "штурму" Москвы. Только там мечтал он учиться искусству.

В 1962 году поступил в Московский государственный технологический институт на отделение керамики. Благодаря этому институту состоялось знакомство коренного дальневосточника Виталия Дроздова с городами и памятниками русского зодчества - Кижи, Суздаль, Владимир, Ростов Великий. Чтобы обеспечить себе существование, подрабатывал дворником в Третьяковской галерее. Познакомился с ее запасниками, много читал (в галерее богатейшая библиотека). В беседе с Александром Лепетухиным Виталий Петрович вспоминает и об этом времени: «И стали мы Третьяковскими дворниками. Самыми младшими "научными сотрудниками". Тогда мы зажили. Стипендия 20 "рэ" плюс 30 "рэ" зарплата. Поесть можно было плотно. Для меня Третьяковка - второй университет. Библиотека с ее редким фондом. Запасники с полузапретной живописью начала века. Но главное - ежедневное общение с подлинниками. Когда я впервые в галерею попал, то оригиналы у меня вызывали отторжение. Все картины были знакомы по репродукциям, но воображение нарисовало их совсем другими. Восприятие живописи, как ни странно, во многом строится на восприятии осязательном: фактура, глубина красочного слоя, рукотворность. Для меня это было непривычно».

Вскоре понял, занимаясь керамикой, живописцем не станешь, и перевелся на отделение лаковой миниатюры. В 1966 году ушел с пятого курса технологического института и поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Мечта осуществилась. Учился у педагогов – академика народного художника СССР А. М. Грицая и академика народного художника СССР Д. Д. Жилинского. О них вспоминает всегда с уважением, называя, «учителями на всю жизнь».

«Грицай был потрясающим педагогом, - читаю вновь фрагмент беседы с Лепетухиным. - Он открывал нам красоту в людях. Была у нас горбатая девушка. "Ты посмотри, какое у нее хорошее, красивое лицо", -  сказал он как-то мне. И я понял, что под красотой он понимает доброту. Воспитание художника - это воспитание человеческих качеств. Хорошие художники учат правде. В искусстве правда - это всё.

Жилинский в работу студентов никогда не лез. Он рисовал рядом, на полях, свои маленькие рисунки. Три минуты, и готова маленькая работа с четким, определенным характером формы. Он буквально высекал из бумаги форму. Посмотришь на свой рисунок, и он покажется бумагой, выпачканной графитом. Он учил, что рисовать надо не рукой, а головой.
Историю русского искусства читал академик Михаил Владимирович Алпатов. Легендарная личность. - У умных моделей так легко учиться! Михаил Владимирович поднимал наше самосознание: "Упоминание о России как стране варварской - ложь. Русский человек по натуре мягкий, не злой. Овальная, певучая мелодичность русских фресок подтверждает это". На экзамене мне достался вопрос о "Троице" Андрея Рублева».
Десять лет учебы в Москве - срок немалый. Он вместил в себя первые выставки художников "сурового" стиля. Поездки на практику в разные уголки центральной России. Возмужавший студент женился. У него родился сын. На защиту диплома он подготовил две работы: картину "Первенец" и копию фрагмента картины Александра Иванова "Явление Христа народу" (полотно висит в мастерского художника). Получив "пятерку", Дроздов отказался от предложенной работы в Москве и вернулся на Дальний Восток.

Долог был путь к мечте, но его этапы были так необходимы для формирования личности будущего художника. И вновь почему-то в голове всплывают фрагменты биографии Маяковского, в жизни которого тоже не сразу были стихи: вначале было Училище зодчества и ваяния, работа в «Окнах РОСТа», а уже потом поэтическая реальность. Навряд ли только отыщется его выпускная работа, но то, что она была сомнений не вызывает.

Путь от Норильска до Дальнего Востока с десятилетней «остановкой» в Москве был дан художнику Дроздову неспроста. Путь этот был для обретения самого себя, становления художественной манеры будущего Народного художника РФ.

Глава 4. Плоды творчества

  В 1972 году по окончании института Виталий Дроздов возвращается на Дальний Восток в Хабаровск. С этого года он постоянный участник художественных выставок: всесоюзных, республиканских, региональных, зарубежных…

Главным жанром его станковой живописи стала тематическая картина. Большой талант всегда поднимает в своем творчестве вечные темы добра и зла, войны и мира, отражая в произведениях свои убеждения и нравственные позиции.

«Мои первые картины связаны с детством, - рассказывает Виталий Петрович. – В 1976 году умерла моя мама Полина Никитична. Уходят родственники, забирают тепло с земли, в конце концов оставляют нас у самого края. Смерть мамы – самый тяжелый день в моей жизни. Тогда сгоряча я написал холст «Мама». Портрет – реквием».
«Видел я этот холст давно, но запомнил хорошо, - вспоминает Александр Лепетухин. - Слева сидят осиротевшие скорбные родственники. Справа виден угол гроба. А в центре стоит она – мама. Выглядит совсем по-домашнему. В руках тарелка, на плече полотенце. Такой, вечно занятой хлопотами, запомнил ее сын, такой и нарисовал».5

«На маминых поминках, продолжает Виталий Петрович, - был сосед Николай Семенович Осипов. По возрасту он был старше мамы. Выпил он и говорит: «Виталька, нарисуй меня, а то ведь я тоже скоро умру. «Все, дядя Коля. Будет сделано.»

Сейчас картина «Сосед моего детства», как и холст «Мама», находится в Дальневосточном художественном музее. Сидит посреди своего двора на фоне белых простыней дядя Коля. Сидит и словно отдыхает от своей многотрудной жизни. Картина воспринимается как портрет – памятник простому, хорошему человеку. Памятник поколению.

После наметился целый цикл работ о детстве. Одна из них должна была носить название «Военная безотцовщина». Написана к ней в интернате была уйма этюдов. Но вдруг возникло понимание, что теперешняя безотцовщина трагичнее послевоенной. Идет вымирание нации. Это какой-то генетический сбой. Так родилась картина «Дом ребенка. Тихий час» (Приложение 6), картина останавливающая и не отпускающая надолго. Виталий Петрович вспоминает, как с разрешения директора впервые зашел в одну из спальных комнат детей, вошел и как будто пронзило: ничего придумывать не надо –сразу бьет по душе.

После событий на Даманском стал ездить за границу. Вникал в эту приграничную тишину. Писал этюды. В результате появился диптих «Палы за Амуром».

Каждая картина Дроздова – по большому счету, его жизненный кодекс или возможность передать очень важное для него решение, осознание чего-то для него очень значительного. Чувство долга и отношение к профессии – в основе замысла картины «Хранительница мужества. Дорохина Агриппина Николаевна» (1980-3 гг.) (Приложение 7). Агриппина Николаевна – основательница музея в маленьком селе Албазино на краю России. Благодаря защитникам крепости Албазино России сегодня не предъявляют каких-либо претензий на эти земли.

  «Детство. Над Амуром» (1983 г.) – живопись как средство духовной наполненности, картина художника, умеющего обобщать, концентрировать чувства и выражать их пластическим языком опытного мастера. Художник умеет организовать сложное пространство – дальневосточное высокое небо, вобравшее в себя удивительное богатство оттенков. Оно столь же красочное, как и беззаботное детство. Эта картина – прощание с периодом накопления опыта, молодостью и переход к другому мировосприятию, более сложному, к душевной зоркости.

«Я убит, мама» (1997-9 гг.) (Приложение 8), «Прощание славянки» (1997 г.), «В День Победы» (2004-5 гг.) – картины мастера, где подняты нравственные вопросы, обнажены драматические события нашего отечества и затронуты болевые точки, существующие в душе любого мыслящего гражданина. Российская критика отмечает, что для выражения острых социальных проблем Виталий Дроздов умеет найти точное художественное решение: «Совершенно удивительно то, что путем свободного самовыражения, его работы имеют законченность, а время, в котором он создает образ, является наиболее ценным».

  Виталий Дроздов видит огромную необходимость в постоянном общении с природой. В сотнях этюдах, набросках, созданных им в бесконечных поездках на пленэр – природа его дальневосточной России, которую он бесконечно любит, здесь весь художник со своей душой и искренностью. «Орлиный клекот» (1986 г.) (Приложение 9), «Приамурье» (1995 г.), «Хороши Амура волны» (1999 г.), «Хехцир. Утро» (2008 г.) – природа дальневосточной России, пейзажи родины. В них характерная для Дальнего Востока монументальность, с ее особенной природной архитектурой и необозримостью пространств.

С годами у художника Дроздова накопился большой жизненный и творческий опыт, отточилось профессиональное мастерство, способствующее более глубокому и верному проникновению в суть характера, в область духовных переживаний своих героев. Выдающийся живописец создает монументальные картины, украшающие многие музеи, организации и частные коллекции.

«В последних своих холстах я изо всех сил напрягаюсь, не оглядываясь по сторонам, говорит Виталий Петрович. - Страх за человека, беспокойство за человека становятся пафосом моего творческого проявления. В сегодняшней ситуации, когда человеко-тварь одолевает человека, это нормальное переживание. Я спрашиваю себя: по кому я плачу в своих холстах? Я плачу по человеку воплощенному, состоявшемуся. Я его не нахожу. Какие причины этому? У мамы было выражение: душа болит. Почему она болит? Потому что нет реализации того, что заложено в душе. Для художников время расслабленного самовыражения закончилось. Мы живем в эпоху демонтажа культуры и, как результат, демонтажа человека. Моя задача - защитить человека разумного».

Острое ощущение времени требует огромных душевных усилий, большой внутренней работы и напряжения. Художник глубоко переживает боль других людей, как собственную и чувствует ответственность за происходящее в обществе. Произведения художественного искусства, созданные не в угоду сиюминутной моде, наполненные гражданским звучанием, становятся великими. Диалог со временем, раскрытие личности в своей эпохе стали основными чертами, ведущими тенденциями в творчестве художника.

Глава 5. Заслуги

По отношению к Виталию Петровичу прилагательное «заслуженный» не эпитет… В 1976 году за произведения «Девушка с цепочкой», «Портрет жены» он был награжден дипломом президиума Академии художеств. В 1987 году Дроздову В. П. присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». 1996 год - лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за создание произведения «Дом ребенка. Тихий час». В 2000 году награжден дипломом Российской Академии художеств. В 2004 году вручена памятная медаль «100 лет М. А. Шолохову» Российской муниципальной Академией.

2005 год - лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за создание произведения «В День Победы».

  2009 год - лауреат премии губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства за создание произведения «Марш «Прощание славянки». В 2009 году вручена медаль «За заслуги перед ветеранской организацией «Боевое братство».

  Произведения художника находятся в собраниях: Дирекции художественных выставок «Союза художников России» (г. Москва), Дальневосточного художественного музея (г. Хабаровск), Музея изобразительных искусств (г. Комсомольск-на-Амуре), Государственного художественного музея г. Алма-Аты (Казахстан), Якутского государственного художественного музея (Саха Якутия), Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова, Картинной галерее им. А. М. Федотова (г. Хабаровск), Государственного музея изобразительного искусства провинции Хэйлунзян (КНР).

Глава 6. Мы встретимся скоро…

Сегодня Виталий Дроздов живет и работает в Хабаровске. Это увлеченный, полный вдохновения и жизненной энергии человек. Радушный хозяин, надежный друг, мудрый учитель, талантливый художник, Виталий Петрович остается своим человеком для земляков. Он часто приезжает на Хор, который стал для него «отправной точкой». Здесь есть замечательный уголок под названием «дача», где художнику можно среди фруктовых деревьев отдохнуть от городской суеты.

Новая встреча не загорами. В июне этого года Виталию Петровичу исполнится 80 лет. Хочется сделать ему душевный подарок - плод своих стараний, плод пережитого благодаря знакомству с ним и его творчеством.

Его полотна, пронзительные и злободневные, всегда вызывали и продолжают вызывать живой отклик в среде зрителей:

На свежей скалистой могиле

Пес верный, рыдая, сидит.

Стою я, и слезы застыли,

И надпись: «Я, мама, убит».

А горы торжественно строги,

И в зале стоит тишина.

А где-то Андрея с Серегой

Опять забирает война.

Художник! Ты рвешь мою душу.

Но что же я сделать могу?

Я месть и вражду не разрушу,

Ребят этих не сберегу.

Зачем в этой силе кровавой

Опять повторяется век.

Где нет ни виновных, ни правых?

Зачем так жесток человек?

Зачем безотцовщина снова

Глазами ребенка глядит?

Как боль ветерана седого

«Прощанье славянки» звучит.

Художник! Земляк наш былинный!

Всевышний! Продли твои дни!

Пусть новые будут картины,

Пусть правдою дышат они.

Б.К. Кузнецов, п.Хор

Так возникла мысль сопроводить репродукции картин Виталия Петровича строчками из стихотворений дальневосточных поэтов. Показалось, что работа не сложная: вводи в поисковую строку Интернета существительные-тэги, называющие предметы на картинах или названия картин, нужные строчки и появятся. На деле оказалось не так-то просто. Стихотворений дальневосточников, а тем более хорских поэтов, в Интернете немного, да и к сюжету картины подобрать соответствие сложно. Пришлось попотеть… Но думаю, все получится.

Заключение

Виталий Петрович Дроздов принадлежит к тому поколению живописцев, которое приняло эстафету у художников военного поколения. Однако тяготы послевоенной действительности (голод, нужда, недетский труд) не смогли заглушить ощущение героического духа времени детства. Теплые воспоминания о том времени, вылились на полотна художника, уроки того времени сформировали отношение к современной действительности.

Период обучения в московских художественных вузах не был бы так успешен, не будь за плечами Виталия Петровича жизненного опыта, полученного им во время работы в Заполярье. Реалистичность его пейзажей связана со сформировавшимися тогда необходимостью в постоянном общении с природой, способностью видеть красоту окружающего мира, подмечать недоступное глазу обывателя.

Московский технологический институт не был целью, а всего лишь еще одной маленькой ступенькой в будущее, но обучение в нем ввело будущего художника в русскую народную культуру – богатейшее духовно-художественное пространство.

С особой гордостью вспоминает Виталий Петрович о времени учебы в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, называя его «лучшей художественной школой не только в России, но и мире». Жажда познания и желание овладеть «сутью существа живописи» привели «вечного студента» в его стены. Этот период стал счастливым временем приобщения к отечественной культуре, «теплу костров на ее вершинах».

С самого начала своего творческого пути художник ставил перед собой задачу ясно и глубоко раскрывать характер современности, проблемы общественной жизни. Так же как его легендарные учителя, он пристально изучал жизнь и искал свой выразительный язык.

Его верность избранной тематике, злободневность произведений, вера в то, что искусство способно исцелить современную цивилизацию от пороков достойны искреннего восхищения.

Я горжусь тем, что Виталий Петрович учился в хорской первой школе, где учусь я, горжусь тем, что знакома с таким прославленным человеком, а живой пример активного жизнетворчества побуждает и меня не сидеть на месте. Надеюсь на то, что в июне удастся поздравить прославленного земляка с юбилеем.


Список использованной литературы

1. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-35;

2. Доброты не иссякнет источник. Поэзия местных поэтов. – Сборник выпущен в честь 115-летнего юбилея п.Хор

3. Дроздов В.П. Начало пути. Каталог выставки. Произведения 1962-1974гг/ Союз художников России – Хабаровск, 2009

4. Кузнецов Б.К. Все будет хорошо. Стихи. – Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 2004 – 192с.

5. Кузнецов Б.К. (составитель), Н.Д.Красикова (дизайн)// От истоков к будущему. Поселок Хор. 120 лет. – 2017. – с.133

6. Пичугина Л. Мы все не вечны…Стихи. – 2006. п.Хор

7. Сайт городской централизованной библиотеки г.Комсомольска-на-Амуре https://www.kmslib.ru/75-let-so-dnya-rozhdeniya-vitaliya-petrovicha-drozdova

8. Сайт хабаровской краевой организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» http://www.shr-khv.ru/content/section_1357221013/

9. Художники Хабаровского края: альбом / М-во культуры Хабар. края, Хабар.краев. орг. ВТОО «Союз художников России», Комсом.-на-Амуре гор. отд-ние ВТОО «Союз художников России». — Хабаровск, 2011. — С. 136–139:портр., ил.;

10. Чернявский,А. Начало пути Виталия Дроздова / А. Чернявский // Тихоокеан. звезда. —2009. — 24 июня. — С. 3;


Приложение 1


Фото из семейного архива. 20-е годы XX века


t1578219036ag.jpg


Приложение 2



Фото из семейного архива. Полина Никитична Дроздова с детьми.

Лето 1952 года


t1578219036ah.jpg

Приложение 3

Первая акварель. 2-й класс


t1578219036ai.jpg

Приложение 4


Фото из семейного архива. В забое 1960 г.


t1578219036aj.jpg

Приложение 5



Фото из семейного архива. Норильск, общежитие.

За любимым занятием.





Приложение 6



Репродукция картины «Дом ребенка. Тихий час»

(1997-99 гг.), (фрагмент)



t1578219036al.png



Приложение 7



Репродукция картины «Хранительница мужества.

Дорохина Агриппина Николаевна» (1980-3 гг.)


t1578219036am.png



Приложение 8



Репродукция картины «Я убит, мама» (1997-9 гг.)


t1578219036an.png

Приложение 9


Репродукция картины «Орлиный клекот» (1986 г.)



t1578219036ao.jpg


1Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 4. – С. 35-35;


2Б.К.Кузнецов (составитель), Н.Д.Красикова (дизайн)// От истоков к будущему. Поселок Хор. 120 лет. – 2017. – с.133

3,4Б.К.Кузнецов (составитель), Н.Д.Красикова (дизайн)// От истоков к будущему. Поселок Хор. 120 лет. – 2017. – с.132,134


4

5Б.К.Кузнецов (составитель), Н.Д.Красикова (дизайн)// От истоков к будущему. Поселок Хор. 120 лет. – 2017. – с.132,134


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.