12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск

Методическая разработка 

«Художники в годы Великой Отечественной войны» (внеклассное мероприятие, посвящённое художникам в годы Великой Отечественной войне1941-1945г.)


Учитель изобразительного искусства : Бычкова Елена Анатольевна

МБОУ «СОШ№24»

Иркутская область, г.Братск.

 

Аннотация: Методическая разработка «Художники в годы Великой Отечественной войны»(внеклассное мероприятие, посвящённое художникам фронтовикам в годы Великой Отечественной войне1941-1945г.)предназначена для учащихся 6-7 классов.

Цель:  Сохранение исторической памяти и  празднование 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Познакомить с творчеством художников годы войны.

Задачи: Формировать представление у школьников о Великой Отечественной войне ,с изобразительным искусством военных лет.

Пробуждать интерес к военному прошлому нашей страны.

Развивать восприятие произведений живописи о Великой Отечественной войне, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Показать мужество и героизм художников фронтовиков в ходе Великой Отечественной войны, познакомить с художниками и их творчеством.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого; любовь и уважение к матерям, которые провожали своих детей на войну;

Развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: Формирование чувство гордости за свой народ.

Предметные: Учащиеся научатся анализировать творчество художников.

Метапредметные: Расширят свои знания о событиях ВОВ.

Формируемые УУД:

Личностные: Формировать умения выражать свои чувства на языке изобразительного искусства, в живописи и графики.

Регулятивные: Развитие умения понимать замысел произведения изобразительного искусства.

Коммуникативные: Организация диалога учащихся с произведениями живописи и графики.

Познавательные: Получения практических навыков для анализа картин художников.

 

Ожидаемые результаты методической разработки:

Привлечение внимания учащихся к празднованию 78-летия Великой Победы ;

Формировать познавательный интерес к истории своего народа, своей страны;

Формирования нравственного качеств - патриотизма. Любви к Родине, приобщения к традициям и богатейшей культуре своей страны;

Расширения кругозора. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Форма мероприятия: интегрированный урок истории, литература и изобразительного искусства.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудиозаписи, видеозаписи, плакаты и живописные работы художников Великой Отечественной войны, выставка книг , презентация по теме урока .

Данное мероприятие развивает: интеллектуальные и творческие способности учащихся; навыки и умения работы с художественным материалом;

устную речь учащихся;

умение работать в коллективе;

умение с пониманием и внимательностью относиться к товарищам;

тактику в восприятии материала;

ответственность за выполнение задания.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, чтобы не забывать памятных исторических дат, связанных с великими страницами российской истории и знать художников фронтовиков.

Ход мероприятия:

Кабинет украшен плакатами и рисунками на тему «Великая Отечественная война».Выставка книг.

Учитель:Здравствуйте, ребята ! Сегодня мы с вами проведём мероприятие посвященное памяти и славы , посвящённый 78-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг. ) . Очень важно помнить и не забывать , какой ценой было завоёвано счастье и мирное небо над голой .

Тема защиты Отечества – вечная в изобразительном искусстве и одна из наиболее почитаемых в российской художественной культуре. Освободительная борьба против фашизма вызвала в народе всплеск духовных и физических сил, превратилась в смысл и содержание жизни: во что бы то ни стало выстоять и победить! С этим чувством прошли через войну и деятели искусства – художники, музыканты, скульпторы, писатели. Свое служение Родине они видели в создании произведений, мобилизующих духовные силы общества. Как оказалось, художественные произведения стали могучим оружием и эффективным агитационным средством в великой битве протии фашизма. На фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и развед. подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Они поэтому и смогли создать волнующие произведения, потому что сами находились в центре событий. Репортажный рисунок – фронтовые портреты, виды разрушенных городов. Эти работы представляют несомненную историческую ценность как подлинные документы той эпохи. В них органически сочетаются ощущения автора и объективная правда войны. Шестеро художников за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. И все эти годы они не оставляли своей любимой профессии – рисовали, писали, лепили. Их творческим трудом была создана впечатляющая изобразительная летопись войны. В натурных рисунках и этюдах, сделанных в окопах, во время боев, в медсанбатах и госпиталях, в партизанских отрядах, в подразделениях пехоты, штурмовой авиации, разведки, в расположениях танковых войск и осажденных городах ими создана галерея сильных народных характеров. Сохранившиеся картины того периода, фронтовые рисунки и этюды – уникальные исторические свидетельства военного лихолетья. И сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.

«Художнику – фронтовику» (читает1 ученик)

В часы затишья в окопе, в блиндаже
Солдат – художник рисовал в карандаше:
В анфас намечен на листе портрет бойца,
Так точно схвачены черты его лица,
И черный грифель обозначил сжатый рот,
Последней точкою отмеченный зрачок
И подбородок волевой, и резкость скул.
Последний штрих… Художник пристально взглянул:
- Быть может, завтра он уйдёт в последний бой,
Посмертно будет для своей страны герой…
И написал слегка на кромке уголка
Инициалы авторские – НМА.
Как много жизней обожженных знал альбом:
И генералы,  и солдаты были в нём.
Поведал каждый о своём житье – бытье.
Чутьём художника предвидел знак в судьбе.
Дух боевой поднять плакатом мог,
Победу встретил, но последним был тот год.

На малой родине в уральском городке
В музее памяти его по всей стене
Висят рисунки графика – фронтовика,
И сразу чувствуется мастера рука.

"Солдат - художник".(читает 2 ученик)

Не легко художнику солдату

Краток на путях его привал

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил.

Нарисуй меня, но честь по чести

Безбородым, как до фронта был

И художник на клочках бумаги                                                                                                                  

Рисовал, досуга не ценя

Как-то раз в одном глухом овраге

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал, погиб солдат художник,

Мой портрет закончить не успел,

Не узнал конца путей тревожных.

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он храниться в небольшой тетради

Эта память друга моего

На портрет незавершённый глядя

Не себя я вижу, а его.

Учитель: В 2023 году мы отметим 78-летие Великой Победы над фашистскими захватчиками. В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Сейчас ребята расскажут нам о них.

1ученик: Василий Васильевич Журавлёв Живописец, график, искусствовед, художественный критик

t1679142077aa.jpg

Московские зенитчики (1943г.)

t1679142077ab.jpg

Выдающийся художник и педагог В.В. Журавлёв в 1941-1945 гг. отметился циклом работ на военную тематику. Одна из самых примечательных из них – «Московские зенитчики». Все элементы картины наполнены глубоким смыслом. Счетверённая зенитная пулемётная установка М4 обр. 1931 г. – далеко не самое надёжное средство ПВО в условиях Великой Отечественной войны, но мощи 4-х пулемётов «Максим» вполне достаточно, чтобы воспрепятствовать прицельному бомбометанию по мосту немецких штурмовиков в случае их прорыва к Москве. Наличие девушки в расчете орудия – очевидный признак того, что мужчин для службы в ПВО уже не хватает, всё больше их уходит на фронт и заменять их на боевых постах в тылу и у станков приходится женщинам. На заднем плане картины изображен Московский Кремль – его стены и башни давно стали скорее объектом духовного и культурного наследия – и теперь сами нуждаются в защите от фашистских варваров.

 

2 ученик: Лентулов Аристарх Васильевич Советский художник, авангардист.

t1679142077ac.jpg

Оборона Ленинграда

t1679142077ad.jpg

Выдающийся русский живописец и сценограф А.В. Лентулов изобразил на своей картине «Оборона Ленинграда» матросов Краснознамённого Балтийского флота, ведущих огонь из зенитных орудий. Фактически запертыми с началом войны в узкой акватории Финского залива, а потом и оттеснёнными на Кронштадтский рейд, морякам-балтийцам удалось сыграть огромную роль в обороне города на Неве от гитлеровских полчищ.

3 ученик: Нисский Георгий Григорьевич Советский живописец

t1679142077ae.jpg

«Бой над Баренцевым морем» (1942г.)

t1679142077af.jpg

В годы Великой Отечественной войны Г.Г. Нисский оставался в Москве. Сотрудничал в «Окнах ТАСС». Г.Г. Нисский – один из самых известных советских художников-маринистов. Для лучшего погружения в сюжет будущей картины ему не раз приходилось подниматься в небо на аэроплане, участвовать в походах на катерах, боевых кораблях и даже на подводных лодках. Его картина «Над Баренцевым морем» полна торжествующей мстительности, с которой советский истребитель уничтожает орудие террора - фашистский бомбардировщик. Спасения фашистским лётчикам ждать негде - под ними холодные воды Баренцева моря. Труды Г.Г. Нисского в 1941-1945 гг. нашли признание в награждении его медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

4 ученик: Юрий Иванович Пименов Живописец, график, театральный художник

t1679142077ag.jpg

Фронтовая дорога

t1679142077ah.jpg

Во время Великой Отечественной войны Пименов входил в рабочую группу художников "Окон ТАСС". Картина "Фронтовая дорога" (1944) – одна из многочисленных работ, созданных за год до окончания войны. В ней художник использовал тот творческий метод, который найден был им в середине 1930-х и о чем свидетельствует его картина "Новая Москва" (1937). Художник строит композицию таким образом, что зритель как бы внезапно въезжает на дорогу и перед ним открывается широкая панорама разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города. Вместе с девушкой-водителем и ее спутником он ощущает сопричастность к происходящему. Юрий Пименов умеет с необыкновенной зоркостью угадать душу времени, уловить его могучий пульс и романтическое начало.

5 Ученик: Пластов Аркадий Александрович Русский художник из семьи потомственных иконописцев

t1679142077ai.jpg

Фашист пролетел

t1679142077aj.jpg

"Фашист пролетел" — одна из самых знаковых картин времен Великой Отечественной войны. Зрителю кажется, будто «Мессершмитт» только-только пронесся над его головой и всего-навсего несколько секунд назад раздалась пулеметная очередь. Лишь случайно пули не задели зрителя, а сразили мальчонку уткнувшегося лицом в траву на косогоре... Картина "Фашист пролетел" была написана А. Пластовым в 1942 г. в период Великой Отечественной войны. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 138 x 185 см. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

6 ученик: Яковлев Василий Николаевич Советский художник-живописец. Искусствовед, выдающийся реставратор.

t1679142077ak.jpg

Портрет генерал-майора И.В. Панфилова (1942г.)

t1679142077al.jpg

Один из художников-классиков социалистического реализма В.Н. Яковлев в годы Великой Отечественной войны создал цикл работ, включавший в себя как портретную, так и жанровую живопись. Хотя даже портреты, выходившие из-под его кисти, поражают динамичностью и насыщенностью историческим контекстом. За виртуозное изображение героев войны В.Н. Яковлев неоднократно был удостоен высших правительственных премий, в т.ч. и Сталинской первой степени. «Портрет генерал-майора И.В. Панфилова», выполненный уже после смерти военачальника, вселяет надежду в скорый разгром врага не только под Москвой, но и по всему фронту.
Учитель : Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре.

 

t1679142077am.jpg

В годы Великой Отечественной войны у художников, как и у народа, с особой силой проявилось патриотическое чувство. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом.

Плакат — жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны -это больше чем жанр, это — летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.

t1679142077an.png

Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда», а уже 24 июня издательство «Искусство» стало печатать его многотысячными тиражами. Авторами являются коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы

t1679142077ao.png

Карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны, и в течение следующих пяти лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже не было страшно.И характерная для советского плаката цветовая гамма: красное и чёрное.

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!».

t1679142077ap.png

Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в психологическом содержании самого образа - выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

Бесстрашие, героизм и фронтовое братство советских воинов воспели плакаты Н.Жукова «Немецкий танк здесь не пройдет!», А.Кокорекина «Когда бронебойщик стоит на пути...», В.Корецкого «Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен...» и другие работы 1942–1943 годов.


 

t1679142077aq.pngt1679142077ar.pngt1679142077as.png

Творчество В.Иванова наиболее ярко проявилось в плакатах 1943 года «Пьем воду родного Днепра...» и «На Запад!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности при создании образов советского воина.

t1679142077at.pngt1679142077au.png

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. В мае Москва украсилась многочисленными красочными плакатами, выполненными В.Ивановым, В.Корецким, А.Кокорекиным, В.Климашиным, Л.Головановым. Художники прославляли советский народ и его героических воинов.

t1679142077av.pngt1679142077aw.pngt1679142077ax.pngt1679142077ay.pngt1679142077az.png

В годы войны проводились выставки произведений художников, среди которых – две Всесоюзные («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много художественных выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Работы свидетельствовали о стремления мастеров искусства поставить своё творчество на службу защиты Родины. Многие произведения, сделанные в годы ВОВ заняли почётное место в истории советского искусства

Для нас война – история. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны. Память не знает старости, и именно она поможет сохранить все это в каждом человеке.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мёртвым –

Это нужно живым!

 Почтим светлую память всех погибших в этой ужасной войне Минутой Молчания. 

1.этап исторический. Детям предложены вопросы на которые они должны ответить в течении 5 мин и записать их на листок.

Вопросы:

1.Когда началась и закончилась Великая отечественная война?

2. Сколько лет длилась война?

3.Кто был предводителем Германских войск?

4. Что хотел Гитлер от войны?

5.Кто работал в журнально-газетной карикатуре?

6. кто автор плаката «Родина мать зовет»?

7.В каком годы прошел парад победы над фашисткой Германией?.

2.этап Творческая мастерская. Выполнить плакат «Победа!» (работа в группах)

Выставка плакатов.

Рефлексия, подведение итогов 

В конце урока обучающимся предлагается провести рефлексию деятельности. Применение этого вида деятельности в конце внеклассного мероприятия даёт возможность оценить активность каждого выступающего на данном уроке, проанализировать степень доступности изложения материала, интересность его изложения, позволяет узнать, какие факты и события особенно запомнились .

урок способствовал развитию индивидуальных , творческих способностей , способствовал созданию условий для формирования интеллектуальных и практических умений, дал возможность ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить знания, глубже усвоить материал. В ходе этой работы формируется мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, любовь к Родине и историческому прошлому, гордость за героическое прошлое предков, развивает уважительное отношение к ветеранам войны. Таким образом, цели и задачи , поставленные в начале, были достигнуты в ходе данного мероприятия.


 

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.