Эссе на тему «Самоанализ деятельности учителя»
Самоанализ деятельности учителя
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Для самоанализа своей деятельности я выбрала схему самоанализа учителя Ю.В.Завельского. Здесь можно в свободной форме выразить свое отношение к учительской деятельности, к подходам проведения урока.
Я преподаю уроки русского языка и литературы в 5-11-х классах. Зная психологию детей этого возраста, уроки выстраиваю таким образом, чтобы они были активными, с элементами исследования, игры. Ребята это любят и с удовольствием включаются в работу. Мне нравится на своих уроках использовать проблемный и учебно-исследовательский методы работы с детьми. Часто для того, чтобы ввести в тему урока, даю какому-нибудь ученику подготовить к уроку информацию, а ребята по данной информации стараются понять и определить цели урока и то, чем они будут заниматься.
Уже в 6 классе мои ученики уверенно и самостоятельно определяются с целеполаганием урока и могут оценить в конце урока, достигли ли они этих целей, выполнили ли все задачи. После такого анализа они сами говорят о том, над чем еще надо поработать и с удовольствием выполняют домашние задания, которые обязательно носят закрепляющий и развивающий характер.
Считаю важным на своих уроках соблюдение структуры урока. Обязательны как этапы проверки домашнего задания, повторения прошлого материала, отработка каких-либо правил, так и грамотное введение в новый материал и его закрепление. Здесь я использую разные формы работы с учениками: индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. Это дает возможность включить всех учеников в работу. Здесь, конечно, учитываю и индивидуальные особенности учеников, даю разноуровневые задания. Считаю главным, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, даже если он в чем-то слабее на уровне остальных. Этот успех он демонстрирует при всех - это важно. Наверное, поэтому, мои ученики стали по-другому относится друг к другу.
Самым сложным в уроке для меня является подача нового материала. Она требует особой подготовки. Если на уроке пойдет что-то не так, то нужно вовремя, незаметно для ребят, пойти другим путем. На уроках русского языка часто в этом помогает учебник теории (Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы), словари. Ученики сами ищут ответ на тот или иной вопрос, главное записывают в тетрадь для правил, которая у них ведется с 5 класса.
На всех своих уроках я обязательно даю упражнения или задания для развития ума, памяти, внимания, учу детей слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, формирую у них интерес к своим предметам, да и вообще к русскому языку, как к языку общения. Так с учениками 7 класса мы вышли на учебно-исследовательский проект «За чистоту русского языка в СМИ и разговорной речи».
У меня все уроки обязательно носят не только развивающий характер, но и воспитательный. Новые воспитательные задачи могут возникнуть даже во время урока, когда появляются новые слова или просто из-за возникшей ситуации. Никогда не жалею на это времени, потому что любой такой момент нельзя оставлять без внимания. Хорошо помогает в работе наличие в кабинете компьютерной техники и Интернета. Мы можем смотреть как обучающие программы, презентации, видеоролики, так и воспитывающие.
Темп урока всегда высокий. Поначалу ребятам было сложно, не все успевали, но постепенно они привыкли ко мне, помогла и смена видов деятельности на уроке. Физкультминутку считаю обязательной, но иногда делаю ее незаметной для ребят, включая их либо в игру, либо в поиск с элементами движений.
Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. И здесь очень важную роль играет то, как работали ребята. Иногда достаточно одной самооценки, иногда групповая оценка работы, а иногда и оценка учителя (это только не на уроках, где идет контроль знаний). У меня большая накопляемость оценок в журнале. Успех каждого ученика на уроке должен быть оценен. Отсюда и активность ребят на уроках и старание при выполнении домашних заданий.
Атмосфера урока всегда доброжелательная, есть взаимная заинтересованность всех участников урока. С первого урока мои ученики знают, что они приходят в школу за знаниями. Всего они знать не могут, но есть возможность научиться. И ругать за то, что они не знают, их нельзя. А вот привить интерес к получению знаний – моя основная задача.
Каково же настроение, с каким я прихожу на урок и с каким настроение ухожу с него? Считаю, что никакие мои личные переживания не должны сказываться на атмосфере урока. Переходя порог класса, все свои домашние заботы оставляю за порогом. Начинаю урок с приветствия и со слов: «Желаю вам хорошего урока и хорошего дня», а заканчиваю урок словами: «Спасибо за урок». Мои ученики тоже желают мне всего хорошего и благодарят за урок в конце.
Какие же существуют проблемы, что не получается? Конечно, сказать, что проблем нет, а все хорошо, это просто, но не соответствует действительности. Наше время – это время, когда все очень быстро меняется, надо быть в ногу со всеми нововведениями, правилами, уметь понимать современных детей, понимать их язык, а вот тут и бывают проблемы. Проблемы со временем, чтобы почитать литературу, подготовить новый материал для учеников. Проблема времени возникает и тогда, когда оно, время, нужно для того, чтобы вникнуть и понять, что у отдельного ребенка не получается и почему, чтобы выслушать его и помочь.
Иногда на уроке возникает ситуация, когда ребята хотят увести от темы урока и поговорить о чем-то отвлеченном. Тут надо быть очень осторожным и грамотно перевести в русло урока. Все зависит от того, что так сильно их волнует в эту минуту. Иногда достаточно просто нескольких минут, чтобы успокоить их, а иногда приходится и поговорить, выслушать их, при этом дать понять, что идет урок. Но ведь жизнь – это тоже урок, ее не отодвинешь назад.
Чаще всего, анализируя свои уроки, я прихожу к выводу, что мои уроки достигают поставленных целей. И если ученики выходят с урока, обсуждая его тему, или те вопросы, которые были на уроке затронуты, значит, моя задача как учителя выполнена.