Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии и географии за учебный год

1
0
Материал опубликован 7 January в группе

Самоанализ учителя биологии и географии Поповой Марии Валерьевны

за 2022-2023 учебный год

Цель: повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной активности учащихся.

Задачи:

1. Совершенствовать современные педагогические технологии в курсе изучения биологии и географии с ФГОС ООО, а также с ФГОС нового поколения.

2. Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания биологии и географии.

3. Формировать интерес учащихся к преподаваемым предметам.

4. Поддерживать мотивацию учащихся, стимулировать участие в конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.

5. Продолжить работу по обобщению передового педагогического опыта.

В течение 2022-2023 учебного года я продолжила работу над темой по самообразованию «Современные образовательные технологии при обучении биологии и географии». В рамках реализации данной темы использовала на данных уроках, а также на занятиях по курсу «Практическая биология» элементы технологии развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающую технологию, системно-деятельностный подход, информационные технологии, метод проектов.

В течение учебного года уроки биологии и занятия по курсу внеурочной деятельности «Практическая биология» велись с использованием лабораторного оборудования, цифровых лабораторий в рамках реализации работы центра «Точка роста». Датчики цифровой лаборатории успешно использовались в научно-исследовательской деятельности учащимися 9-х и 10-х классов.

На занятиях курса «Практическая биология» в 5 а,б,в была успешно реализована проектная деятельность по темам «Редкие животные и растения Курганской области», «По страницам Красной книги. Охраняемые птицы Зауралья», «Ядовитые растения и опасные животные», «Как можно помочь животным в холодное время года?», «Жизнь удивительных растений».

На занятиях курса учащиеся познакомились с правилами посадки и ухода за культурными растениями. В марте учащимися были посеяны семена помидоров, огурцов, комнатных цветов и цветов для школьного двора. В начале апреля была произведена пикировка подросших помидоров, а в конце месяца был собран первый урожай огурцов, выращенных в комнатных условиях. Учащиеся 5-х классов провели паспортизацию комнатных растений кабинета биологии. На занятиях курса «Практическая биология» учащейся 9 Г класса в рамках реализации индивидуального проекта провела занятие для 5-классников по теме «Ядовитые растения Курганской области».

В течение учебного года в 9-х и 10-х классах велась совместная работа с учащимися над итоговыми индивидуальными проектами, которые были успешно защищены в конце учебного года. Одна из учениц защитила свой проект на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и стала победителем.

С начала учебного года велась работа с учащимися по подготовке к Всероссийским проверочным работам по биологии в 5-х, 7-х, 8-х классах и по географии в 6 А, 8 А и В классах. На уроках при изучении тем, которые являлись элементами содержания ВПР, выделялось дополнительное время на отработку знаний по ним. При составлении КИМ для текущего контроля по различным темам использовалась форма ВПР, в том числе в онлайн-формате с использованием сайта «Решу ВПР», где были использованы готовые варианты ВПР и лично составленные по определенным темам, вопросам. Ссылки на данные ресурсы размещались в личной группе ВКонтакте для учащихся «Уроки биологии, географии».

Второй год мною ведется группа для учащихся ВКонтакте «Уроки биологии и географии». В течение учебного года я размещала для детей ссылки на видеоуроки, видеоролики, презентации, задания к урокам с дополнительной информацией, ЛОК (локальные опорные конспекты), материалы для подготовки к контрольным работам, ВПР и экзаменам.

В рамках Декады естественнонаучного цикла мною были проведено множество мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса к предмету «биология», расширения кругозора учащихся, воспитания у них экологического сознания, здорового образа жизни, любви к домашним животным.

В течение отчетного периода был организован фотоконкурс «Мы в ответе за тех, кого приручили» для учащихся начального и среднего звена. Всего в конкурсе приняли участие 119 учащихся. Фото питомцев были размещены в группе «Уроки биологии и географии» для открытого голосования, по итогам которого были выбраны победители и призеры. Все они были награждены памятными призами для своих питомцев, а участники конкурса – дипломами участников.

В начале Декады была объявлена благотворительная акция «Большая помощь маленькому другу». Силами учащихся с 1 по 10 класс и их родителями, а также некоторыми педагогами школы было собрано огромное количество корма для домашних питомцев, оставшихся без хозяев. Все собранные корма были переданы волонтерам «Кошки и Ко», которые занимаются организацией помощи бездомным животным. Цель акции: помочь бездомным животным, а также воспитать у учащихся чувство сопричастности к ним, заботливого отношения, любви и бережного отношения.

Для учащихся начальной школы и 5-6 классов была проведена акция «Покормите птиц зимой». Всего в акции приняло участие 90 учеников. Фото их работ были размещены в группе «Уроки биологии и географии». Все участники получили сертификаты об участии в акции.

С целью воспитания бережного отношения к природе была объявлена акция «Батарейки, сдавайтесь!» Учащиеся 5-8 классов собрали небольшое количество отработанных батареек, которые были сданы в пункт приема, организованный на базе Дома детства и юношества. В дальнейшем батарейки были отправлены в г.Курган на переработку и утилизацию.

Среди учащихся 5-9 классов был проведен конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни». Победители и призеры были награждены грамотами и поощрительными призами.

18 января в рамках преемственности начальной и средней школы для учащихся 4 А класса был организован и проведен мастер-класс «Приготовление и рассматривание микропрепаратов под микроскопом». Дети познакомились с устройством и работой микроскопа, самостоятельно приготовили временный микропрепарат, рассмотрели его под микроскопом, увидели основные части клетки и ее органоиды.

С целью отработки навыка работы с микроскопом на уроках биологии в 5-х, 7-х и 8-х классах был проведен конкурс юных микробиологов. Были выявлены лучшие, а также была оказана помощь тем, кто испытывал затруднения при работе с микроскопом.

В период проведения Декады некоторые уроки были проведены в нестандартной форме. Для учащихся 9 классов с целью обобщения и закрепления знаний по темам «Генетика и селекция» была проведена «Своя игра», где учащиеся повторили основные термины и понятия и их определения, законы наследования Г.Менделя и многое другое. Лучшие знатоки игры получили «хорошо» и «отлично» за правильные и аргументированные ответы. Для учащихся 10 А и Б классов была проведена игра «Что? Где? Когда?» по разделам, изученным за курс основной школы.

В 8 Д классе был проведен урок-практикум «Витамины». Учащиеся познакомились с понятием «витамины», их классификацией и ролью для организма человека, а также с заболеваниями, возникающими при их авитаминозе. Также на практике были изучены свойства витаминов. В конце занятия все учащиеся получили небольшую дозу витаминов – яблоки. Завершающим мероприятием стал нестандартный урок «Лучший знаток географии», который был проведен в 8 А классе. Дети состязались в знаниях о природе России, которую они изучают в этом году. Многие показали хорошее умение работы с физической картой, отличные знания границ нашей Родины, особенностей климата, рельефа, почв и внутренних вод.

Все проведенные мероприятия анонсировались в группе «Уроки биологии и географии», также на официальной странице школы в социальной сети «Вконтакте».

Таким образом, в течение учебного года мною была проведена большая работа по повышению качества обучения детей по биологии, географии с применением различных современных образовательных технологий.

Для повышения своей профессиональной деятельности в течение учебного года я принимала участие в работе педагогического совета с проведением мастер-класса для педагогов по теме «Формирование естественнонаучной грамотности». Также в рамках муниципального семинара-практикума для учителей биологии и химии был проведен открытый урок в 8 А классе по теме «Кровообращение», где была продемонстрирована работа с оборудованием центра «Точка Роста».

Исходя из результатов обученности, результатов участия учащихся в олимпиадах, конкурсах по преподаваемым предметам, можно сделать вывод, что задачи, поставленные мною на 2022-2023 учебный год, выполнены почти в полном объеме. В следующем учебном году необходимо:

Продолжить работу по повышению качества образования по биологии, географии;

Продолжить работу над совершенствованием современных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время;

Активизировать работу по повышению у учащихся интереса к изучаемым предметам биологии и географии;

Продолжить работу по совершенствованию мотивации у учащихся к изучаемым предметам, стимулировать участие детей в конкурсах, олимпиадах, проектах;

Продолжить работу по реализации естественнонаучной грамотности учащихся на уроках и на внеурочных занятиях по преподаваемым предметам.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации