Самоанализ дистанционного урока русского языка «Безударные гласные в корне слова» с обучающейся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Самоанализ дистанционного урока с обучающимся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дата проведения урока: 13.12.2023
Учитель: Язенина О.А.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 9 (УО)
Обучающаяся: Дарья Б.
1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающейся
Обучающаяся Дарья Б. имеет умеренную умственную отсталость - интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени. Оно сочетается с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет её индивидуальное развитие и обучение.
У Дарьи выражено недоразвитие мыслительной деятельности, препятствующее освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, затруднено формирование устной речи. Она в состоянии изъясняться короткими фразами, старается давать полные ответы на все вопросы, поддерживать простую беседу.
Даше бывает трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
В связи с заболеванием ДЦП и гиперкинезом конечностей у обучающейся наблюдаются нарушения координации, точности, темпа движений; трудности, связанные со статикой и динамикой тела, навыками, требующими точных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, пользование клавиатурой и др., поэтому на уроках не используются письменные упражнения, она выполняет только устные задания либо печатает текст, в чём ей помогает бабушка.
Для лучшего усвоения нового материала и более прочного его запоминания одна и та же тема изучается несколько уроков, что приводит к положительной динамике развития.
Для упрощения выражения собственных мыслей необходимо помогать, используя метод незаконченного предложения (я начинаю, Даша продолжает). Также давать обучающейся много времени на обдумывание ответов на поставленные вопросы.
2. Самоанализ урока
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" является 73-м в КТП, 5-м - в разделе "Состав слова". Мотивирующей целью урока было украшение ёлочки к новогоднему празднику. Если задание урока выполняется, то на ёлочке появляется шарик.
Цель урока: организация деятельности для закрепления знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи урока:
Образовательная: уточнить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, закрепить умение использовать разные способы проверки безударных гласных в корне слова, отработать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова.
Коррекционно-развивающая: развивать память, мышление, воображение, умение делать выводы, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, мотивировать стремление учиться, создать предновогоднее настроение.
Данный урок направлен на достижение следующих результатов:
Планируемые результаты:
Предметные: применение разных способов проверки безударных гласных в корне слова, отработка навыков грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения, проводить самооценку своей деятельности на уроке.
Базовые учебные действия:
Регулятивные: определение темы и формулировка цели на уроке, проговариваривание последовательности действий на уроке с помощью учителя; оценивание правильности выполнения действия на уроке с помощью учителя; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; внесение необходимых корректив после учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: выполнять задания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках, применять имеющиеся знания по теме в новых видах работы.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение и объяснять свои действия с помощью учителя, слушать и понимать речь учителя, проявлять готовность к взаимопониманию и дружескому взаимодействию с учителем.
Оборудование и используемые ресурсы: компьютер, клавиатура, Интернет, электронная тетрадь, конспект урока, презентация, видео “Физкультминутка "Снежинка" (Презентация для видео), колесо желаний.
Это урок усвоения новых знаний. Он включал в себя 8 этапов:
1. Организационный момент (0,5 мин.).
2. Мотивация учебной деятельности (0,5 мин.).
3. Постановка цели и задач. Планирование деятельности на уроке (4 мин.).
4. Актуализация знаний (3 мин.).
5. Закрепление знаний (5 мин.).
6. Физкультминутка (1 мин.).
7. Продолжение работы над закреплением знаний (9 мин.).
8. Подведение итогов урока, оценка работы (7 мин.).
Основными этапами урока стали этапы актуализации и закрепления знаний, которые были направлены на формирование умений применять различные способы проверки безударных гласных в корне слова.
Чтобы достигнуть цели урока, я использовала тему украшения ёлочки к новогодним праздникам. Все задания соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям обучающейся.
Материал урока был доступным, интересным для обучающейся.
При проведении урока я использовала современные педагогические технологии в соответствии с требованиями ФГОС:
-
Информационно–коммуникационные технологии.
-
Здоровьесберегающие технологии.
-
Игровые технологии.
-
Технология проблемного обучения.
Основные методы обучения, используемые мною на уроке - это наглядные, проблемные, словесные, практические.
В ходе урока я использовала электронную тетрадь, созданную в google-документах.
Используемые мною на уроке педагогические технологии, методы и средства обучения являются оптимальными для данной обучающей, так как девочка с удовольствием выполняет задания, очень любознательна.
В ходе урока была организована индивидуальная работа с обучающейся, которая предполагала использование следующих видов работ: определение темы, цели урока, планирование действий на уроке, ответы на вопросы, выполнение заданий самостоятельно, с помощью учителя и бабушки (печать слов), выделение главного, формулировка выводов, оценивание своей работы.
Эффективным было выполнение всех заданий, также самооценивание работы на уроке, рефлексия, потому что Даша - прилежная ученица, она всегда внимательно слушает материал, повторяет за мной всё услышанное, старательно выполняет все задания, комментируя свои действия и чётко отвечая на вопросы полным ответом. Подобная работа систематически проводится на каждом уроке.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствовало реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и предполагало мотивацию на учебную деятельность, ситуацию успеха, создание атмосферы заинтересованности, применение диалоговых форм общения, осуществление обратной связи.
Темп урока средний, соответствующий индивидуальным возможностям обучающейся.
Распределение времени на уроке было рациональное.
Физкультминутка не была проведена по желанию Дарьи, так как она не устала и была готова продолжать работу дальше.
Из-за плохого зрения Даши текст и картинки были многократно увеличены, что позволяло обучающейся хорошо видеть материал электронной тетради.
Психологическая атмосфера урока была комфортной. Обучающаяся чувствовала себя спокойно, внимательно слушала информацию по теме урока, легко включалась в работу и выполняла все задания.
Мне было легко вести урок, так как на уроке с Дашей и её бабушкой всегда благоприятная рабочая обстановка.
Результаты урока совпали с целью и задачами урока. Обучающаяся вспомнила знания, полученные по теме урока на предыдущих уроках, закрепила их на практике, что подтверждают результаты урока. Даша из скромности слегка занизила оценку своей работу на “4”. Я проанализировала качество выполнения заданий девочкой, полноценных ответов на все поставленные мною вопросы, и поставила за работу на уроке “отлично”.
В конце урока в качестве сюрприза было предложено колесо желаний, которое помогло Даше выбрать то желание, которое я смогу исполнить на одном из будущих уроков (провести урок-игру для Даши, её мамы и бабушки).
Выводы
Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.
Материал урока, объём и сложность информации подобраны с учётом особенностей и возможностей обучающейся, в соответствии с имеющейся у неё базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередовались различные формы и методы работы. Учебно-познавательная деятельность была организована с использованием наглядной, практической и словесной передачи информации.
На уроке присутствовали разные виды активности: познавательная - обучающаяся в ходе урока узнавала новые материалы, факты; физическая - говорили, слушали, выполняли различные задания и упражнения.
Этапы урока плавно сменяли друг друга.
Перегрузки на уроке не было, так как информация и задания подобраны в соответствии с индивидуальными особенностями обучающейся, проведена физкультминутка.
Обучающаяся была активной, старательной, на уроке ей было интересно.
Считаю, что урок достиг поставленной цели.
Горбачёва Марина Юрьевна
Язенина Ольга Анатольевна
Колышкина Елена Владимировна
Язенина Ольга Анатольевна