Самоопределение учащихся в условиях дополнительного образования

2
0
Материал опубликован 12 October 2023

Современная экономическая политика в нашей стране предполагает непрерывное и осознанное профессиональное самоопределение учащихся.

С проблемой выбора профессии рано или поздно сталкивается каждый. От этого выбора  (правильного или ошибочного) зависит физическое ипсихологическое состояние человека.   Чаще всего более или менее сознательный выбор осуществляется в подростковом или юношеском возрасте. Выбор будущей профессии – это первая жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник. Вопрос: «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Проблема профессионального самоопределения всегда актуальна, профессиональным самоопределением занимаются общеобразовательные школы и профессиональное образование, но наилучшие возможности есть у дополнительного образования так как оно охватывает обучающихся с дошкольного возраста до 18 лет.

Опыт проведения проффориентационных занятий с современными школьниками и выпускниками показывает, что их знания в области профориентационной деятельности очень ограничены. Поэтому начинать эту работу нужно в более раннем возрасте, и целесообразнее делать это с дошкольного возраста для того, чтобы сформировать у учащихся интерес к проблеме выбора профессии.

У нас в учреждении разработана

«Модель профессионального самоопределения учащихся на разных уровнях образования в системе дополнительного образования»

Описание модели:

Представленная модель позволяет наиболее эффективно использовать возможности учреждения дополнительного образования для профессиональной ориентации учащихся.

Нами созданы условия для сопровождения профессионального самоопределения.

Разработана программа сопровождения профессионального самоопределения учащихся «От увлечения к профессии». Программа охватывает учащихся от 5 до 17 лет.

профориентационные мероприятия проходят в разнообразных формах: беседы, экскурсии, игровые программы.

Во все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы внесен компонент по профориентационной деятельности.

Работа продолжается и в летнюю оздоровительную кампанию. В этот период реализуются программа детского лагеря с дневным пребыванием детей «Остров детства» в ходе лагеря реализуются программы «Школа юного эколога» и Школа волонтера» и др..

   Работа по профориентации в дошкольном возрасти и в начальной школе очень специфична, она отличается от работы с учениками средних и старших классов. Особенность в том, чтоуже у детей дошкольного возраста имеются предпосылки для развития первичных потребностей самоопределения, интереса к миру профессиональной деятельности, расширению знаний ребенка о мире профессий. Самые первые профессии, о которых узнает ребенок – это профессии родителей и те профессии, с которыми он часто сталкивается в жизни.

С детского сада он пытается проигрывать вышеперечисленные профессии в ролевой игре. Даже после проигрывания тех или иных ролей, знания детей о профессии не являются полными – часть информации остается «за кадром».

 Наша цель работы с дошкольниками: формирование трудовых умений и элементарных представлений о труде взрослых, воспитание интереса к профессиям и результатам труда.

В 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определенной профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребенка. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала  ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.

Цель:формирование у учащихся основ выбора профессий, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к профессиям.

Для учащихся 14-15лет занятия по профориентации должны быть направлены на изучении личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия, на ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.

Цель:формирование у подростков профессиональной направленности на определённую профессию или группы профессий по профилю творческого объединения.

Важной частью этого проекта стала организация профессиональных проб для детей 14-15 лет. Допрофессиональная подготовка обучающихся является значимым этапом в профессиональной ориентации, поскольку в подростковый период происходит формирование профессионального самоопределения учащихся . К настоящему времени нами создана гибка и мобильная система профессиональных проб, отражающая специфику малого города и позволяющая решать задачи профессиональной ориентации учащихся

Нами разработано несколько краткосрочных программ профессиональных проб; отличительной особенностью которых, вляется системно-деятельностный подход и практическая ориентированность занятий.

В каждой программе после краткого теоретического курса предусмотрены практические занятия на реальном производстве.

Например программа «Я — предприниматель» позволит учащимся узнать, как начать свое дело, что для этого нужно знать, как правильно написать бизнес-план и избежать распространенных ошибок начинающих бизнесменов, на занятиях по программе «Основы ветеринарии» учащиеся проходят практику в частном ветеринарном кабинете

Программа «Мир профессий» знакомит учащихся с разнообразными профессиями на практических занятиях, которые организованы на малых предприятиях города.В рамках профорионтационнойдеятельности все больше и больше расширяется сеть партнёрского сотрудничества.

В течение учебного года не менее 60 человек обучающихся занимаются по программе « Основы Ветеринарии», не менее 70 человек по программе « Я- предприниматель», около 60 человек занимаются по программам « Я- экскурсовод», «Моя профессия педагог», «Мир профессий».

В течение учебного года в рамках организации профессиональных проб обучающиеся посещают до 15 государственных и частных организаций: На последнем занятии ребята проходят тестирование на выявление ЗУН по программе и в конце обучения получают сертификаты за участие в профессиональных пробах по конкретным программам.

Все программы носят практическую направленность, что позволяет учащимся увидеть все тонкости каждодневной работы в той или иной профессии. Профпробы позволяют учащимся соотнести свои интересы, индивидуальные особенности с требованиями интересующих их профессий.

Организованны экскурсии на крупные предприятия города, а также предприятия малого бизнеса.

Для учащихся 16-17 летстоит сложный и осознанный выбор профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Цель:формирование ценностно-смысловой составляющей самоопределения, выявление и коррекция профессиональных планов.

для учащихся разработаны и реализуются ДООП с углубленным изучением химии, биологии, экологии.

В ходе проведенных профорентационныхмероприятийнами закладываются основы для — дальнейшего успешного жизненного и профессионального старта будущего специалиста.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации