"Божественная" музыка (конспект занятия)
Пояснительная записка
Вид занятия - изучение нового материала
Тип занятия- тематическое занятие
Форма занятия – урок-панорама
Количество участников - до 20
Классы - средний и старший школьный возраст
Место проведения - кабинет
Цель – открыть окно в мир прекрасного, приобщить детей к миру классической музыки.
Задачи:
Познавательная: познакомить с 10 явлениями музыки эпохи Возрождения, расширить кругозор подростков и повысить их общую эрудицию;
Развивающая: развивать речь, познавательную активность ребят, вкус к классияеской музыке, танцу
Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных способностей, общей и речевой культуры, воспитывать любовь к музыке, вырабатывать чувство прекрасного, создать у учащихся хорошее настроение и вызвать положительные эмоции.
Оборудование и материалы к занятию - компьютер или ноутбук, экран, проектор, презентация "Божественная" музыка"
Предварительная работа - подготовить оформление занятия, выступающих ребят, презентацию "Божественная музыка",
Ожидаемый результат - знакомство с некоторыми явлениями в музыке эпохи Возрождения.
Методические приёмы:
- интеллектуальные игры;
- показ презентации;
- рассказы о компоиторах, произведениях;
- слушание музыки
- танцевание паваны и конского бранля (все желающие)
- чтение стихотворения
Оформление
- Портреты композиторов эпохи Возрождения
План занятия
1. Пролог
2. Истории о музыке
История 1. Шансон
История 2. Мадригал
История 3. «Зелёные рукава»
История 4. Виола
История 5. Лютня
История 6. Композитор Франческо да Милано
История 7. Джулио Каччини «Аве, Мария!»
История 8. Павана.
История 9 Конский бранль
История 10. Рождение оперы.
3. Эпилог
ХОД ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте!
Сегодняшний день мы посвящаем музыке того времени, когда она начала формироваться именно как музыка. Это время - эпоха Возрождения или, как её ещё называют, Ренессанс, XIV – XVI вв. Художники эпохи Возрождения часто изображали ангелов с музыкальными инструментами в руках. Так они подчеркивали божественное происхождение музыки. Не случайно именно в это время знаменитый английский драматург В. Шекспир сказал:
«… Нет на земле живого существа
Столь жёсткого, крутого, адски-злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота».
Скажите, как вы понимаете эти слова?
Давайте узнаем, какой была музыка в это время.
Сегодня мы познакомимся с 10 небольшими историями о музыке эпохи Возрождения.
2. Истории о музыке
История 1. Шансон
Ренессансный шансон – это светская песня, которую исполняли несколько голосов (многоголосная песня). Она появилась в эпоху Возрождения и вобрала в себя идеи этой эпохи. Главными темами шансона стали судьбы разных людей, раскрытие индивидуальности человека, его эмоций и того огромного мира, в котором человек живёт. Благодаря этим направлениям и тематикам шансон стал популярен во времена эпохи Возрождения и не теряет своих позиций до сих пор, ведь ныне он – один из наиболее привлекательных музыкальных стилей.
Одним из знаменитых авторов шансона был Клеман Жанекен. Он был французом. Песни его расходились по миру, вызвали ряд подражаний, а вот о жизни Жанекена мало что известно.
Из творческого наследия Жанекена в историю вошли только его светские песни. Он написал их более двухсот шестидесяти - для трёх, четырех и пяти голосов. Крупные песни его многократно переиздавались, вызывали подражания и породили много обработок.
«Пение птиц» - большое хоровое произведение, состоящее из многих разделов, как бы воспроизводит подлинно «птичий» мир (подражание пению скворца, кукушке, иволге, чайке, сове...) и одновременно приписывает пернатым человеческие побуждения: кто-то из птиц спешит в Париж на праздник, надеясь сначала выпить, потом поспеть на проповедь и застать свою даму у мессы...
Просмотр видеоролика К.Жанекен "Пение птиц"
История 2. Мадригал
Мадригал — самый популярный песенный жанр, посвящённый чувствам и любовным переживаниям. Это многоголосная (для 4 или 5 голосов) песня на родном языке лирического содержания возвышенного характера. Мадригал исполнял небольшой ансамбль, где каждую партию вел один певец. Мадригалы часто сочинялись на тексты великих поэтов Возрождения. Наиболее успешно работали в этом жанре итальянцы. Популярность этого нового жанра была столь велика, что находились композиторы, которые посвятили свое творчество только мадригалу, сборники мадригалов печатались во множестве и расходились мгновенно. Желание слиться со стихом, отразить в музыке все детали приводили к тому, что не только общая атмосфера, но и каждая мысль поэта выражается в музыке. Например, если в тексте звучала строка «И вознесся он на небеса», то мелодия тут же устремлялась ввысь, а если говорилось о низвержении в ад, то мелодия своим нисхождением как бы символизировала падение в преисподнюю. Музыкой изображали шаги, полёт, парение и так далее.
Прослушивание мадригала Д. Каччини "Амариллис"
«Амариллис» - очаровательная и жестокая пастушка из творений древнегреческого философа и поэта Теокрита и римского поэта Вергилия. Она очаровывала и бросала влюблённых в неё юношей. Боги решили, что её надо наказать. Позвали они бога осени — бога увядания, чтобы тот наказал чародейку. Понял бог осени, что трудно ему будет избавиться от прекрасной девушки и задумал превратить нимфу Амариллис в прекрасный цветок. Однажды этот цветок увидел учёный,влюбился в него, выкопал его из почвы и аккуратно перевез в Россию. И однажды произошло чудо, которого долго ожидала юная нимфа. Любовь молодого человека к цветку оказалась настолько преданной, что чары, наложенные богом осени на Амариллис, развеялись. Ночью, когда весь дом спал, из цветка вышла прекрасная девушка. Это была уже не прежняя легкомысленная нимфа, а юная волшебница с мягким сердцем. Познав все тяготы одиночества, она не захотела оставлять своего спасителя умирать от тоски по ней. Уходя, Амариллис в память о себе сохранила прекрасный цветок, который и по сей день цветет в начале осени.
Показ цветка Амариллис
История 3. «Зелёные рукава»
«Зелёные рукава» - это английская светская песня, довольно популярная и в наши дни. Слова этой песни приписывают английскому королю Генриху VIII. Он адресовал эти стихи своей возлюбленной Анне Болейн, ставшей впоследствии его второй женой.
А вы знаете, о чём эта песня?
Показ слайдов «Генрих VIII и Анна Болейн»
Слайд со словами песни «Зелёные рукава» в переводе С.Я.Маршака.
Прослушивание английской баллады «Зелёные рукава»
История 4. Виола
Рассказ о виоле
Это струнный смычковый инструмент. Виола по-итальянски – «фиалка». Звук виолы был очень приятным: мягким, нежным и негромким. Было две разновидности виолы.
Виола да брачча переводится с итальянского языка «ручная, плечевая». Так называли небольшие виолы, которые при игре держали у плеча.
Виола да гамба – «ножная». Она была крупного размера, её приходилось держать между коленями или класть при игре на бедро. Играли на таких виолах обычно мужчины.
Инструмент из семейства виол мог себе позволить только очень богатый человек. Виолы стоили дорого, их мастерили из ценных пород дерева, украшали изящными рисунками и драгоценностями.
Вопрос: А вы заметили, на какие классические инструменты очень похожи виолы?
История 5. Лютня
Посмотрите на картину XVI века, увидите, что на ней изображён из основных и наиболее важных музыкальных инструментов в европейской музыке Возрождения и даже позднее. Может, вы назовёте этот инструмент?
Рассказ о лютне:
Лютня – щипковый струнный музыкальный инструмент, появившийся на основе арабского инструмента, который назывался уд. Корпус похож на разрезанную пополам грушу. Материал - деревянный корпус, струны и лады из жил (позднее - проволочные струны). Длина лютни 76 см.
Лютня являлась одним из основных и наиболее важных музыкальных инструментов в европейской музыке Возрождения и даже позднее. Она была очень удобным инструментом, компактной, её везде можно было брать с собой.
Многие композиторы писали музыку для лютни.
Звучит лютня
История 6. Композитор Франческо Канова да Милано
Прославленный итальянский лютнист и композитор XVI века, которого современники звали «Божественным». один из крупнейших европейских композиторов XVI века. Ему принадлежат многочисленные пьесы для лютни, объединённые в три сборника. Его произведения, удивительной красоты и неизменно высокого уровня, часто исполняются и в наши дни.
Слушаем: Ф. да Милано Ricercar (lute)
Существует связь между песней «Город золотой» и фантазией Франческо да Милано. Тема «Города золотого» взята из «Канцоны», которую Владимир Вавилов приписал Франческо да Милано. При этом Вавилов написал свою композицию, отталкиваясь от первой музыкальной фразы «Фантазии №30» да Милано
История 7. Джулио Каччини «Аве, Мария!»
Показывается коллаж «Благовещение в живописи эпохи Возрождения»
Вопрос «Кто-нибудь может назвать сюжет, на который написаны эти картины?»
А́ве Мари́я (лат. Ave Maria — Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии, названная по её начальным словам. Эту молитву называют также ангельским приветствием, так как её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения.
Но на этот сюжет написаны не только картины, есть и музыкальные произведения. Мы познакомимся с одним. Оно известно как «Ave Maria» Джулио Каччини. Джулио Франческо де Медичи, великий герцог Флоренции, был настолько впечатлен его талантом, что взял молодого Каччини во Флоренцию для дальнейшего обучения в 1560-х. Имея хороший тенор и возможность самому себе аккомпанировать на виоле, он стал популярным и выступал на всех торжественных мероприятиях.
Просмотр видеоролика «Аве Мария». Джулио Каччини - Владимир Вавилов. Аве Мария – Ave Maria
История 8. Павана.
В эпоху Возрождения изменяется отношение к танцу. Из греховного, недостойного занятия танец превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых навыков благородного человека. Балы прочно входят в быт европейской аристократии. Учитель танцев получал очень большие деньги. Какие же танцы были в моде?
Павана – торжественный медленный танец испанского происхождения. Название паваны происходит от латинского pavo — павлин. Танцевали ее дворяне, чтобы продемонстрировать окружающим своё величие и роскошный костюм. Кавалеры исполняли павану при шпаге, в богатых плащах, дамы были в парадных платьях, нередко со шлейфами. Танец давал возможность показать изящество манер и движений. Народ и буржуазия этот танец не исполняли. Под музыку паваны происходили также различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь.
Павану танцевали одновременно одна или две пары. Бал открывался исполнением паваны королём и королевой, затем танцевал дофин, вслед за ним другие знатные особы.
Исполнение танца "Павана"
История 9 «Бранль»
Конский бранль – это тоже танец, только иного плана, нежели павана.
Бранль — старо-французский народный круговой танец (хоровод) с быстрыми движениями, который особенное распространение получил именно в эпоху Возрождения. Бранль имел множество разновидностей: «простой», «двойной», «весёлый». Некоторые виды этого танца были связаны с профессиональной деятельностью людей: «бранль прачек», «бранль булочников». Известны также местные разновидности: бранль из Шампани, бранль из Пуату. Его танцевали повсеместно: на ярмарках, народных праздниках. Постепенно бранль становится придворным бальным танцем.
Конский бранль – это французский общественный танец, движения которого передают характерные лошадиные повадки и имитируют различные виды конского хода.
Просмотр видеоролика Конский бранль"
Разучивание танца всеми участниками программы.
История 10. Рождение оперы.
В XVI веке появился жанр, получивший большое развитие и значение в последующие времена. Многие композиторы эпохи Возрождения считали, что современное искусство уступает античному. А равному античному театру вообще ничего нет. В конце XVI века во Флоренции возникла Флорентийская камерата – кружок музыкантов и поэтов, которые хотели возродить античный театр, в первую очередь, древнегреческую трагедию с присущей ей особой манерой произнесения текста (нечто среднее между речью и пением).
В авангарде этих работ шёл композитор Якопо Пери.
Показ слайда «Я. Пери»
«Я стремился в своей музыке подражать человеческой речи, как это делали древние греки и римляне».
В результате его экспериментов появился новый жанр в духе античного театра – «драма на музыке». Первое произведение в этом жанре называлась «Дафна», которое было представлено в 1597 году во Флоренции. Это творение признают первым сочинением в форме, которая называется сейчас «опера». «Дафна» так восхитила всех, что в 1600 им было поручено подготовить оперу к свадьбе Короля Франции Генриха IV с Марией Медичи. Так появилось их второе произведение, и оно сохранилось до сих пор.
Главной героиней их произведения стала героиня древнегреческого мифа. Думаю, вы сейчас её назовёте.
Чтение стихотворения В. Я. Брюсова «Орфей и Эвридика» (фрагмент)
Орфей
Слышу, слышу шаг твой нежный,
Шаг твой слышу за собой.
Мы идем тропой мятежной,
К жизни мертвенной тропой.
Эвридика
Ты — ведешь, мне — быть покорной,
Я должна идти, должна...
Но на взорах — облак черный,
Черной смерти пелена.
Так как называлась вторая опера? Узнали героев?
Пери исполнил в этом спектакле центральную партию Орфея, завоевав успех и как певец, и как представитель нового вида искусства, следующего за поэтическим текстом, усиливающего его воздействие.
Я. Пери. Сцена из оперы «Эвридика» (Пролог)
Головоломка «Опера»
Впишите в горизонтальные ряды клеток слова следующих значений:
1. Форма коллективного оперного пения.
2. Вводная часть
З. Оркестровое вступление к опере.
4. Литературная основа оперы
5. Сольный номер в опере.
Эпилог
Таким образом, в эпоху Возрождения, наряду с поэзией и живописью, особое место заняла и музыка, которая и сегодня не потеряло своего великого как эстетического, так и социально-культурного смысла.
Имена великих итальянцев эпохи Возрождения вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Вы видите их портреты. Теперь Вы понимаете, почему художники эпохи Возрождения так часто рисовали музыкантов.
– Какая музыка, звучавшая сегодня на уроке, вам понравилась, запомнилась?
Вот и закончилось сегодняшнее путешествие по царству музыки. Но впереди у нас с вами еще много новых встреч и открытий в мире музыки.
ИСТОЧНИКИ
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B5_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F – Аве Мария. Википедия.
2. https://www.youtube.com/watch?v=mff4O-KMya4 - Джулио Каччини - Владимир Вавилов. Аве Мария – Ave Maria
3. https://mig.pics/x/uploads/posts/2022-09/1663329920_27-mykaleidoscope-ru-p-sadovii-amarillis-vkontakte-32.jpg - Амариллис (цветок)
4. http://senapa.livejournal.com/22277.html - Благовещение в искусстве.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BB%D1%8C – Бранль. Википедия.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 – Вавилов Владимир Фёдорович. Википедия.
7. http://www.chitalnya.ru/work/781822/ - Изба-читальня. Галина Карташова. Виола.
8. http://oballet.ru/page/tanec-pavana - История и искусство балета. Танец Павана.
9. http://www.manwb.ru/articles/music_box/2009_year/MusBox_0902/ - Журнал «Человек без границ». История песни «Город золотой»
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B4%D0%B0_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE – Канова да Милано, Франческо.
11. http://www.olofmp3.ru/index.php/Muzyka-v-epohu-Vozrozhdeniya.html - Классическая музыка. Музыка эпохи Возрождения.
12. http://www.liveinternet.ru/users/2230341/post118807431/ - Лютнист в живописи
13. http://music-zone.org.ua/lyutnya - Лютня.
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F – Музыка эпохи Возрождения. Википедия.
15. http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post247013165/ - Музыкальные инструменты. Лютня.
16. http://zarja.kiev.ua/ocharovanie-amarillis - Очарование Амариллис
17. http://vinci.ru/mkv_06.html - Светская музыка эпохи Возрождения. Мадригал
18. http://www.honki.ru/2011/09/blog-post_16.html - Старинный бальный танец. 9 кратких описаний.
19. http://www.alldanceworld.ru/istoriko-bytovoj-tanec/ - Танцы мира. Историко-бытовой танец.
Аудио и видеофрагменты
20. http://www.youtube.com/watch?v=-Sy37i4FL9g – Аве Мария. Весь зал плакал. Вика 11 лет
https://www.youtube.com/watch?v=mff4O-KMya4 - Аве, Мармя!
21. https://www.youtube.com/watch?v=m8bU-knzlP4 - Андре Рьё. Зелёные рукава
https://www.youtube.com/watch?v=bMCLcmeJobo - Клеман Жанекен. Пение птиц
22. https://www.youtube.com/watch?v=FZSagCprkIA - Лютня
https://youtu.be/VnrRIUA4VgY - Павана
23. https://www.youtube.com/watch?v=J_VLXW_QCQQ - Уильям Берд. Старинная пьеса на лютне. Играет Шандор Калош
24. http://muzofon.com/search/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%20%D0%B4%D0%B0%20%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BE – Франческо да Милано.
25. http://www.clasmusic.ru/index.php/Yakopo-Peri.html – Якопо Пери
26. http://pepsimist.ru/ave-maria-i-muzykalnaya-mistifikaciya-vladimira-vavilova/ - Ave Maria и музыкальная мистификация Владимира Вавилова
27. http://www.belcanto.ru/pavana.html - Belcanto.ru. Энциклопедия. Музыкальные жанры.
28. http://get-tune.net/?a=music&q=pavane+belle+qui+tiens+ma+vie - Pavane belle qui tiens ma vie
29.https://www.youtube.com/watch?v=WHMJgGE5Doc Peri, - L'Euridice, Prologo "La Tragedia" e Coro "Se de' boschi ... - Я. Пери. Сцена из оперы «Эвридика» (Пролог)
Воропаева Лилия Алексеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Воропаева Лилия Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Кияйкина Наталья Федоровна