12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1811
Россия, Курганская обл., Куртамыш
Материал размещён в группе «2024 год - Год семьи»

Семь смертных грехов

Цель: создать условия для осмысления моральных и этических норм, предъявляемых к человеку в православной культуре через понятие «грех».

Задачи

1. Познакомить с понятием «грех», с точки зрения православной религии.

2. Объяснить, почему у каждого человека есть влечение к греху.

3. Выяснить, как можно бороться с грехом.

Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации.

Средства: видеофрагменты (Семь Смертных Грехов в цитатах и картинах. http://www.youtube.com/watch?v=sa6UpskE3m0) , мультимедийная презентация, текст («Смертные грехи человека»)[25]

Ход классного часа:

-Добрый день! У нас очередной классный час, и я надеюсь, что он будет интересным и полезным для вас.

1.Вызов.

-Наше занятие я начну с высказывания великого философа Сократа: «Жизнь состоит из мелочей». Наша жизнь состоит из невероятно большого количества мелочей повседневности. Это могут быть просто взгляды, слова, множество различных ситуаций и многое другое. И от того, как мы проявляем себя в этих малых и, казалось бы, незначительных событиях, зависит благополучие и счастье будущей жизни не только у нас самих, но и у всех окружающих. Согласны ли вы с этим? Как вы понимаете это высказывание? (Ответы обучающихся)

-Я предлагаю вам поработать с самыми знакомыми ситуациями. Постарайтесь определить ситуацию одним-двумя словами. (Слова записать на доску).

Примерный список вопросов:

1) ты при всех негативно комментируешь действия другого человека, ты за спиной у человека рассказываешь гадости про него (осуждение, сплетни);

2) ты насмехаешься и издеваешься над одноклассником, чтобы показать свое превосходство над ним (гордыня);

3) ты опоздал на урок, потому что проспал, но учителю сказал, что тебя по дороге в школу обрызгала машина, в результате чего пришлось возвращаться домой, чтобы переодеться (ложь);

4) позвонила твоя подруга, ее голос был очень расстроен, был понятно, что ей нужна помощь, но по телевизору в это время показывали интересный фильм, и ты отказалась встретиться с подругой (равнодушие);

5) тебе кто-то нечаянно наступил на ногу в общественном транспорте, и ты неприлично выругался в его адрес (гнев, злоба);

6) во время урока, когда учитель задает вопрос, ты открыто демонстрируешь свое пренебрежение (гордыня);

7) твоя младшая сестра без спроса взяла твой любимый топик и нечаянно его испортила, посадив жирное пятно; она попросила прощения, но ты все еще с ней не разговариваешь (злопамятность);

8) ты скачал из сети фильм, в котором оказались неприличные сцены, и ты их несколько раз пересматривал (похоть);

9) ты запрещаешь пользоваться без спроса твоими вещами, но, когда у тебя заканчивается шампунь, ты берешь шампунь соседки, (пока она не видит), не спрашивая разрешения (воровство).

-Назовите одним словом все названные понятия. (Ответы обучающихся) (грех).

-Тема нашего занятия: «Семь смертных грехов».

1.Вы познакомитесь с понятием «грех» с точки зрения православной религии.

2. Вам предстоит узнать, какие грехи называют смертными.

3. Ответите на вопрос, актуальны ли знания о смертных грехах в современном обществе?

2.Осмысление.

-В настоящее время грех в сознании людей представляет собой какой-то проступок, нарушающий скорее религиозные нормы, чем законы общества. Между тем грех — не отвлеченное понятие. Он реально существует в жизни каждого человека и в вашей жизни тоже. Так что же такое грех? Сергей Иванович Ожегов в своем словаре приводит насколько толкований слова «грех». Я раздам вам слова, а вы постарайтесь составить из них значение слова грех, потом мы сравним их со словарем.

(Ответы: 1. У верующих нарушение религиозных норм, правил.

2.То, что лежит на совести, отягощает её, как чувство вины.

3. Предосудительный поступок).

-В Библии грех - это несогласие с волей божьей, выраженной в его заповедях. Хотите узнать, какие грехи называют смертными и почему? Я предлагаю поработать с текстом и выполнить в парах задания к тексту. Для этого мы разделимся на две группы, вытяните жетончики и найдите членов своей группы.

Работа с текстом (приложение)

Презентация заданий.

-Итак, работая с текстами, вы познакомились со смертными грехами и заполнили таблицу, я предлагаю озвучить вашу работу.

Выступление групп.

-Каждая группа прочтет нам свою ситуацию и объяснит, какой грех описывает ситуация, и пояснит, как можно было бы его избежать. (выступления групп)

-О них писал Святой Фома Аквинский, и Чосер, и Данте в своих поэмах.
К этой теме стоит возвратиться, чтоб их заметить в наших переменах.
Их семь грехов, их смертными зовут не потому, что вас они убьют,
А от того, что вскоре приведут к грехам страшней и к гибели души. (
https://stihi.ru/2009/09/11/740 )

-Почему грехи называют смертными? Кто может ответить на вопрос? (Ответы обучающихся)

-А сейчас, я предлагаю вам посмотреть видео, в котором показаны фрагменты знаменитой картины Босха «Семь смертных грехов». Картина была написана в Эпоху Возрождения. Видеоролик сопровождается высказываниями великих людей о грехах человеческих. Подумайте, как идеи того времени, относительно места человека в мире и его греховного начала, нашли своё переосмысление в наше время, насколько идеи Босха актуальны в современном обществе?

Видеоhttp://www.youtube.com/watch?v=sa6UpskE3m0

-Почему люди совершают грехи? (Ответы обучающихся)

-Я прочту вам историю: Однажды маленький мальчик пошел гулять в горы.

Когда он поднялся достаточно высоко, то увидел змею, лежащую на тропе. Змея дрожала от холода, да и сам мальчик очень замерз.

Змея вдруг заговорила человеческим голосом и сказала: «Пожалуйста, помоги мне. Я так замерзла, что не могу спуститься с горы вниз». «Ни за что на свете! — воскликнул мальчик. — Ты змея, и, если я тебя возьму, ты меня укусишь!». Но змея стала убеждать его: «Нет-нет, я этого не сделаю. Я обещаю, что не укушу тебя, если только ты возьмешь меня и поможешь спуститься вниз с горы». Тогда мальчик взял змею, положил ее под рубашку и пошел вниз. Когда он спустился, то вынул змею, и тут она его укусила. Мальчик воскликнул: «Эй! Ты укусила меня, а ведь обещала этого не делать!» Знаете, что ответила змея? Она сказала: «Но ведь ты знал, кто я, когда поднимал меня!» (https://subscribe.ru/archive/lit.book.library.skazki/200606/05100547.html).

-Чему учит эта история? О чем она? (Ответы обучающихся)

-Давайте представим грех в виде змеи, которая обещает, что ничего не случится, если человек возьмет ее на руки. Когда мы сталкиваемся с искушениями, грех не кажется нам противным или опасным. Он сулит удовольствие, наслаждение. Именно поэтому мы решаемся приблизить его к нашему сердцу. Но при этом в глубине души каждый знает, что грех обязательно укусит. Он не приносит пользы человеку, только вред. Но мы даем греху обмануть себя, будто это не так. Именно это произошло в истории с мальчиком и змеей.

-Человек, начинающий употреблять алкоголь, не думает так: «О, я хочу быть алкоголиком! Это так восхитительно! Почему бы мне не разрушить свою жизнь, уничтожить свою печень? Пусть алкоголь разъест мое тело, развалит мою работу, разрушит мою карьеру, опозорит меня, я буду мочиться в собственную одежду, выглядеть идиотом. Это так здорово! Вот как я хочу провести всю оставшуюся жизнь!» Нет, он представляет свое будущее иначе. Хотя человек знает последствия, он дает себя одурачить.

-Мы все обычные люди, и иногда нам хочется каких–то новых ощущений, хотя эти ощущения уже давно описаны другими, кто предостерегал нас не повторять чужих ошибок. Одни это понимают и живут счастливо, а другие продолжают повторять ошибки, ведущие к гибели души и тела.

3.Рефлексия. (групповая работа «слепой текст»)

Грехи — это нарушения, …………. ………………которые призывают хранить…………. ценности: любовь к………., уважение к…………., чистоту в………….

И неважно, верующий человек или нет, но если его разум наполнен………… ………….. , а не………. побуждениями, то человек будет находиться в …………. с собой и окружающими его людьми.

(Слова подсказки) Ближнему, христианских заповедей, старым, общечеловеческие, гармонии, светлыми мыслями, помыслах, греховными.

(Грехи — это нарушения христианских заповедей, которые призывают хранить общечеловеческие ценности: любовь к ближнему, уважение к старым, чистоту в помыслах.

И неважно, верующий человек или нет, но если его разум наполнен светлыми мыслями, а не греховными побуждениями, то человек будет находиться в гармонии с собой и окружающими его людьми).

Приложение

Смертные грехи человека

Смертный грех в христианстве — тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния.

1.Чревоугодие. Разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил – это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, от тяжести выполняемой работы. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех же заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, обжорстве, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно более денег на новые, еще более изысканные, продукты.

2.Прелюбодеяние. Началом или частью блудного греха являются соблазнительные разговоры, непристойные истории, анекдоты, пение безнравственных песен, писание нецензурных слов, употребление их в разговорах (матерщина). Все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что связано с усиленной работой воображения и неотступно начинает преследовать несчастного, часто пленяя весь ход его мыслей, чувств, превращая его в раба жалкой страсти, низкого порока – похоти.

Грех блудодеяния очень распространен, заразителен, глубоко поражает душу и тело, поэтому наиболее опасен. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и может проявляться в самых разнообразных и изощренных формах.

3.Жадность, алчность. Это всякое пристрастие к вещам, деньгам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей – скупости, жадности. Эта страсть порождает воровство, злобу, окаменение сердца, зависть.

1.Заполните таблицу, подбирая слова синонимы из текста, добродетели - сами.

2.Рассмотреть ситуации, определить, в чем грех и назвать его.

3.Почему грехи называют смертными?

Грех

Синоним

Добродетель

Чревоугодие



Прелюбодеяние



Алчность




Смертные грехи человека

Гнев. Проявление этой страсти многие оправдывают причинами физиологическими, так называемой нервностью, вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких.

Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость, злость в первую очередь, разрушают дружеские отношения, семейную жизнь, приводя к ссорам, обычно из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, злопамятство, желание отметить, ожесточают сердца в общем-то добрых и любящих друг друга людей.

Гордыня. Это самые глубокие, распространенные и гибельные болезни, с которых и начинается все зло в человеке. Гордыня есть мать всех страстей и грехов. Рядом стоят и все ей подобные болезни: самолюбие, высокоумие, самомнение, эгоизм, лицемерие.

Тщеславие, как ближайший прислужник гордости, высматривает, нельзя ли извлечь из того что-либо хвастливое, насыщающее больное самолюбие, и наоборот: прежде чем сделать какое-то дело, человек всегда в себе рассуждает – стоит ли это делать, ради чего.

Человек тщеславный во всём ищет выгоду, по пути обманывая, обижая и оскорбляя близких. Именно тщеславие ведёт к пьянству, разврату, воровству, предательству.

Уныние и Лень. Грех уныния происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, то есть себялюбием и как результат – угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, рождается зависть.

Св. Исаак Сирин говорил: «Умирись с собой, и мирятся с тобой небо и земля».

Уныние порождает лень. Лень состоит в пренебрежении теми данными, которыми Бог наделил каждое существо. Вялый, бездейственный человек - существо безобидное, но, ничего не делает,его кому-то приходится кормить, одевать, содержать ленивого человека, со временем он превращается в нахлебника, и, если не удовлетворять его потребности в материальных ценностях, ленивый человек начинает злиться, а это может привести к более тяжким грехам.

Задания

1. Заполните таблицу, подбирая слова синонимы из текста, добродетели - сами.

2. Рассмотреть ситуации, определить, в чем грех и назвать его.

3. Почему грехи называют смертными?

Грех

Синоним

Добродетель

Гнев



Гордыня



Тщеславие



Уныние, лень





Опубликовано в группе «2024 год - Год семьи»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 07.02.24 в 14:20 2Ответить Пожаловаться
Актуальный и полезный ресурс!
Гаврилова Снежана Михайловна, 07.02.24 в 15:24 2Ответить Пожаловаться
Богатый материал! Нам, учителям литературы, большое подспорье для уроков. Даже можно использовать и в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Благодарю!
Куликова Ирина Геннадьевна, 07.02.24 в 16:20 1Ответить Пожаловаться
Материал будет востребован и не только в педагогической деятельности. Большое спасибо!
Тарунина Вера Александровна, 07.02.24 в 19:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллеги, за оценку моего труда, приятно, что вам это помогает!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.