Семейные традиции
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Балаково
Разработка урока по окружающему миру,
2 класс, программа «Школа России», А. А. Плешаков.
Тема «Семейные традиции»
ФИО автора: Янбекова Рената Маратовна
Перечень предоставленных материалов:
2024 г.
Пояснительная записка.
«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению». Об этом говорит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Одной из базовых национальных ценностей является семья.
Семья – это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе.
Процесс принятия семейных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Важно научить младших школьников умению раскрыть, понять и принять эти ценности.
Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению, т.е. традиция.
«Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)». С.И.Ожегов
Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками опытом, знаниями. Семейные традиции один из способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.
Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.
Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании необходимости сохранять и бережно относиться к семейным ценностям. Он призван ознакомить ученика с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, воспитывать любовь к родителям, близким, а также создать условия для изучения семейных традиций.
Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-нравственный потенциал семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Цель урока: знакомство с семейными традициями.
Задачи:
1. Образовательные:
- ввести понятие «семейные традиции»;
- ознакомить детей с различными семейными традициями;
- показать значимость семейных традиций для укрепления семьи.
2. Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать личностное отношение к семейным ценностям, уважение к старшим;
3. Развивающие:
- развивать умения работать в группе;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать творческие способности;
Методы и приёмы:
работа в группах, беседа, метод творческого проекта, активные методы обучения.
Примечание: В конце урока, на этапе подведения итогов, используется активный метод обучения «служба новостей», т. е. каждый ряд (обычно в кабинете по 3 ряда) в конце урока обсуждает в группе, какая информация на уроке была самой важной, интересной, тем самым подводя итоги. Соответственно ребята предлагают друг другу разные версии, согласовывают их, а один человек с этого ребята – «ведущий новостей» - представляет эти новости. Техническое оснащение: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Оборудование: картинки (фотографии), карточки с пословицами.
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию из разных источников (картинки, текст).
2. Строить речевые высказывания в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Слушать и принимать мнение других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Договариваться с другими о правилах общения и поведения.
Личностные результаты:
1. Понимать и принимать общепринятые в обществе семейные ценности.
Ход урока:
1. Введение в тему. Эмоциональный настрой.
- Ребята, начнём мы наш урок с песни. Послушайте её и скажите, о чём она (песня 1)
(О семье). СЛАЙД 1
- Что такое семья? (Группа живущих вместе близких родственников, это самое главное в жизни, это самое близкое окружение человека).
- Выполним первое задание 1 в рабочем листе. Раскрасьте слова, которые относятся к счастливой дружной семье? (Добрые отношения, уважение, взаимопомощь, любовь, забота). СЛАЙД 2
- Издавна народ создавал пословицы и поговорки о семье, выражая в них народную мудрость.
- А как вы понимаете пословицы о семье? Поработайте в парах и составьте пословицы, соединяя начало и конец предложений. СЛАЙД 3-4
- А что помогает сделать семью дружной, крепкой, счастливой, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд Задание 2 СЛАЙД 5-6
1. Сестра мамы или папы (тётя).
2.Сын твоих же родителей для тебя (брат).
3. Самая любимая, кого поздравляем 8 марта (мама).
4. Папа твоей мамы или твоего папы (дедушка).
5. Мама и папа вместе, одним словом (родители).
6. Так называют папу по-другому (отец).
7. Самые младшие в семье (дети).
8. Брат мамы или папы (дядя).
2. Определение и формулирование темы урока. Определение задач урока. Повесить табличку с темой урока.
- А теперь обратите внимание на то, что на одной из строчек этого кроссворда получилось слово. Какое? (Традиция)
- Что означает слово «традиция»? Как вы его понимаете по смыслу? (Ответы детей)
- Прошу вас уточнить смысл этого слова по учебнику, с. 44 (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков). Зачитайте.
Традиции – это то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
- Попробуйте связать по смыслу слова семья и традиции? Какое словосочетание у вас получится? (Семейные традиции, традиции семьи).
- Это и есть тема нашего урока, «Семейные традиции». ТАБЛИЧКА
- Каковы же цели нашего урока, продолжите предложения: ТАБЛИЧКА
1. Узнать, что такое ………….традиция
2. Узнать, какие бывают …………традиции
3. Формирование новых представлений и понятий.
- А как вы понимаете по смыслу «семейные традиции»? (Ответы детей) подготовить детей
- Семейные традиции – это обычаи, привычки семьи, которые объединяют членов семьи, и которые передаются из поколения в поколение.
- А вот какие бывают семейные традиции, вам предстоит сейчас объяснить по картинкам.
Работа в группах.
- Каждая группа получит по 2 картинки, по которым вам нужно объяснить, какие традиции на них изображены. После окончания работы каждая группа вывешивает картинки на доску и даёт объяснения своим картинкам.
- Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах (Выслушивать каждого, не перебивать, согласовывать версии, а один человек может стать капитаном вашей команды, который может выступить от вашей группы один или с командой).
Варианты ответов:
-поход в кино, в цирк;
-празднование Нового года, Рождества, Пасхи;
-ездить в гости к бабушке в деревню,
-работать вместе на даче,
-читать всей семьёй,
-помнить своих предков, участвовать в шествии «бессмертного полка»,
-вместе обедать, ужинать,
-чаепития,
-отмечать всей семьёй дни рождения,
-вместе готовить,
-ходить в походы с палаткой,
-ездить летом на море,
-велосипедные прогулки,
-походы в лес, на природу,
-старшие помогают младшим,
-вести «семейные альбомы».
- Какие из этих традиций есть в ваших семьях?
- А какие традиции вам ещё понравились?
- Итак, ребята, вы верно объяснили смысл семейных традиций. Какие-то из этих традиций ещё молодые и появились недавно; может быть, эти традиции родились только в вашей семье, а какие-то, действительно, прошли через поколения от наших прадедушек и прабабушек. Но издавна все семейные традиции на Руси отличались гостеприимством, уважением к старшим, трудолюбием.
Все традиции можно даже объединить в группы. Выполните задание 3.
1Праздничные традиции…- Какие праздники можно отмечать всей семьёй? (Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения и др.)
- Спортивные традиции…. Что это? (Катание на катках, на велосипедах, на роликах…)
- Кулинарные традиции….. (Приготовление блюд, обедов, фирменное блюдо)
- Патриотические традиции, передающие любовь к Родине (Парад Победы, шествие «Бессмертного полка», поздравление своих бабушек и дедушек (ветеранов), посещение Мамаева Кургана…)
- Трудовые традиции…. (Поездки на дачу, поездки в деревню, чтобы вместе работать и помогать родителям и бабушкам-дедушкам…)
- Культурные традиции….. (Читать, ходить в кино, в цирк…)
- А какое значение имеют семейные традиции? (Они объединяют всех членов семьи, хранят память о родственниках, все члены семьи помогают друг другу и заботятся друг о друге).
- А может быть, вы захотите завести ещё одну праздничную традицию в своих семьях и отмечать её 8 июля. Символом этого праздника является ромашка. СЛАЙД 10
4. Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подошел к концу, какая была тема урока? Для подведения итогов предлагаю взять ту ромашку, которая символизирует ваше настроение в конце занятия. И под гимн этого праздника. Прошу вас приклеить на наше с вами классное сердце, ведь мы с вами тоже семья. (песня 2)
- Дорогие гости, я хотела чтобы вы тоже стали часть нашей дружной классной семьи.( гости приклеивают ромашку)
5. Домашнее задание.
- Рабочая тетрадь (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков) – с. 25 №3, 5
или:
- написать мне сочинение-письмо из вашей взрослой жизни, как будто вы уже взрослые, у вас есть свои семьи, и рассказать о ваших семейных традициях, которые вы завели в семье.
р | о | д | | ||||||
т | | д | о | т | е | ||||
ё | б | м | е | д | е | т | д | | |
т | р | а | д | и | ц | и | я | | |
я | а | м | у | т | | | д | | |
| т | а | ш | е | я | | |||
| к | л | | | |||||
а | и | |
7