Семейные традиции

2
0
Материал опубликован 8 September

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Балаково













Разработка урока по окружающему миру,

2 класс, программа «Школа России», А. А. Плешаков.

Тема «Семейные традиции»

ФИО автора: Янбекова Рената Маратовна

Перечень предоставленных материалов:















2024 г.


Пояснительная записка.

«Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению». Об этом говорит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Одной из базовых национальных ценностей является семья.

Семья – это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе.

Процесс принятия семейных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Важно научить младших школьников умению раскрыть, понять и принять эти ценности.

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению, т.е. традиция.

«Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)». С.И.Ожегов

Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками опытом, знаниями. Семейные традиции один из способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.

Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.

Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании необходимости сохранять и бережно относиться к семейным ценностям. Он призван ознакомить ученика с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, воспитывать любовь к родителям, близким, а также создать условия для изучения семейных традиций.

Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-нравственный потенциал семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Цель урока: знакомство с семейными традициями.

Задачи:

1. Образовательные:

- ввести понятие «семейные традиции»;

- ознакомить детей с различными семейными традициями;

- показать значимость семейных традиций для укрепления семьи.

2. Воспитательные:

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

- воспитывать личностное отношение к семейным ценностям, уважение к старшим;

3. Развивающие:

- развивать умения работать в группе;

- развивать коммуникативные способности;

- развивать творческие способности;

Методы и приёмы:

работа в группах, беседа, метод творческого проекта, активные методы обучения.

Примечание: В конце урока, на этапе подведения итогов, используется активный метод обучения «служба новостей», т. е. каждый ряд (обычно в кабинете по 3 ряда) в конце урока обсуждает в группе, какая информация на уроке была самой важной, интересной, тем самым подводя итоги. Соответственно ребята предлагают друг другу разные версии, согласовывают их, а один человек с этого ребята – «ведущий новостей» - представляет эти новости. Техническое оснащение: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Оборудование: картинки (фотографии), карточки с пословицами.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из разных источников (картинки, текст).

2. Строить речевые высказывания в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Слушать и принимать мнение других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Договариваться с другими о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

1. Понимать и принимать общепринятые в обществе семейные ценности.

Ход урока:

1. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

- Ребята, начнём мы наш урок с песни. Послушайте её и скажите, о чём она (песня 1)

(О семье). СЛАЙД 1

- Что такое семья? (Группа живущих вместе близких родственников, это самое главное в жизни, это самое близкое окружение человека).

- Выполним первое задание 1 в рабочем листе. Раскрасьте слова, которые относятся к счастливой дружной семье? (Добрые отношения, уважение, взаимопомощь, любовь, забота). СЛАЙД 2

- Издавна народ создавал пословицы и поговорки о семье, выражая в них народную мудрость.

- А как вы понимаете пословицы о семье? Поработайте в парах и составьте пословицы, соединяя начало и конец предложений. СЛАЙД 3-4

- А что помогает сделать семью дружной, крепкой, счастливой, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд Задание 2 СЛАЙД 5-6

1. Сестра мамы или папы (тётя).

2.Сын твоих же родителей для тебя (брат).

3. Самая любимая, кого поздравляем 8 марта (мама).

4. Папа твоей мамы или твоего папы (дедушка).

5. Мама и папа вместе, одним словом (родители).

6. Так называют папу по-другому (отец).

7. Самые младшие в семье (дети).

8. Брат мамы или папы (дядя).

2. Определение и формулирование темы урока. Определение задач урока. Повесить табличку с темой урока.

- А теперь обратите внимание на то, что на одной из строчек этого кроссворда получилось слово. Какое? (Традиция)

- Что означает слово «традиция»? Как вы его понимаете по смыслу? (Ответы детей)

- Прошу вас уточнить смысл этого слова по учебнику, с. 44 (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков). Зачитайте.

Традиции – это то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

- Попробуйте связать по смыслу слова семья и традиции? Какое словосочетание у вас получится? (Семейные традиции, традиции семьи).

- Это и есть тема нашего урока, «Семейные традиции». ТАБЛИЧКА

- Каковы же цели нашего урока, продолжите предложения: ТАБЛИЧКА

1. Узнать, что такое ………….традиция

2. Узнать, какие бывают …………традиции

3. Формирование новых представлений и понятий.

- А как вы понимаете по смыслу «семейные традиции»? (Ответы детей) подготовить детей

- Семейные традиции – это обычаи, привычки семьи, которые объединяют членов семьи, и которые передаются из поколения в поколение.

- А вот какие бывают семейные традиции, вам предстоит сейчас объяснить по картинкам.

Работа в группах.

- Каждая группа получит по 2 картинки, по которым вам нужно объяснить, какие традиции на них изображены. После окончания работы каждая группа вывешивает картинки на доску и даёт объяснения своим картинкам.

- Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах (Выслушивать каждого, не перебивать, согласовывать версии, а один человек может стать капитаном вашей команды, который может выступить от вашей группы один или с командой).

Варианты ответов:

-поход в кино, в цирк;

-празднование Нового года, Рождества, Пасхи;

-ездить в гости к бабушке в деревню,

-работать вместе на даче,

-читать всей семьёй,

-помнить своих предков, участвовать в шествии «бессмертного полка»,

-вместе обедать, ужинать,

-чаепития,

-отмечать всей семьёй дни рождения,

-вместе готовить,

-ходить в походы с палаткой,

-ездить летом на море,

-велосипедные прогулки,

-походы в лес, на природу,

-старшие помогают младшим,

-вести «семейные альбомы».

- Какие из этих традиций есть в ваших семьях?

- А какие традиции вам ещё понравились?

- Итак, ребята, вы верно объяснили смысл семейных традиций. Какие-то из этих традиций ещё молодые и появились недавно; может быть, эти традиции родились только в вашей семье, а какие-то, действительно, прошли через поколения от наших прадедушек и прабабушек. Но издавна все семейные традиции на Руси отличались гостеприимством, уважением к старшим, трудолюбием.

Все традиции можно даже объединить в группы. Выполните задание 3.

1Праздничные традиции…- Какие праздники можно отмечать всей семьёй? (Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения и др.)

- Спортивные традиции…. Что это? (Катание на катках, на велосипедах, на роликах…)

- Кулинарные традиции….. (Приготовление блюд, обедов, фирменное блюдо)

- Патриотические традиции, передающие любовь к Родине (Парад Победы, шествие «Бессмертного полка», поздравление своих бабушек и дедушек (ветеранов), посещение Мамаева Кургана…)

- Трудовые традиции…. (Поездки на дачу, поездки в деревню, чтобы вместе работать и помогать родителям и бабушкам-дедушкам…)

- Культурные традиции….. (Читать, ходить в кино, в цирк…)

- А какое значение имеют семейные традиции? (Они объединяют всех членов семьи, хранят память о родственниках, все члены семьи помогают друг другу и заботятся друг о друге).

- А может быть, вы захотите завести ещё одну праздничную традицию в своих семьях и отмечать её 8 июля. Символом этого праздника является ромашка. СЛАЙД 10

4. Подведение итогов.

- Ребята, наш урок подошел к концу, какая была тема урока? Для подведения итогов предлагаю взять ту ромашку, которая символизирует ваше настроение в конце занятия. И под гимн этого праздника. Прошу вас приклеить на наше с вами классное сердце, ведь мы с вами тоже семья. (песня 2)

- Дорогие гости, я хотела чтобы вы тоже стали часть нашей дружной классной семьи.( гости приклеивают ромашку)

5. Домашнее задание.

- Рабочая тетрадь (УМК «Школа России», автор А. А. Плешаков) – с. 25 №3, 5

или:

- написать мне сочинение-письмо из вашей взрослой жизни, как будто вы уже взрослые, у вас есть свои семьи, и рассказать о ваших семейных традициях, которые вы завели в семье.








р

о

д


т


д

о

т

е

ё

б

м

е

д

е

т

д


т

р

а

д

и

ц

и

я


я

а

м

у

т



д



т

а

ш

е

я



к

л



а

и






7



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.