Урок технологии «Семейный бюджет» (9 класс)
Учитель |
Мартьянова Ю.А. |
|
Предмет |
Технология |
|
Класс, кол-во человек |
9 класс 10 человек |
|
Тема |
Семейный бюджет |
|
Тип урока |
Получение новых знаний |
|
Цель урока |
Создание условий для ознакомления обучающихся с понятиями «Семейный бюджет» |
|
Задачи урока |
-формирование навыка ведения домашнего хозяйства, с помощью планирования семейного бюджета; применять полученные знания в повседневной жизни; -корригировать и развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; -воспитывать самостоятельность, ответственность в области экономических отношений в семье. |
|
Формируемые БУД |
Личностные: уважительно и бережно относиться к деньгам. Регулятивные: способность выделять и осознавать обучающимися то, что усвоено на уроке. Познавательные: формирование навыка управлять личными финансами и планирования семейного бюджета. Коммуникативные: формулировать высказывание, участвовать в коллективном обсуждении, уметь адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные: овладение начальными навыками финансовой грамотности. |
|
Оборудование |
Презентация, раздаточный материал. |
|
Планируемые результаты |
Знать: статьи расходов семейного бюджета. Уметь: планировать семейный бюджет. |
|
Этапы урока (время, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (1-2 мин) Цель: включение обучащихся в учебную деятельность. -приветствие, -психологический настрой |
Добрый день, ребята! Посмотрите в окно, какая там прекрасная погода, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопутствует вам сегодня весь день! |
-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места; |
2.Актуализация знаний обучающихся (8 мин) Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. -коррекционное задание;
-озвучивание темы урока; |
Объясни смысл поговорки: «Живут доходом, а проживают расходом». Слайд 2. Правильно, ребята. Это значит, что некоторые люди много зарабатывают, живут доходом, но не умеют себя ограничивать и правильно тратить заработанные деньги и поэтому тратят на всё подряд, то есть проживают расходом. Сегодня мы поговорим на тему «Семейный бюджет». Слайд3 |
- объясняют смысл поговорки;
|
3.Изучение материала (10 мин) Цель: создать условия для решения учебной задачи и нахождения путей ее решения
-введение в тему;
-просмотр презентации;
-работа со схемой;
-работа по карточкам;
-работа с памятками;
|
У каждой семьи есть общие доходы и расходы. Папа и мамам работают и получают заработную плату, дедушка и бабушка получают пенсию. Старший брат учится и получает стипендию, а за малышку родители получают пособие от государства. Если все эти деньги сложить вместе, то получится доход семьи, например за месяц. Слайд 4. Итак, доход семьи - это те деньги, которые зарабатывают и получают от государства все члены семьи.
А теперь давайте подумаем и скажем, что такое расходы. Слайд 5. Это деньги, которая семья планирует и разумно тратит на покупку товаров и оплату услуг.
Давайте представим, на что семья расходует денежные средства. Слайд 6.
Слайд 7. Часть денег мы откладываем на продукты питания, Часть мы платим за квартплату: свет, газ, воду, телефон, интернет. Часть отложим на одежду. Нужно отложить деньги и на проезд в транспорте. Часть денег мы откладываем на поход в кино или парк развлечений. В расходах семьи есть и ваши, ребята, карманные деньги. А еще могут быть и непредвиденные расходы. Например, покупка лекарств, ремонт водопровода. Отложим и на это. А ещё помните, что мы каждый месяц по не многу откладываем на поездку к морю. Примерно так и планируют в каждой семье расходы. Но главное, это делать таким образом, чтоб сумма ежемесячных трат не превышала сумму общего дохода.
Слайд 8. Итак, ребята, Семейный бюджет - это план, который регулирует доходы и расходы семьи. Обычно он составляется на месяц. Повторим, ребята, семейный бюджет это доходы и расходы семьи. Слайд 9. Если в семье, доходов больше, чем расходов. Это профицит. Такую семью можно назвать экономной. Ситуация в семье, когда расходов больше, чем доходов называется дефицит. Это плохо, значит, семья живёт в долг. Этого допускать нельзя. И если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов. Это сбалансированный бюджет. Ребята, давайте выполним задание. Слайд 10. Соотнеси термин с определением и соедини стрелками. Проверь себя. А сейчас, ребята, прослушайте полезные советы. Слайд 12. Для разумного учёта семейного бюджета лучше вести хозяйственную книгу. Слайд 13. Записи в хозяйственной книге должны быть подробными и вестись ежедневно. Лучше делать их сразу, так как трудно удержать в памяти траты, сделанные мимоходом. В конце месяца все доходы и расходы суммируются. Отнимите сумму расходов от доходов и запишите остаток. Если он сходится с остатком денег в вашем кошельке, значит, все записи велись верно. Записи своих расходов делайте весь год. В конце года подведите итоги, уточните расходы по каждому счёту. Определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки.
Слайд 14,15. И последний совет. Как семья может сократить свои расходы: -экономить электроэнергию; -утеплить окна, экономить тепловую энергию; -экономить воду; -сократить время пользования мобильным телефоном; -консервировать и заготавливать продукты; -реже передвигайся на транспорте. -научиться шить, вязать, ухаживать за вещами; -производить мелкий ремонт в квартире.
|
- слушивают информацию с просмотром презентации;
-отвечают на вопрос;
-проговаривают вместе;
-выполняют задание;
-прослушивают полезные советы;
|
Физминутка (1-2м). Цель: снятие напряжения. |
Организация выполнения упражнений.
|
-выполняют упражнения; |
4. Закрепление (10-12 мин). Цель: закрепление полученных знаний
-работа по карточкам; |
А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить задание. Слайд 16. Составь бюджетный план своей семьи и заполни таблицу. В качестве образца вам представлен бюджет семьи Сидоровых, состоящей из 6 человек: папы и мамы, дедушки и бабушки, старшего сына и дочки - малышки. Слайд17. Родители получают зарплату, которая составляет 10 тысяч рублей, дедушка и бабушка получают пенсию 6 тысяч рублей, старший сын учится и получает стипендию 2 тысячи рублей, а на малышку родители получают пособие от государства 1 тысячу рублей. А ещё в этом месяце папа выиграл в лотерею 1 тысячу рублей. Итого общий доход семьи составил 20 тысяч рублей. Расходы семьи состоят из покупки продуктов. На это затрачено 4 тысячи рублей, Оплата квартплаты: свет, газ, вода, интернет, 3 тысячи рублей. На улице стало заметно холодней, надо обновить гардероб. Покупка одежды и обуви составила 1 тысяча рублей. Малышка-дочка ходит в детский сад. Плата за детский сад обходится в 500 рублей. Старший сын учится, нужно не забыть и про тетради, ручки и учебники. На это ушло 500 рублей. Папа с мамой ездят на работу на машине, перед работой завозят малышку в детский сад, а старший сын ездит на учебу на автобусе, поэтому расходы на транспорт тоже обязательны. Они составляют полторы тысячи рублей. Во время пандемии кароновируса в образовательных учреждениях планируется дистанционное обучение, поэтому родители приобрели сыну планшет в кредит. Ежемесячная плата за кредит составляет полторы тысячи рублей. Неожиданно заболел дедушка, поэтому необходимо срочно купить лекарства. на это ушло 1 тысяча рублей. Итого общая сумма расходов составляет 13 тысяч рублей. Итак, у семьи Сидоровых доход превышает расход, Это профицит. Молодцы семья Сидоровых!
|
-выполняют задание;
|
5.Итог урока Цель: соотнесение цели урока и его результатов.
Рефлексия. |
А теперь, ребята, подведем итоги: Слайд 18. Доход семьи - это те деньги, которые зарабатывают и получают все члены семьи. Расходы - это деньги, которые семья планирует и разумно тратит на покупку товаров и оплату услуг. Семейный бюджет-это план, который регулирует доходы и расходы семьи. Доходы семьи должны быть больше или равны расходам. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что интересного для себя вы сегодня узнали? Слайд 19. Наше занятие, ребята, подошло к концу, желаю всем крепкого здоровья и хорошего настроения. Спасибо за внимание. |
-отвечают на вопросы. |