Проект занятия «Сергей Есенин - национальный поэт»

5
3
Материал опубликован 30 May 2020 в группе

Сергей Есенин - национальный поэт.

Цели: познакомить с биографией поэта, дать представление о его творчестве;

развивать умение воспринимать информацию;

воспитывать социальную компетентность.

Приемы: прогнозирование, продвинутая лекция, учимся интерпретировать информацию.

Оборудование: презентация, тесты, карточки для индивидуальной работы

Ход урока:

Орг.момент.

Вступительное слово учителя.

Мир изменяется, его нельзя остановить. А как обстоит дело с тем, что однажды остановилось. С тем, что навсегда останется жестоко заключенным между двумя датами, обозначавшими человеческую жизнь: 1895-1925. Даты жизни Есенина. Глядя на них, мы с горечью осознаем весь трагизм мгновенности человеческого существования и радуемся тому, что время неспособно поглотить неповторимое творчество поэта. Попытаемся проследить основные вехи короткой жизни Сергея Александровича и получить первоначальное представление о его поэзии.

Тема урока.

Стадия вызова.

Представьте, что вы никогда не читали стихотворения поэта/ Что вы можете высказать о нем как о гражданине, поэте, человеке на основании высказываний современников?

А.Ахматова: «Он был или только казался мне страшно открытым… Читая, Есенин был еще очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновенья я чувствовала, что он действительно «все встречает, все приемлет», и эту тревогу за него я так и сохранила, пока он был с нами».

Б. Пастернак: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин. …Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую мы зовем высшим моцартовским началом. Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и как жар-птицу поймал за хвост Айседору Дункан. Он и стихи свои писал сказочным способом,… записывал их кровью сердца». (Ответы)

(А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине открытость. Б.Пастернак синтезировал национально-романтический облик Есенина.)

«Стихи свежие, чистые, голосистые»,- запишет в 1915 году А. Блок. Это, можно сказать, первый отзыв о Есенине. И в первых воспоминаниях возникает облик поэта. (Портрет). Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет. (Ответы) «Детская прозрачность взора», «милое, влекущее, всегда улыбчивое лицо», «скромная и нежная приветливость ко всему и ко всем».

Итак, послушаем рассказ о 30-ти прожитых поэтом на этой земле лет.

Стадия осмысления.

Для осмысления материала вам понадобиться таблица: известное ( что я знаю по теме), новое (материал лекции) и ассоциации, вопросы, выводы.

4.Выступления учащихся.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил в царапинах»,- вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Чтение стихотворения «Все живое особой метой»

Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». Дальше поэт рассказывает о встрече с Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». Александр Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые».

Стихотворение «Запели тесаные дроги»

Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новее черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 25 года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах». Прочитайте его стихотворения разных лет и вы не сможете не согласиться с поэтом.

Время Есенина-время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.

Чтение отрывка из поэмы «Гуляй-поле»

Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий:

Я человек не новый!

Что скрывать

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.

Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Кумкову, поэту, знакомому Есенину по имажинистскому кружку. Вот выдержки из письма: «…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется.» Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он собой или это было преднамеренное убийство. Нет пока точного ответа на этот вопрос.

31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника б ыл обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России, Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге - почти полвека - Россия не видела такого великого прощания народа с поэтом!

Стихотворение Т. Смертиной.

Работа с таблицей. Осмысление полученной информации.

- Что знали о Есенине?

- Что узнали нового?

- Какие эпизоды биографии представляются вам наиболее драматичными, много определившими в его жизни и творчестве?

- Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками? (Есенин и Маяковский).

- Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа Рязанского края?

Вывод. Время Есенина-время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.

Работа с поэтическим текстом: в чем уникальность, самобытность художественного мира Есенина и каковы его наиболее характерные приметы. Попробуем ответить на этот вопрос, прочитав его стихотворения:

1 вариант «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

- Как видится есенинскому герою природа. Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку?

2 вариант «О красном вечере задумалась дорога…» 

Какова роль цвета в поэзии Есенина? Покажите на примере стихотворения.

Инд. Составить словарь изобразительно-выразительных средств по стихотворению С.Есенина. «Береза» . В качестве иллюстраций для своих словарных статей используйте строки стихотворения . Покажите , как анализ особенностей языка произведения помогает лучше понять его содержание.

Вывод. Человек и природа у Есенина не разделимы. Особую роль в его поэзии играет цвет: розовый, цвет юности, белый - надежды, золотой - увядания. И необыкновенная напевность поражает в его стихотворениях.

Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева «Есенина поют». Исполняется песня на стихи Есенина.

 Работа с текстом: выделите элементы содержания и особенностей языка, определяющие принадлежность текста к жанру эссе, используя определение этого жанра.

Эссе - прозаическое произведение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Осмысление законов написания эссе.

Основная цель жанра: заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.

Индивидуальный взгляд на объект речи.

Домашнее задание написать эссе «Мой Есенин».

Индивид. Сообщение «Есенин и Маяковский».

Доп. Тест.

3 стадия рефлексии.

- Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение?

- Какую цель определите для себя, изучая творчество Есенина)

-Что на уроке показалось интересным?

-Что вызвало затруднения?

-Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Итог. Оценки.

Текст для анализа.

«Дальний плач тальянки, голос одинокий…»

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина… Самого певучего поэта! Неужто и мертвого его отторгают локтями… Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу… Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и мердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа…

Я чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне, называю братом, грустным братом и все утешаю, утешаю его…

А где утешишь… Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит нас вечной грустью…

Смолкни военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!


Эссе - прозаическое произведение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.


Самоанализ урока.

Цель технологии развития критического мышления понимать информацию, осмысливать ее, соотносить с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.

Методика проведения урока включает в себя 3 этапа: вызов, осмысление и рефлексии.

Первая стадия-вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Она позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме, вызщвать интерес, мотивировать к учебной деятельности. Я применила прием прогнозирования, предложила высказать свое суждение о поэте.

Вторая стадия-осмысления дает ученику возможность получить информацию, осмыслить ее, соотнести ее с уже имеющимися знаниями. На этой стадии я применила прием «продвинутой лекции», когда учащиеся распределяю информацию на уже знакомую, новую и высказывают свои ассоциации, делаю выводы, ставят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Третья стадия-рефлексии предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Здесь я применила прием «Учимся творчески интерпретировать информацию». Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения. Письменная (эссе) позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями. В качестве образца жанра эссе был прочитан отрывок из рассказа В. Астафьева. Тем самым повторили законы написания эссе. Индивидуальные задания получили учащиеся, сдающие экзамен по литературе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок! У нас был в Вязьме второй по значимости в России Есенинский музей в квартире Павла Никифоровича Пропалова, основателя собственного музея, который всю свою жизнь посвятил собирательству о Есенине, по крупинкам собирал на зарплату, у него были даже самые первые издания книг Есенина... В прошлом году Павла Никифоровича не стало, а будущая судьба музея волнует до сих пор...

30 May 2020

Спасибо за комментарий.

2 June 2020

Замечательный урок, спасибо!

2 June 2020