Проект занятия «Сергей Есенин - национальный поэт»
Сергей Есенин - национальный поэт.
Цели: познакомить с биографией поэта, дать представление о его творчестве;
развивать умение воспринимать информацию;
воспитывать социальную компетентность.
Приемы: прогнозирование, продвинутая лекция, учимся интерпретировать информацию.
Оборудование: презентация, тесты, карточки для индивидуальной работы
Ход урока:
Орг.момент.
Вступительное слово учителя.
Мир изменяется, его нельзя остановить. А как обстоит дело с тем, что однажды остановилось. С тем, что навсегда останется жестоко заключенным между двумя датами, обозначавшими человеческую жизнь: 1895-1925. Даты жизни Есенина. Глядя на них, мы с горечью осознаем весь трагизм мгновенности человеческого существования и радуемся тому, что время неспособно поглотить неповторимое творчество поэта. Попытаемся проследить основные вехи короткой жизни Сергея Александровича и получить первоначальное представление о его поэзии.
Тема урока.
Стадия вызова.
Представьте, что вы никогда не читали стихотворения поэта/ Что вы можете высказать о нем как о гражданине, поэте, человеке на основании высказываний современников?
А.Ахматова: «Он был или только казался мне страшно открытым… Читая, Есенин был еще очаровательнее. Иногда он прямо смотрел мне в глаза, и в эти мгновенья я чувствовала, что он действительно «все встречает, все приемлет», и эту тревогу за него я так и сохранила, пока он был с нами».
Б. Пастернак: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин. …Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую мы зовем высшим моцартовским началом. Есенин к жизни своей отнесся как к сказке. Он Иван-царевичем на сером волке перелетел океан и как жар-птицу поймал за хвост Айседору Дункан. Он и стихи свои писал сказочным способом,… записывал их кровью сердца». (Ответы)
(А.Ахматову поразила и встревожила в Есенине открытость. Б.Пастернак синтезировал национально-романтический облик Есенина.)
«Стихи свежие, чистые, голосистые»,- запишет в 1915 году А. Блок. Это, можно сказать, первый отзыв о Есенине. И в первых воспоминаниях возникает облик поэта. (Портрет). Ваше восприятие. Что можно сказать о человеке, глядя на портрет. (Ответы) «Детская прозрачность взора», «милое, влекущее, всегда улыбчивое лицо», «скромная и нежная приветливость ко всему и ко всем».
Итак, послушаем рассказ о 30-ти прожитых поэтом на этой земле лет.
Стадия осмысления.
Для осмысления материала вам понадобиться таблица: известное ( что я знаю по теме), новое (материал лекции) и ассоциации, вопросы, выводы.
4.Выступления учащихся.
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил в царапинах»,- вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
Чтение стихотворения «Все живое особой метой»
Из автобиографии поэта: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам». Дальше поэт рассказывает о встрече с Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». Александр Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые».
Стихотворение «Запели тесаные дроги»
Образ поэта живет, движется, меняется, приобретая все новые и новее черты. Не случайно его заметка «О себе», помеченная октябрем 25 года, заканчивается словами: «Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах». Прочитайте его стихотворения разных лет и вы не сможете не согласиться с поэтом.
Время Есенина-время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.
Чтение отрывка из поэмы «Гуляй-поле»
Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий:
Я человек не новый!
Что скрывать
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.
Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Кумкову, поэту, знакомому Есенину по имажинистскому кружку. Вот выдержки из письма: «…тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется.» Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он собой или это было преднамеренное убийство. Нет пока точного ответа на этот вопрос.
31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника б ыл обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России, Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге - почти полвека - Россия не видела такого великого прощания народа с поэтом!
Стихотворение Т. Смертиной.
Работа с таблицей. Осмысление полученной информации.
- Что знали о Есенине?
- Что узнали нового?
- Какие эпизоды биографии представляются вам наиболее драматичными, много определившими в его жизни и творчестве?
- Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками? (Есенин и Маяковский).
- Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа Рязанского края?
Вывод. Время Есенина-время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.
Работа с поэтическим текстом: в чем уникальность, самобытность художественного мира Есенина и каковы его наиболее характерные приметы. Попробуем ответить на этот вопрос, прочитав его стихотворения:
1 вариант «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
- Как видится есенинскому герою природа. Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку?
2 вариант «О красном вечере задумалась дорога…»
Какова роль цвета в поэзии Есенина? Покажите на примере стихотворения.
Инд. Составить словарь изобразительно-выразительных средств по стихотворению С.Есенина. «Береза» . В качестве иллюстраций для своих словарных статей используйте строки стихотворения . Покажите , как анализ особенностей языка произведения помогает лучше понять его содержание.
Вывод. Человек и природа у Есенина не разделимы. Особую роль в его поэзии играет цвет: розовый, цвет юности, белый - надежды, золотой - увядания. И необыкновенная напевность поражает в его стихотворениях.
Чтение отрывка из рассказа В. Астафьева «Есенина поют». Исполняется песня на стихи Есенина.
Работа с текстом: выделите элементы содержания и особенностей языка, определяющие принадлежность текста к жанру эссе, используя определение этого жанра.
Эссе - прозаическое произведение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Осмысление законов написания эссе.
Основная цель жанра: заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.
Индивидуальный взгляд на объект речи.
Домашнее задание написать эссе «Мой Есенин».
Индивид. Сообщение «Есенин и Маяковский».
Доп. Тест.
3 стадия рефлексии.
- Каковы ваши ассоциации, что поразило, удивило, вызвало недоумение?
- Какую цель определите для себя, изучая творчество Есенина)
-Что на уроке показалось интересным?
-Что вызвало затруднения?
-Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Итог. Оценки.
Текст для анализа.
«Дальний плач тальянки, голос одинокий…»
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина… Самого певучего поэта! Неужто и мертвого его отторгают локтями… Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу… Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и мердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучаться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа…
Я чувствую его таким себе близким и родным, что разговариваю с ним во сне, называю братом, грустным братом и все утешаю, утешаю его…
А где утешишь… Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит нас вечной грустью…
Смолкни военная труба! Уймись велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!
Эссе - прозаическое произведение свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Оно предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Самоанализ урока.
Цель технологии развития критического мышления понимать информацию, осмысливать ее, соотносить с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное аналитическое суждение.
Методика проведения урока включает в себя 3 этапа: вызов, осмысление и рефлексии.
Первая стадия-вызов. Ее применение на каждом уроке обязательно. Она позволяет актуализировать и обобщить знания ученика по изучаемой теме, вызщвать интерес, мотивировать к учебной деятельности. Я применила прием прогнозирования, предложила высказать свое суждение о поэте.
Вторая стадия-осмысления дает ученику возможность получить информацию, осмыслить ее, соотнести ее с уже имеющимися знаниями. На этой стадии я применила прием «продвинутой лекции», когда учащиеся распределяю информацию на уже знакомую, новую и высказывают свои ассоциации, делаю выводы, ставят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Третья стадия-рефлексии предполагает целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. Здесь я применила прием «Учимся творчески интерпретировать информацию». Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения. Письменная (эссе) позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями. В качестве образца жанра эссе был прочитан отрывок из рассказа В. Астафьева. Тем самым повторили законы написания эссе. Индивидуальные задания получили учащиеся, сдающие экзамен по литературе.
Паненкова Ирина Михайловна
Кульдяева Людмила Владимировна
Максакова Наталья Михайловна