Рекомендации по составлению заданий для олимпиады по математике
ШКОЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА
Подбор заданий для олимпиады по математике является важным организационным моментом.
Для школьной олимпиады следует подбирать задачи в рамках государственного образовательного стандарта, делая акцент на интересные, разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и поучительны, и имели бы практическое применение. Кроме того, задания должны способствовать раскрытию творческого потенциала участника олимпиады, расширять его кругозор, развивать интерес к изучению предмета, выявлять одаренных, творчески мыслящих школьников и учащихся, имеющих нестандартное мышление.
Рекомендации по составлению заданий для олимпиады по математике
1. Задания школьной олимпиады должны быть разного уровня сложности (уровень трудности первых двух задач составляет 10%-30%, последних – 80%-95%). Это позволит, с одной стороны, провести отбор учащихся для участия в городской олимпиаде, а с другой, - соблюсти принцип дифференциации обучения. Кроме того, в «олимпиадный вариант» следует включить и утешительную задачу для слабого участника, и трудную – для сильного.
2. Задачи, в том числе и невысокого уровня трудности, должны содержать "изюминку", благодаря которой более сильный ученик решит ее быстрее и рациональнее.
3. Включаемые задания должны быть из разных разделов курса математики, но, как правило, из тех, которые изучались в данном и предыдущем учебном году.
4. Следует включать также логические задачи, задачи на применение принципа Дирихле, инвариантов, графов, задачи на раскраски, переливания, взвешивания, уравнения в целых числах и т.д. Это способствует и обогащению знаниевого запаса школьников, и развитию познавательного интереса и логического мышления учащихся, а также выявлению учащихся, мыслящих нестандартно.
5. Предпочтительнее предлагать практико-ориентированые задания. Кроме того, задачи должны быть лишены официозной "сухости", и нести, к примеру, элемент занимательности.
6. Количество заданий должно быть достаточно большим и значительно превышать то количество, которое может решить даже самый сильный ученик за отведенные часы (в 8-ых классах – 1,5-2 ч; 9 – 11-ых – 2-3ч). Такая организация заданий позволит развивать тактические умения учащихся для того, чтобы, оценив сложность заданий, правильно распределить акценты при выборе очередности их решения.
7. Следует избегать заданий с длительными выкладками, на использование трудно запоминающихся формул, справочных таблиц. Решение задач не должно быть громоздким, а реализация его – поглощать много времени.
Требования к выполнению и оформлению работы
Требования к выполнению и оформлению работы излагаются в Положении о проведении школьной математической олимпиады и соответствуют требованиям к оформлению письменной работы по математике.
Критерии оценки олимпиадных задач
Критерии оценки олимпиадных задач вырабатываются членами жюри. «Вес» задачи определяется в зависимости от уровня ее трудности для данного состава участников. Более трудные задачи оцениваются большим количеством баллов.
Обычно правильное и полное решение задачи оценивается указанными в условии баллами. За погрешности и ошибки, допущенные при выполнении задания, с каждой задачи снимается определенное количество баллов, зависящее от характера допущенных ошибок.
К недочетам следует отнести описки, негрубые вычислительные ошибки, не влияющие на правильность дальнейшего хода рассуждений.
Некоторые ошибки, которые можно отнести к существенным:
- нет обоснования отдельных логических шагов при решении задачи;
- в записях математических выражений отсутствует математическая культура;
- наличие недвусмысленности в ходе записи решений;
- нет анализа правильности полученного результата;
- грубые вычислительные ошибки;
- ошибки, допущенные при преобразованиях.
Верным можно считать решение, содержащее
- правильную последовательность его шагов,
- верное обоснование всех ключевых моментов,
- безошибочные чертежи, рисунки, схемы,
- правильно выполненные вычисления и преобразования и т.д.
Решение считается неполным, если оно:
- содержит основные идеи, но не доведено до конца;
- при верной общей схеме рассуждений содержит пробелы, т.е. явно или скрыто опирается на недоказанные утверждения, которые нельзя счесть известными или очевидными.
Здесь будет файл: /data/edu/files/e1444570624.doc (задания для школьной олимпиады)