Статья на тему «Школьный музей — территория гражданского становление личности ребенка» (2–4 классы)
«Школьный музей – территория гражданского становление личности ребенка».
17 мая 2019 года в рамках городского фестиваля школьных музеев на площадкеМБОУ СОШ №52 прошел мастер – класс фольклорного коллектива 3 «А» класса под названием «Деревенские посиделки».
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности школьника.
Духовность – это поле, и если его не засевать хорошими семенами, в итоге вырастут сорняки. Те негативные тенденции, что проявляются в современном обществе, выступают подтверждением этому, поэтому воспитание патриота, гражданина стало необходимым условием для возрождения России.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации в ряду целей и задач образования на первое место выдвигает необходимость «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи, и их роль в воспитании подрастающего поколения огромна. Для многих ребят именно с них начинается их гражданское становление, здесь дети начинают осознавать свою причастность ко всему, что происходит вокруг, а слова «Родина», «Родной край», «Любовь к Отчизне», «патриотизм», «Подвиг» наполняются новым смыслом.
Изучить, сохранить историю своей малой родины – основная задача школьного музея МБОУ СОШ №52. Каждый музей при отборе воспитательного процесса стремится увеличить значимость русской национальной культуры, региональных и местных традиций, обычаев и ритуалов, помогающих воспитать у детей любовь к родному краю, уважение к истории и культуре своего народа. Не стал исключением и наш музей «Закаменская слобода», миссия которого не только сохранение предметов материальной культуры, но и возрождение забытых традиций, обычаев, народной праздничной культуры, сохранение региональных традиций, поиск новых способов трансляции традиционной культуры.
«Деревенские посиделки» – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве. Это все мы с ребятами показываем и рассказываем на таких мероприятиях, где пропуская через себя каждое сказанное нами слово, проживаем с нашими предками их тогдашнюю жизнь. Это и повседневная работа, и веселые небылицы в лицах, и частушки, и народные игры с песнями, народные сказки, угощение блинами с чаем, где прославляется святыня- труд. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас, где активными участниками таких мероприятий как наше- являются дети разной социальной принадлежности.
Фольклор, это не просто культурная ценность, это крепкая цепь, которая связывает воедино не только отдельные человеческие рода, переходя от поколения отцов в поколение детей и внуков, это цепь, связывающая поколения народа. Рассказывая сказки, былины, напевая народные песни, родители передают своему ребенку информацию, культуру, опыт, тем самым прививая ему патриотические чувства, гордость за свой народ и любовь к нему, к своей родине.
Р.А. Бричеева, учитель начальных классов, « Отличник народного просвещения» МБОУ СОШ № 52.