День народного единства- узнаем играя!
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о празднике – Дне народного единства, его истории и значении, воспитание патриотизма и уважения к своей стране.
Задачи:
- Расширить знания детей о событиях Смутного времени, подвиге Минина и Пожарского, значении Дня народного единства.
- Развивать познавательный интерес, память, мышление, связную речь, творческие способности.
- Воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа, чувство гордости за свою Родину.
- Развивать навыки командной работы, умение сотрудничать и взаимодействовать.
Действующие лица:
- Ведущий (воспитатель)
- Историк (воспитатель или подготовленный ребенок старшей группы)
- Жюри (2-3 воспитателя, учителя или родители)
- Команды: "Богатыри" и "Патриоты" (названия и эмблемы придумать заранее с детьми)
Материалы и оборудование:
- Музыкальное сопровождение (фонограммы патриотических песен, народных мелодий, музыка для игр)
- Картинки, иллюстрации:
- Изображения исторических личностей (Минин, Пожарский, царь Михаил Романов, князь Дмитрий Донской, Александр Невский)
- Картинки с изображением исторических событий (Смутное время, освобождение Москвы, Куликовская битва, Ледовое побоище)
- Картинки с изображением символов России (флаг, герб, Кремль, Красная площадь, карта России, матрешки, самовар)
- Изображения различных народных костюмов
- Карточки с заданиями для конкурсов (загадки, вопросы, задания на логику)
- Разрезные картинки (например, герб России, карта России)
- Предметы для игр (мячи, ленты, платки, обручи)
- Муляжи (хлеб, соль)
- Медали или небольшие призы для команд
- Грамоты (для команд и участников)
Ход мероприятия:
(1. Вступление – 5 минут)
- Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы отпраздновать День народного единства! Этот праздник – особенный, он напоминает нам о том, как важно быть вместе, поддерживать друг друга и гордиться своей страной – Россией.
- (Звучит торжественная музыка)
- Ведущий: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в прошлое, чтобы узнать больше об этом важном празднике. А поможет нам в этом наш гость – Историк!
- (Входит Историк)
- Историк: Здравствуйте, юные друзья! Я рад приветствовать вас на нашей познавательной викторине, посвященной Дню народного единства! Готовы узнать больше об истории нашей Родины?
(2. Рассказ Историка – 7-10 минут)
- Историк: Ребята, много веков назад, в нашей стране, в России, было неспокойное время, которое называлось Смутным временем. Страной правили разные люди, часто были войны и беспорядки. Люди страдали, и тогда народ решил объединиться, чтобы защитить свою Родину.
- Историк: (Показывает иллюстрации). Купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Они позвали всех: и богатых, и бедных, и знатных, и простых людей – всех, кто любил свою Родину! Вместе они освободили Москву от захватчиков.
- Историк: (Показывает иллюстрации). С тех пор 4 ноября мы отмечаем День народного единства – праздник, который напоминает нам о том, что, объединившись, мы можем преодолеть любые трудности и защитить свою страну! (Можно добавить информацию о том, что после изгнания врагов был избран новый царь – Михаил Романов, что ознаменовало конец Смутного времени).
- Историк: А еще мы вспомним и других героев, которые защищали нашу Родину в разные времена. (Краткий рассказ о князе Дмитрии Донском, Александре Невском и их подвигах).
(3. Представление команд – 3 минуты)
- Ведущий: Сегодня соревнуются две команды, готовые продемонстрировать свои знания и умения! Встречаем команду "Богатыри" и команду "Патриоты"! (Дети представляют свои команды, показывают эмблемы, приветствуют друг друга).
- Ведущий: Оценивать ваши ответы будет наше уважаемое жюри…(представление жюри).
(4. Викторина – 25-30 минут)
- Ведущий: Наша викторина состоит из нескольких конкурсов, посвященных истории России и Дню народного единства. За каждый правильный ответ команда получает балл. Победит та команда, которая наберет больше баллов. Итак, начинаем!
Конкурс 1: "Разминка – Знаешь ли ты?"
- Ведущий: Проверим, что вы знаете о России!
- Вопросы:
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как называется главный город России? (Москва)
- Что изображено на флаге России? (Белый, синий, красный полосы)
- Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел)
- Кто руководит нашей страной? (Президент)
- Как зовут предводителей народного ополчения? (Минин и Пожарский)
- Как называется праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства)
- Какие народные праздники вы знаете? (Масленица, Пасха и т.д.)
- (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
- Вопросы:
Конкурс 2: "Собери картинку"
- Ведущий: Давайте покажем, какие вы дружные!
- Задание: Каждой команде выдается разрезная картинка с изображением герба России или карты России. Задача – собрать картинку как можно быстрее.
- (За скорость и правильность выполнения команда получает 3 балла)
Конкурс 3: "Узнай героя"
- Ведущий: В истории России много героев.
- Задание: Ведущий показывает картинки с изображениями исторических личностей (Минин, Пожарский, Дмитрий Донской, Александр Невский). Команды должны назвать этих людей и рассказать, чем они прославились.
- (За каждый правильный ответ и развернутый рассказ команда получает 2-3 балла)
Конкурс 4: "Символы России"
- Ведущий: Россия – большая и красивая страна, у которой много символов.
- Задание: Ведущий показывает картинки с изображениями символов России (флаг, герб, Кремль, Красная площадь, матрешки, самовар, хлеб, соль, народные костюмы). Команды должны рассказать, что они знают об этих символах.
- (За каждый правильный ответ и интересное дополнение команда получает 2-3 балла)
Конкурс 5: "Русские народные игры"
- Ведущий: Отдохнем немного и поиграем в русские народные игры!
- Задание:
- "Перетягивание каната" (используем канат или ленту)
- "Кто быстрее соберет матрешку" (из деревянных или картонных матрешек)
- "Бег в мешках"
- (За победу в каждой игре команда получает 3 балла)
Конкурс 6: "Загадки о России"
- Ведущий: Отгадайте загадки!
- Загадки:
- Белые березы, синие реки, что это такое? (Россия)
- На шесте – три цвета, что это такое? (Флаг)
- Красна девица в светлице, косы русые, платок на плечах. (Матрешка)
- В поле стожок, в поле кружок. (Солнце)
- Стоит Антошка на одной ножке, где солнце станет, туда он глянет. (Подсолнух)
- (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
- Загадки:
(5. Подведение итогов – 5 минут)
- Ведущий: Вот и подошла к концу наша познавательная викторина! Жюри подводит итоги, а мы пока немного отдохнем. (Жюри совещается, озвучивает результаты).
- (Жюри объявляет победителей, вручает медали, грамоты, призы)
- Ведущий: Молодцы, ребята! Сегодня вы показали свои знания и умения, доказали, что вы настоящие патриоты своей страны!
- Историк: Спасибо вам за участие в викторине! Желаю вам всегда помнить историю своей Родины и гордиться ею!
- (Звучит патриотическая музыка)
- Ведущий: До свидания, ребята! До новых встреч!