12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Киселева Галина Николаевна65
Россия, Самарская обл., Тольятти

Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.

(Автор неизвестен)[7]

В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В силу информационной перенасыщенности и недостаточного структурирования учебного материала перед ребенком стоит порой непосильная задача запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. И, конечно же, мы, учителя, стараемся научить детей самостоятельно добывать и систематизировать добываемые знания. Все это заставляет педагогов находить новые формы и методы обучения.

 Итак, что значит «добывать знания»? Здесь мне бы хотелось остановиться на роли чтения в жизни современного школьника. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. «Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые»[4]. Понятно, что речь в данном случае идет о смысловом чтении. Такое большое значение навыка «смыслового чтения», а также реализация  Междисциплинарной Программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» определило необходимость поиска новых стратегий работы с учебным текстом.

Теперь рассмотрим понятие «систематизировать знания». В разделе «Планируемые образовательные результаты освоения Междисциплинарной Программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» говорится, что выпускник основной школы  научится: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. Иными словами, нам необходимо сформировать у учащихся навыки функционального чтения. Функциональное чтение определяется как «…чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)»[4].

В условиях введения новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям, а также, чтобы помочь учащимся в овладении объемной информации, считаю незаменимым работу  с  опорно-функциональных схем (ОФС). В условиях перенасыщенности информационного пространства, в том числе учебной информацией мы предпочитаем вместо учебной книги видеть некую схему, таблицу, опорный конспект, инфографику, т. е. визуальные образы.

Система использования ОФС интересна и тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы  традиционной системы. Не могу не вспомнить систему обучения замечательного педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Его система нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях, что звучит современно в условиях реализации ФГОС. В.Ф. Шаталов использовал блок-схемы (опорные конспекты, плакаты, сигналы) при предъявлении, закреплении, усвоении и контроле учебного материала.  Опорные схемы другого педагога-новатора Лысенковой С. Н. помогали ей добиться выдающихся результатов в обучении. Их опыт оказался для меня бесценным в разработке  ОФС при обучении английскому языку. Некоторые схемы по виду напоминают кластер – этот прием Технологии РКМЧП также помог мне в составлении схем.

Изучив методическую литературу, я увидела, что как опорные схемы, так и кластеры используются на уроках английского языка  в основном для актуализации лексики [5]. Хочу поделиться возможностями применения опорно-функциональных схем при освоении  грамматических явлений в процессе самостоятельной работы учащихся над ними. Грамматика - это неотъемлемая часть изучения любого языка. Существует достаточно распространенное мнение, что овладеть грамматикой английского языка достаточно сложно. Главным препятствием является большой объем грамматических правил и их разрозненность. Добиться качественно нового уровня овладения грамматическим материалом  невозможно без умения увидеть явление в системе имеющихся связей, аналогий или сопоставлений.  Однако, как только ребенок научится систематизировать грамматический материал английского языка, проблема его усвоения станет для него неактуальной.

Постулат о том, что «мы учим речи, а не грамматике», канул в Лету с изменившимися целями, задачами и содержанием обучения иностранным языкам в школе, а также с введением обязательного экзамена по английскому языку.  Теперь мы учим и речи, и грамматике, и письмо из «золушки» методики превратилось в «принцессу». Опорно-функциональные схемы, применяемые мною при изучении грамматических явлений, выступают всего лишь средством, но многоцелевым средством. Схематическая визуализация сложных грамматических явлений с наглядной логической взаимосвязью их компонентов упрощает усвоение и последующее вспоминание изучаемого материала.  Предлагаемый мной прием вовсе не исключает коммуникативную направленность при изучении грамматики, наоборот, он позволяет учащемуся быть готовым во всеоружии при употреблении грамматических структур в речи. Изучение в средней школе таких грамматических тем,  как  «Пассивный залог», «Условные предложения всех типов», «Косвенная речь», «Неличные формы глагола» и др. невозможно без осмысления этих грамматических явлений, которое происходит как на уроке, так и дома, при самостоятельном изучении правил грамматического справочника. Разрабатывать такие схемы мы вместе с учащимися начинаем в шестом классе.  На данный момент нами составлены ОФС ко всем грамматическим правилам, изучаемым в шестом классе по УМК «Английский в фокусе». Все вместе они составляют «Атлас ОФС». Хочу заметить, что составление таких схем особенно актуально в 7-8 классах и старше, когда объем грамматического материала для запоминания значительно увеличивается и учащиеся знакомятся впервые со многими грамматическими явлениями.   Вообще, термин «Опорно-функциональная схема» (ОФС) – термин, применяемый мной в педагогическом сообществе. С ребятами я использую более понятный им и любимый термин «шпаргалка». В методической литературе я также встречала термин «ментальная карта», что тоже возможно для нашего случая.  Данный термин был введён в науку психологом Тони Бьюзеном.

Итак, как же мы работаем над созданием «шпаргалки»? Правила очень простые. Грамматическое правило – есть не что иное, в соответствии с классификацией PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) по ситуации использования, как текст для получения образования.  Следовательно, мы его можем использовать для обучения функциональному чтению («добывать знания») и обучения знаково-символическим УД («систематизировать знания»). Во время  презентации  грамматического явления на уроке, ОФС создается учителем совместно с учащимися на доске. Дома учащиеся не просто читают и заучивают правило по грамматике, а самостоятельно создают схемы к этому тексту. Ценность этой работы в том, что учащиеся не заучивают правило механически, а осмысленно прорабатывают и записывают его в удобном для себя виде. Затем, при выполнении грамматических упражнений, ученики активно им пользуются. Происходит интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Я рекомендую учащимся завести папку, где хранятся все их шпаргалки, и в любой момент можно ими воспользоваться. Это мотивирует их к созданию более качественного продукта, который не подведет их. С одной стороны, это вносит элемент игры, а с другой - способствует лучшему осознанию и овладению грамматического явления. «Интересно, что в этом случае обнаруживаются не только познавательные, но и мотивационные компоненты: желание найти решение вопроса; намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом, уверенность и т. д.» [5].

Технология составления ОФС:

•       Предъявление учителем нового грамматического явления на уроке, совместное (с учащимися) составление ОФС;

•       Аналитическое чтение текста учебника (грамматического правила) дома;

•       Выделение ключевого слова, ядра схемы (изучаемое грамматическое явление), запись его в центре листа;

•       Запись основных понятий, несущих основную смысловую нагрузку вокруг ключевого слова, которые обводятся и соединяются с ним;

•       Использование рисунков, иллюстраций приветствуется, это позволяет намного быстрее запомнить информацию.

•       При необходимости каждое новое понятие образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие связи. Таким образом, создаются функционально-смысловые цепочки;

•       Установление связей между отдельными блоками и соединение  их стрелочками.

            Основные требования к опорным схемам: выделение ключевого явления; структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами; лаконичность – максимальная краткость; автономность – каждый лист опорных схем обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме изучаемого материала; доступность для воспроизведения как от руки, так и на компьютере (опорные схемы  воспроизводятся детьми при чтении грамматического правила дома); при желании - цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов и иллюстративного материала. 

Возможности использования опорно-функциональных схем:

•       как средство наглядности и образец свёртывания большого объема информации при предъявлении нового материала;

•       как средство организации домашней подготовки, которая включает в себя изучение грамматического правила;

•       как дидактический материал для организации закрепления;

•       как памятка для повторения, обобщения и систематизации изученного;

•       как средство контроля.

                   Преимущества использования схем очевидны: ОФС, созданная руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы. Чтобы пользоваться подобными схемами, нужно научиться самому их составлять. Учащиеся же получают возможность обобщить и структурировать предметный материал; увидеть связи между понятиями, выбирать главное. А самое главное, они активно пользуются ими при выполнении грамматических упражнений. В процессе работы информация легко запоминается, поскольку она наглядно, структурно представлена на одном листе.  В данном случае  учитываются  психофизиологические закономерности функционирования памяти человека.  Они заключаются в том, что при монотонной, линейной подаче информации в условиях возрастания интенсивности и плотности информационного потока наступает информационное перенасыщение и последующее быстрое забывание полученных знаний. Оптимальное структурирование и ассоциативно-образное представление полученной информации, напротив, обеспечивают её быстрое вспоминание [7]. Эта закономерность лежит в основе использования метода построения опорно-функциональных схем  в обучении иностранному языку.

Итак, в процессе работы над ОФС ученик убивает сразу нескольких зайцев: происходит осмысление информации, запоминание её, развитие мышления (ассоциативного, творческого, логического), памяти.

            В чем состоит функциональная значимость таких схем? Они служат одновременно зрительной опорой, подсказкой на определенном этапе овладения грамматическим материалом, что влечет создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Кроме того, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

            Как показывает опыт, применение данного приема приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся; Создавать схему просто, при этом учащиеся получают удовольствие от такого творческого процесса. Следуя этим правилам, мы создаем красивые, легко запоминающиеся схемы и учимся с удовольствием.

 

Литература

1.     Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы М.: «Просвещение» 2010 Серия «Стандарты второго поколения»  

2.     Рабочие программы. Английский язык. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5-9 классы. Переработанные и дополненные. Авт.: В.Г.Апальков М.: «Просвещение», 2013

3.     «Английский в фокусе» Книга для учащихся 6 класса. Авт. Ваулина Ю., Подоляко О. и др., М: Просвещение, Express Publishing, 2013

4.     Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. Формирование основ смыслового чтения. Работа с текстом. А.В.Сапа №9, 2014г., стр.5,8

5.     Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. Формирование основ смыслового чтения. Работа с текстом. А.В.Сапа №11, 2014г., стр.8

6.     Балабанова Л.М. Когнитивные модели и их использование в оптимизации процесса обучения.  Л.М. Балабанова, Н.Ф. Бобровникова. Вестник ХНУВД. Харьков, 2009г., стр. 26

7.      http://www.smartreading.ru/subscription/397/

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.