Шпаргалки для учителей и родителей о том, как научить детей учиться
Никогда не читайте книгу без карандаша. Если нет возможности сделать заметку или выделить цитату, то чтение оказывается бесполезным.
(Автор неизвестен)[7]
В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В силу информационной перенасыщенности и недостаточного структурирования учебного материала перед ребенком стоит порой непосильная задача запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе. И, конечно же, мы, учителя, стараемся научить детей самостоятельно добывать и систематизировать добываемые знания. Все это заставляет педагогов находить новые формы и методы обучения.
Итак, что значит «добывать знания»? Здесь мне бы хотелось остановиться на роли чтения в жизни современного школьника. В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. «Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые»[4]. Понятно, что речь в данном случае идет о смысловом чтении. Такое большое значение навыка «смыслового чтения», а также реализация Междисциплинарной Программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» определило необходимость поиска новых стратегий работы с учебным текстом.
Теперь рассмотрим понятие «систематизировать знания». В разделе «Планируемые образовательные результаты освоения Междисциплинарной Программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» говорится, что выпускник основной школы научится: преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому. Иными словами, нам необходимо сформировать у учащихся навыки функционального чтения. Функциональное чтение определяется как «…чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)»[4].
В условиях введения новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Авторы новых стандартов обозначили несколько групп УУД, в том числе и знаково-символические УУД. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Обучать таким действиям, а также, чтобы помочь учащимся в овладении объемной информации, считаю незаменимым работу с опорно-функциональных схем (ОФС). В условиях перенасыщенности информационного пространства, в том числе учебной информацией мы предпочитаем вместо учебной книги видеть некую схему, таблицу, опорный конспект, инфографику, т. е. визуальные образы.
Система использования ОФС интересна и тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Не могу не вспомнить систему обучения замечательного педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Его система нацелена на то, чтобы ученик понимал, помнил и применял свои знания в различных условиях, что звучит современно в условиях реализации ФГОС. В.Ф. Шаталов использовал блок-схемы (опорные конспекты, плакаты, сигналы) при предъявлении, закреплении, усвоении и контроле учебного материала. Опорные схемы другого педагога-новатора Лысенковой С. Н. помогали ей добиться выдающихся результатов в обучении. Их опыт оказался для меня бесценным в разработке ОФС при обучении английскому языку. Некоторые схемы по виду напоминают кластер – этот прием Технологии РКМЧП также помог мне в составлении схем.
Изучив методическую литературу, я увидела, что как опорные схемы, так и кластеры используются на уроках английского языка в основном для актуализации лексики [5]. Хочу поделиться возможностями применения опорно-функциональных схем при освоении грамматических явлений в процессе самостоятельной работы учащихся над ними. Грамматика - это неотъемлемая часть изучения любого языка. Существует достаточно распространенное мнение, что овладеть грамматикой английского языка достаточно сложно. Главным препятствием является большой объем грамматических правил и их разрозненность. Добиться качественно нового уровня овладения грамматическим материалом невозможно без умения увидеть явление в системе имеющихся связей, аналогий или сопоставлений. Однако, как только ребенок научится систематизировать грамматический материал английского языка, проблема его усвоения станет для него неактуальной.
Постулат о том, что «мы учим речи, а не грамматике», канул в Лету с изменившимися целями, задачами и содержанием обучения иностранным языкам в школе, а также с введением обязательного экзамена по английскому языку. Теперь мы учим и речи, и грамматике, и письмо из «золушки» методики превратилось в «принцессу». Опорно-функциональные схемы, применяемые мною при изучении грамматических явлений, выступают всего лишь средством, но многоцелевым средством. Схематическая визуализация сложных грамматических явлений с наглядной логической взаимосвязью их компонентов упрощает усвоение и последующее вспоминание изучаемого материала. Предлагаемый мной прием вовсе не исключает коммуникативную направленность при изучении грамматики, наоборот, он позволяет учащемуся быть готовым во всеоружии при употреблении грамматических структур в речи. Изучение в средней школе таких грамматических тем, как «Пассивный залог», «Условные предложения всех типов», «Косвенная речь», «Неличные формы глагола» и др. невозможно без осмысления этих грамматических явлений, которое происходит как на уроке, так и дома, при самостоятельном изучении правил грамматического справочника. Разрабатывать такие схемы мы вместе с учащимися начинаем в шестом классе. На данный момент нами составлены ОФС ко всем грамматическим правилам, изучаемым в шестом классе по УМК «Английский в фокусе». Все вместе они составляют «Атлас ОФС». Хочу заметить, что составление таких схем особенно актуально в 7-8 классах и старше, когда объем грамматического материала для запоминания значительно увеличивается и учащиеся знакомятся впервые со многими грамматическими явлениями. Вообще, термин «Опорно-функциональная схема» (ОФС) – термин, применяемый мной в педагогическом сообществе. С ребятами я использую более понятный им и любимый термин «шпаргалка». В методической литературе я также встречала термин «ментальная карта», что тоже возможно для нашего случая. Данный термин был введён в науку психологом Тони Бьюзеном.
Итак, как же мы работаем над созданием «шпаргалки»? Правила очень простые. Грамматическое правило – есть не что иное, в соответствии с классификацией PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) по ситуации использования, как текст для получения образования. Следовательно, мы его можем использовать для обучения функциональному чтению («добывать знания») и обучения знаково-символическим УД («систематизировать знания»). Во время презентации грамматического явления на уроке, ОФС создается учителем совместно с учащимися на доске. Дома учащиеся не просто читают и заучивают правило по грамматике, а самостоятельно создают схемы к этому тексту. Ценность этой работы в том, что учащиеся не заучивают правило механически, а осмысленно прорабатывают и записывают его в удобном для себя виде. Затем, при выполнении грамматических упражнений, ученики активно им пользуются. Происходит интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Я рекомендую учащимся завести папку, где хранятся все их шпаргалки, и в любой момент можно ими воспользоваться. Это мотивирует их к созданию более качественного продукта, который не подведет их. С одной стороны, это вносит элемент игры, а с другой - способствует лучшему осознанию и овладению грамматического явления. «Интересно, что в этом случае обнаруживаются не только познавательные, но и мотивационные компоненты: желание найти решение вопроса; намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное, чувство удовлетворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом, уверенность и т. д.» [5].
Технология составления ОФС:
• Предъявление учителем нового грамматического явления на уроке, совместное (с учащимися) составление ОФС;
• Аналитическое чтение текста учебника (грамматического правила) дома;
• Выделение ключевого слова, ядра схемы (изучаемое грамматическое явление), запись его в центре листа;
• Запись основных понятий, несущих основную смысловую нагрузку вокруг ключевого слова, которые обводятся и соединяются с ним;
• Использование рисунков, иллюстраций приветствуется, это позволяет намного быстрее запомнить информацию.
• При необходимости каждое новое понятие образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие связи. Таким образом, создаются функционально-смысловые цепочки;
• Установление связей между отдельными блоками и соединение их стрелочками.
Основные требования к опорным схемам: выделение ключевого явления; структурность – ясно видимые связи между всеми изображёнными на листе элементами; лаконичность – максимальная краткость; автономность – каждый лист опорных схем обладает смысловой завершённостью, соответствует определённой теме изучаемого материала; доступность для воспроизведения как от руки, так и на компьютере (опорные схемы воспроизводятся детьми при чтении грамматического правила дома); при желании - цветовая наглядность – использование разного цвета для расстановки смысловых акцентов и иллюстративного материала.
Возможности использования опорно-функциональных схем:
• как средство наглядности и образец свёртывания большого объема информации при предъявлении нового материала;
• как средство организации домашней подготовки, которая включает в себя изучение грамматического правила;
• как дидактический материал для организации закрепления;
• как памятка для повторения, обобщения и систематизации изученного;
• как средство контроля.
Преимущества использования схем очевидны: ОФС, созданная руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы. Чтобы пользоваться подобными схемами, нужно научиться самому их составлять. Учащиеся же получают возможность обобщить и структурировать предметный материал; увидеть связи между понятиями, выбирать главное. А самое главное, они активно пользуются ими при выполнении грамматических упражнений. В процессе работы информация легко запоминается, поскольку она наглядно, структурно представлена на одном листе. В данном случае учитываются психофизиологические закономерности функционирования памяти человека. Они заключаются в том, что при монотонной, линейной подаче информации в условиях возрастания интенсивности и плотности информационного потока наступает информационное перенасыщение и последующее быстрое забывание полученных знаний. Оптимальное структурирование и ассоциативно-образное представление полученной информации, напротив, обеспечивают её быстрое вспоминание [7]. Эта закономерность лежит в основе использования метода построения опорно-функциональных схем в обучении иностранному языку.
Итак, в процессе работы над ОФС ученик убивает сразу нескольких зайцев: происходит осмысление информации, запоминание её, развитие мышления (ассоциативного, творческого, логического), памяти.
В чем состоит функциональная значимость таких схем? Они служат одновременно зрительной опорой, подсказкой на определенном этапе овладения грамматическим материалом, что влечет создание в классе комфортной социально-психологической атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Кроме того, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Как показывает опыт, применение данного приема приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся; Создавать схему просто, при этом учащиеся получают удовольствие от такого творческого процесса. Следуя этим правилам, мы создаем красивые, легко запоминающиеся схемы и учимся с удовольствием.
Литература
1. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы М.: «Просвещение» 2010 Серия «Стандарты второго поколения»
2. Рабочие программы. Английский язык. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 5-9 классы. Переработанные и дополненные. Авт.: В.Г.Апальков М.: «Просвещение», 2013
3. «Английский в фокусе» Книга для учащихся 6 класса. Авт. Ваулина Ю., Подоляко О. и др., М: Просвещение, Express Publishing, 2013
4. Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. Формирование основ смыслового чтения. Работа с текстом. А.В.Сапа №9, 2014г., стр.5,8
5. Педагогическая мастерская. Научно-методический журнал. Формирование основ смыслового чтения. Работа с текстом. А.В.Сапа №11, 2014г., стр.8
6. Балабанова Л.М. Когнитивные модели и их использование в оптимизации процесса обучения. Л.М. Балабанова, Н.Ф. Бобровникова. Вестник ХНУВД. Харьков, 2009г., стр. 26
7. http://www.smartreading.ru/subscription/397/
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Дементьева Ирина Михайловна
Артеменко Елена Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна