Классный час «Симфония мужества»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики «Новоайдарская санаторная школа-интернат»Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку классного часа, посвящённого 80-летней годовщине полного освобождения блокады Ленинграда.
Тема: "Симфония мужества»
Подготовила:
Копанева Л.В.
пгт Новоайдар
2023
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;
познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде;
пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии.
Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков.
Наглядные средства: мультимедийная презентация, видео, 250 гр. черного хлеба, свеча, музыкальное сопровождение.
Номинация: классный час в старшей школе.
Форма проведения: (беседа)
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда. (Слайд 1)
Звучит музыка «Священная война»
Ведущий 1:
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Ведущий 2:
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
Ведущий 1:
Прошло ровно 80 лет. Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.
Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. (Слайд 2)
Ведущий 1:
Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города. К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. (Слайд 3)
Ученик:
Блокадники, свидетели беды,
страданьями отмеченные лица…
В Неве так много утекло воды –
но прошлому вовеки не забыться.
Ведущий 2:
Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года:
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Отдан приказ блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей». (Слайд 4)
Ученик:
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –
Ведущий 2:
Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали на мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (Слайд 5)
Ведущий 1:
Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. (Слайд 6)
Ученик:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Ведущий 2:
В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома). (Слайд 7)
Ведущий 1:
Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Не было топлива. Не было электричества. Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия. (Слайд 8)
Ведущий 2:
Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 грамм хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться. Начался голод!.. Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…(слайд 10)
Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм…(кусок черного хлеба весом 125 г). (Слайд 9)
Ученик:
Да, мы не скроем: в эти дни
мы ели землю, клей, ремни;
но, съев похлебку из ремней,
вставал к станку упрямый мастер,
чтобы точить орудий части,
необходимые войне.
Ученик:
Но он точил, пока рука
могла производить движенья.
И если падал — у станка,
как падает солдат в сраженье.
Ведущий 1:
Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лёка, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева .
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама в 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"(17 слайд)
При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. (Слайд 10)
Ученик:
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм, проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Ученик:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был – из наших бед,
И что только в него тогда не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что резал десна.
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой,
Ученик:
На праздник, очень редко – чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Ученик:
Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла.
Ученик:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Показ фильма "Один день из жизни блокадного Ленинграда")
Ведущий 2:
И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год.
Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. (Слайд 11)
Ведущий 1:
Операция Ленинградского и Волховского фронтов продемонстрировала возросшее военное искусство Красной Армии и ее командования. Впервые в истории современных войн здесь был осуществлен разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город, ударом извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. Наступление, проведенное по такому плану, было Ставкой всесторонне умело подготовлено и успешно завершено. (Слайд 12)
Ведущий 2:
В честь снятия блокады дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.
Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. (Слайд 13)
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Ученик:
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Ведущий 1:
За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек. При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов. Такова была цена нашей победы… (Слайд 14)
Ведущий 2:
900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей. (Слайд 15)
Ученик:
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,-
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда»
Ведущий 2:
Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах… (Слайд 16)
Ведущий 1:
Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь. (Слайд 17)
Ученик:
Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет…
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором,
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.