Конспект классного часа на экологическую тему для учащихся 2 класса «Синичкин день»
Конспект классного часа на экологическую тему для учащихся 2 класса «Синичкин день»
Цель мероприятия: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
расширить представления детей о всероссийских праздниках;
развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
вовлечь детей в творческую и практическую деятельность
по охране и защите зимующих птиц;
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Форма проведения: внеклассное занятие
Условия для проведения: учебный зал
Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; иллюстрации различных видов кормушек, макеты кормушек; запись «Голоса птиц, корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно), шоколад, чипсы.
На классной доске расположена вывеска «Синичкин день», развешаны иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.
Учитель:
- Добрый день, ребята!
Добрый день, гости!
- Прежде чем начать наше с вами занятие, давайте поприветствуем друг друга, подарим друг другу улыбку!
Все к соседу повернулись – улыбнулись, а теперь улыбки подарим и гостям ! А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись, тихо сели.
Учитель:
- Тема нашего классного часа спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
- О чем мы будем сегодня говорить?
- На какие группы делятся все птицы? (перелетные и зимующие)
-А именно поговорим о зимующих птицах.
Учитель:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая …..(синица)
Учитель:
- Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В былые времена 12 ноября отмечали как «день синиц». Поэтому, именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц.
Синицын день сегодня. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку.
- Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине - голубую окраску.
Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. В солнечный полдень они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».
Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи)
( На доске висят иллюстрации синиц)
Семейство синиц насчитывает около 65 видов.
Самые известные - это большая синица, хохлатая, лазоревка, московка. У каждой из них есть отличительные особенности. Например, большая синица называется так потому, что ее размер действительно превышает таковой представителей других видов. Лазоревка названа столь мелодичным именем по причине цвета оперения – оно у нее голубое на хвосте и крыльях. Хохлатая синица имеет белые пятнышки по обеим сторонам головки и большой хохолок.
Синицы способны кооперироваться с птицами других семейств в поисках пропитания. Чаще всего они объединяются в стаи с дятлами, пищухами.
Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».
Давайте послушаем как поет синица (прослушивание аудиозаписи).
- РАСКРАСЬТЕ СИНИЦ, которые у вас лежат на парте.
- На дворе сейчас поздняя осень, скоро зима. Зима для наших пернатых друзей, тяжёлое время года. Большим и маленьким птицам холодно и голодно зимой. Сидят на проводах, тесно прижавшись друг к дружке, пытаясь таким образом согреться. Но не так страшен птицам холод, как голод.
Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
1. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( Голубь)
7. Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… ( Снегирю)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!(Свиристели)
Игра: Перелетные и зимующие птицы (Каждому ученику раздаётся карточка с названием и картинкой птиц зимующих и перелётных. По команде учителя все птицы летают, на слова «Птицы домой!», учащиеся должны разделится на две команды, одни в начале класса, другие в конце класса. Далее проверяют, все ли птицы правильно прилетели домой.)
- Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой. С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
На столе листочки с названием продуктов питания, надо выбрать те, которыми можно кормить птиц. На доску прикрепить.
Отбери корм для птиц.
Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.
Видеоролик про корм для птиц
- В завершении нашего с вами занятия, я вам предлагаю вырезать ваших синичек. Если вам было интересно и познавательно на занятии, то вы приклеиваете свою синичку на дерево, если не совсем что-то понятно, есть вопросы, то синицу пока не приклеиваете, после занятия ко мне подойдете.
-Сегодня на уроке технологии мы с вами продолжим беседу на эту тему и сделаем поделку «Кормушка для птиц».
- Всем спасибо, за урок, молодцы! Похлопайте друг другу!