Сценарий классного часа на экологическую тему для учащихся 4 класса
Пояснительная записка к презентации
Белякова Наталья Геннадьевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18»
Сценарий классного часа на экологическую тему для учащихся 4 класса.
Тема: «Земля защиты просит у людей»
Цель классного часа: Формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Задачи:
Развивать эмоционально-нравственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающей средой, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Подготовительная работа.
Проведены беседы « Как вести себя в природе?», «Природа в опасности».
Проведена разведка экологических бед республики, города, района «Южный»
Выставка рисунков, фотографий на тему » Цвети, Земля!»
Исследовательская работа по темам «Охрана водоёмов», «Охрана почвы», «Охрана воздуха».
Конкурс чтецов «Родная Земля».
Выпуск стенгазет, листовок по теме охраны природы.
В ходе подготовительной работы класс был разделён на подгруппы, каждая из групп занималась конкретной задачей:
ЭКОЛОГИ (разведка экологических бед)
ИССЛЕДОВАТЕЛИ (проведение исследовательской работы о вреде нанесённом природе)
СТАТИСТЫ (подготовка статистических данных по охране природы)
ВОЛОНТЁРЫ (выявление стихийных свалок, беседы с жителями района на экологическую тему, проведение акций)
ПРЕСС-ЦЕНТР (выпуск листовок, плакатов, стенгазет на тему охраны природы). ЮНКОР (подготовка фотовыставки)
Учитель. Ребята сегодня нам предстоит провести необычный классный час. Я бы хотела, чтобы наш классный час стал часом добрых дел, любви к своей земле и разговором человеческой души.
Прослушайте, пожалуйста, отрывок песни и определим тему нашей встречи.
Звучит куплет песни «Это называется природа» слова М. Пляцковского, музыка Ю Чичкова.
Как вы думаете, какова тема нашего классного часа? Природа, охрана природы.
Какие главные слова вы услышали в этом отрывке? Мы любим природу. Давайте же всегда её беречь! Вы солидарны с этим высказыванием.
Действительно речь пойдёт о природе и её охране.
1.Актуализация знаний. Показ слайдов
Много лет мы твердили, что человек – хозяин природы, но именно этот хозяин зачастую оставляет после себя бесплодные, безжизненные пространства. Для нас природа – эта сама жизнь. Вот почему скала плачет, камень имеет сердце, и оно бьется, как у человека; вот почему слушаем шепот морского прилива, дыхание лесных растений, веселый говор ручья. Все дышит, все живет.
Ученик 1. Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в ответе за будущее природы. От него зависит, будут ли говорить скалы, камни, ручьи. А в наше время это так важно.
Ученик 2. Сейчас, когда взрываются атомные электростанции, когда по рекам течет бензин, и из чистых голубых водоемов они превращаются в грязные ленты, когда исчезают целые лесные массивы, человек должен, просто обязан задуматься и задать себе вопрос: а что же останется на нашей планете?
Ученик 3. Смогут ли наши внуки пойти в лес за грибами и ягодами, смогут ли солнечным днем искупаться в озере, а потом укрыться в тени березовой рощи? Наверное, поэтому 2013 год по указу президента России В.В.Путина был объявлен годом охраны окружающей среды.
И все-таки, чтобы уберечь природу от гибели, чтобы сохранить ее богатство, нужно каждому человеку понять, что природа – это наш дом, наш храм, за который мы все в ответе. И каждый должен привести в порядок окружающий его уголок, каждый должен уметь по-настоящему любить, понимать и охранять природу. Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле.
Раздаются радиосигналы.
Голос Земли.
Здравствуйте добрые дети! Я - Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело…
Ученик. Земля! Земля! Ты услышала нас? Ты говоришь с нами, Земля!
Голос Земли. Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух…я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас дети…сил становится всё меньше и меньше…
Ученик. Земля, неужели ты можешь погибнуть?
Голос Земли. У вас есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы сможете это сделать. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу спасения, я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Ученик. Земля, скажи, что мы должны сделать? Молчит. Может быть, у неё больше нет сил, чтобы говорить с нами?
Ученик 2. Земля говорила проложить дорогу к спасению.…Где же эта дорога?
Нам самим нужно найти эту дорогу спасения. На сегодняшний день вы не просто путешественники, а экипажи по спасению планеты. Вы распределены на 4 группы: (экологи, исследователи, волонтёры, пресс-центр) каждая из которых выполняла своё определённое задание.
- Помните, что в данный момент вы будете решать очень серьёзную проблему защиты окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Самую первую беду экологи определили как загрязнение воздуха.
-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.
В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!
Каким образом происходит загрязнение воздуха? ИССЛЕДОВАТЕЛИ нашли следующие причины загрязнения.
Проблемный вопрос. К волонтёрам - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
ВОЛОНТЁРЫ
Свод правил.
1. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
2. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
3.Не жечь костры, мусор.
Пресс-центр изготовили следующие знаки запрета.
Слово экологам ЭКОЛОГИ
Природа, милая моя,
Тобой любуюсь я не зря.
Ты человеку всё даёшь.
Взамен ни крохи не берёшь
Мы дышим воздухом твоим,
За это мы благодарим.
Мы очистили с вами воздух.
2 беда определена экологами Загрязнение водоёма. Мы проживаем в районе где очень близко находится водоём река Абакан ивы все прекрасно видите в каком состоянии находятся берега этого водоёма.
Исследователи выделили следующую проблему
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Волонтёры обозначили следующие правила
Свод правил.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
Ученик. ЭКОЛОГИ
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
ПРЕСС-ЦЕНТР Изготовили следующие экологические знаки.
3 проблема Загрязнение почвы. Причины загрязнения определены исследователями.
Что мы можем сделать, чтобы не было свалок мусора?
ВОЛОНТЁРЫ
Свод правил
Не бросать мусор.
Участвовать в субботниках. 20 апреля состоится общегородской субботник в котором мы обязательно примем участие..
Объяснять жителям о недопустимости свалок.
Пресс-ЦЕНТР развешивание листовок, плакатов, буклетов.
Слово предоставляется ЭКОЛОГАМ
Земля- кормилица, как мать,
Её нам надо уважать
Беречь. Лелеять и хранить.
Ведь без неё нам не прожить
4 проблема. Охрана растений и животных.
-Основу живой природы составляют растения животные.
Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами, добрых и милых животных?
Волонтёры определили следующие правила.
Свод правил
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
Пресс-центр показывают изготовленные знаки.
Теперь мы переходим к главному моменту нашего разговора - оформление дороги спасения.
Звучит песня «Давайте сохраним» слова А. Чёрного, музыка Старшинова
Дети под музыку оформляют маршруты дороги спасения.
Посмотрите, что у нас получилось.
Давайте послушаем стихи предупреждения, чего не должно произойти на нашей земле.
Монтаж стихов.
Волнуется природа неспроста.
Не существует лишнего в природе.
Природа гармонична и сложна.
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется природа неспроста.
Она предупреждает человека:
Пора остановиться, не спешить
Заботиться от века и до века-
Старается всегда предупредить.
Но человеку надо слишком много
Он черпает скорее и до дна.
Берёт с собою жадность на подмогу,
А эта дама коварная всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка
Куда спешил, Зачем ломал дрова.
И трудно жить становится, и тяжко-
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случится.
Что всё живое превратится в прах.
Вот это человеку не простится!
Как не пугает человека страх?
Лишь миг, всего одно мгновенье-
И всё живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Всё разнесёт глобальная беда.
Есть дорога спасения нужно начинать наш путь.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР
На пути встречается экологический светофор. Все встаньте, сейчас я буду зачитывать мероприятия, если вы считаете, что они разрешены в природе зелёный сигнал, то поднимите руки вверх, если запрещены красный сигнал покажите руками запрет,
а если можно выполнять с осторожностью, то встаньте смирно.
Посадка деревьев
Вырубка лесов
Охота на редких животных
Сбор первоцветов
Строительство очистных сооружений на заводах
Разведение костров в лесу
Выброс дыма заводом
Создание заповедников
Участие в субботниках
Создание красной книги
Стирка ковров на берегу реки
Рефлексия
Учитель. Мы продолжаем путь по нашей дороге.
Сейчас каждый из вас будет из рук в руки передавать маленький макет нашей Земли глобус и отвечать на вопрос: «Какой бы я хотел видеть нашу планету или что могу для её спасения сделать? »Давайте встанем.
Учитель.Я передаю в ваши руки этот хрупкий земной шар, хочу, чтобы наша земля всегда была планетой с чистым воздухом.
Под слова песни дети передают глобус из рук в руки. Звучит мелодия Слова Земли
Что же нам ответит земля.
Голос Земли.
О люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар Земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее
И навсегда покончите с бедой.
Итог.
Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь нашу Землю.
Мир природы велик и многообразен. И люди должны стремиться к тесному единению с ней, к ее бережному сохранению. Охрана природы, приумножение ее богатств – важное и нужное дело. И наша задача - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным полезным ископаемым. Будем и дальше с вами участвовать в экологических акциях.
Завершить наш разговор я бы хотела песней, которую я, будучи ученицей нашей школы, пела в таком же возрасте как вы на одном мероприятие посвящённом охране природы. Сегодня ещё раз убедилась в том, что охрана природы актуальна во все времена.
Песня «Нам этот мир завещано беречь».