Классный час для учащихся начальной школы «Синичкин день» (1–4 класс)
КЛАССНЫЙ ЧАС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ начальной школы
«СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Цель: формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.
- развитие познавательного интереса и творческих способностей у детей;
Методы и приемы проведения занятия: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, игра.
Форма проведения: внеклассное занятие
Условия для проведения: учебный кабинет
Оборудование: презентация, корм для птиц (семечки нежареные).
На столе расположены кормушки.
Учащиеся заранее делают кормушки (либо рисунки).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит пение синички)
Учитель:
Непоседа, озорница
Крутится, играется,
А потом, словно певица
Песней заливается.
Ярко-желтую жилетку
Носит эта птица.
И в скворечнике на ветке
Первый гость …
(Синица)
Учитель: Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. 12 ноября отмечают праздник «Всемирный день синички» или «Синичкин день»
Именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине - голубую окраску.
Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Учитель: сейчас я прочитаю вам небольшой фрагмент из книги Г. Снегирёва «Птицы наших лесов»:
«…Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживёт. Синицы с писком, с пиканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево – осматривают каждую тропинку в коре: нет ли деревянного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове.
"Синица - московка"
"Синица-лазоревка"
"Синица - гаичка"
"Синица - гренадерка"
Летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно, да и не слышно с их скромной песенкой. Но синицы не улетают на зиму в тёплые страны и звонко перекликаются в зимнем лесу.
В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них зерно или кладут кусочки хлеба на кормушку, а то голодные синицы замёрзнут в лесу…».
Учитель: Ребята, а как мы можем помочь птицам пережить холодную и тяжёлую для них зиму? (Ответы детей)
Наша помощь не останется без ответа. Птицы обязательно по - своему отблагодарят человека за заботу и внимание.
Учитель: каких еще зимующих птиц в наших краях вы знаете?
(Ответы ребят)
Учитель: молодцы ребята, а сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы слушайте внимательно и дайте правильный ответ.
Загадки “Зимующие птицы”
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Кто там прыгает шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом.
(Клёст)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник
(Дятел)
Кто летает. Кто стрекочет –
рассказать нам новость хочет?
(Сорока)
На окне дремала птица:
«Галка-галка, что вам снится?»
Отвечала птица сонно:
«Я не галка, я ….
(Ворона)
Еще остаются зимовать голубь, поползень,
свиристель, сова,
глухарь, тетерев и другие.
Учитель: А сейчас у меня для вас игра на внимательность. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Учитель: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Учитель: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Учитель: Молодцы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают.
Учитель: Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
Дети топают.
Учитель: Куницы – вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Дети топают.
Учитель: Молодцы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием
Учитель: с «синичкиного дня», с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.
Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.
Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы. Хлебные крошки и остатки мучных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Необходимо как можно чаще устраивать для птиц такие благотворительные «обеды». А для этого, конечно же, нужна «столовая».
Конкурс на «Лучшую кормушку» (либо рисунок).
Учитель: Мы с вами тоже можем оказать посильную помощь птицам и развесить кормушки. А в свободное время подсыпать корм. Вы согласны?
Ответы ребят.
Учитель:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (Автор: А. Яшин)
Учитель: наше занятие подошло к концу. Сейчас прошу вас взять маленькие листочки бумаги и ручкой или карандашом нарисовать один из смайликов (веселый – если урок вам понравился, без эмоций – если на уроке для вас не было ничего нового, и грустный – если урок вам не понравился)
Павлова Ольга Александровна