12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катаева Ирина Александровна99
2

Статья «Система формирующего оценивания в начальной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система формирующего оценивания

в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Катаева И.А.

 

 

 

 

 

 

2023 г.

Есть и другой род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а чтобы понять, как изменить собственные действия и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения. Этот тип оценивания, который отвечает на вопрос "как идут дела, что не так, и как сделать лучше?", называется формирующим”

М. Пинская

 

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. 

Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

К оценке образовательных достижений в соответствии с ФГОС применяют системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.

Критерии оценки системно-деятельностного подхода — планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 

Уровневый подход позволяет зафиксировать уровень индивидуального прогресса школьников в достижении планируемых результатов обучения: базовый, ниже и выше базового.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:

оценку предметных и метапредметных результатов;

использование комплекса оценочных процедур, разнообразных методов и форм оценки проектов, практических, исследовательских, творческих работ и др.;

использование самоанализа, самооценки и взаимооценки.

Все эти подходы могут быть реализованы с помощью формирующего оценивания, в основе которого лежит оценивание критериальное. 

Критериальное оценивание — это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования (Письмо Минпросвещения РФ от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций»).

Основными критериями выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев могут выступать планируемые учебные умения — как предметные, так и метапредметные(слайд №4).

Опора на критерии делает процесс оценивания максимально понятным, объективным, открытым и обеспечивает индивидуальное развитие школьников.

Критериальное оценивание решает сразу несколько проблем. В идеале оно исключает формальный подход учителя к оценке, ведь придется разработать систему критериев, вовлечь в этот процесс учеников, внедрить и ежедневно использовать в работе. 

Кроме того, такой подход минимизирует влияние на оценку личных отношений между педагогом и учеником. Есть и другие преимущества:

Учитель получает конкретные ориентиры для планирования и коррекции процесса обучения, а также оценки его результатов.

Ученики лучше понимают учебные цели и задачи, а кроме того — способы достижения этих целей.

Благодаря самооцениванию и взаимооцениванию ученики получают возможность участвовать в процессе.

Родители могут отслеживать результаты обучения ребенка.

Критериальный подход способствует развитию у школьников критического мышления и формированию объективной самооценки. Зная и понимая критерии оценивания, они могут анализировать собственный результат, выделять свои сильные стороны и зоны роста. Это поможет осознать прогресс и повысит учебную мотивацию.

 

Примеры критериального оценивания на уроке

 

1. «Редакторский совет»

Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.

2. «Вопросник» (подведение итога урока)

После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.

3. «Пирамида знаний»

Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.

Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:

Воду нельзя загрязнять

Без воды нет жизни на планете

Вода может переходить из одного состояния в другое

Вода бесцветная

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.

4. «Закончи предложение»

В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:

Я узнал…

Я теперь знаю…

Мне было интересно…

Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их. Ещё одно преимущество этой формы опросника в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по итогам обучения.(слайд№3)
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому.

  М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:

критериальное самооценивание;

критериальное взаимооценивание;

карта понятий;

составление тестов.(слайд №5)

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.

Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.

Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.

Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.

 

Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде четкой последовательности шагов.

Шаг 1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.

Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.

Шаг 2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.

Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.

Шаг 3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.

При этом учителю необходимо:

сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию;

сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите, пробуждали любознательность и интересы ребенка;

принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.

Шаг 4. Определить критерии оценивания.

К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.

Шаг 5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.

Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки, недельные отчеты и др.

Шаг 6. Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — учитель.

Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс.  Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность.

Шаг 7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений.

Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.

Шаг 8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса.

Шаг 9. Скорректировать образовательный маршрут.

С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения. (слайд №6,7)

Основные техники формирующего оценивания

Мини (минутный) обзор

Карты приложения

Тестовые вопросы, составленные учениками

Недельные отчеты

Карты понятий

Критериальные рубрики

Опросники отношений

Листы индивидуальных достижений

Листы обратной связи

Листы самооценивания

Цифровые ресурсы (слайд №8)

Техники формирующего оценивания, которые я использую в своей работе.

Мы уже знаем такие приемы, как «Лесенка успеха», «Смайлики», «Портфолио», «Пятерочка», «Благодарю..», «Шкала оценивания» и др. В своей практической работе я применяю следующие техники оценивания: «Недельные отчёты», «Листы самооценки», «ЗИУ» или «ЗХУ», «Резюме-обзор и Мини-обзор», «Саммари одного предложения», «Трёхминутная пауза», «Формативный опрос», «Проверка ошибочности понимания»

 

1) Проверка ошибочности понимания.

Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания
(слайд №9)

2) Резюме-обзор и мини-обзор.

Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого я использую вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.

Затем опрос учителем какие вопросы возникли, и таким образом собираю все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация является не контрольным опросом, а диагностикой.

Мини (минутный) обзор

В течение последних нескольких минут урока прошу учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе. Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников. (слайд №10)

3) Саммари (краткое изложение чего-либо объемного) одного предложения.

Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.

Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками. (слайд №11)

4) Техника «Формативный опрос» – это форма проверки знаний учащихся, когда я задаю дополнительные уточняющие вопросы, позволяющие ребенку проанализировать, обобщить, сделать выводы по пройденному материалу.

Например:

Как, чем _________ похожи или отличаются от________?

Что неверно в ___________________________________?

Какое заключение вы можете сделать _______________?

(слайд №12)

5) Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

Чему я научился за эту неделю?

Какие вопросы остались для меня неясными?

Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Читая отчёты, я могу узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников. Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса. Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность. (слайд №13)

Листы самооценки

Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки во многом зависит социальная адаптация личности, она влияет и на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Основная цель учителя развивать у ребенка объективную сторону самооценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться.

Вовлечение детей в рефлексию позволяет развивать навыки самооценивания и взаимооценивания. (слайд №20-27)

7) Не могу не поделиться одним из самых простых и действенных приёмов для актуализации знаний в начале урока и рефлексии в конце урока, для повышения мотивации учеников, для развития речи и формирования умения чётко и кратко излагать свои мысли. Речь идёт о таблице «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) или ещё одно её название, которое не меняет содержания – «ЗИУ» (Знаю. Интересуюсь. Узнал).

Таблицы – это самый распространённый способ графической организации материала. Графическая форма таблицы отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Задачи, которые позволяет решать данная стратегия:

1. Формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения материала и восполнения пробелов в знаниях.

2. Создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.

3. Формирование умения соотносить полученную информацию с собственными  представлениями по изучаемой теме.

Работа с таблицей ведётся на всех трёх стадиях урока.

На «стадии вызова» обучающиеся заполняют первый столбец таблицы «Знаю». Они составляют список того, что уже знают или думают, что знают, по данной теме.

Я ставлю перед детьми задачу: вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Можно предложить детям систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, что позволит вывести аналитическую работу на качественно новый уровень.

Второй столбец таблицы «Интересуюсь» или «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» обучающиеся получают новые представления на основании уже имеющихся знаний.

Я предлагаю детям поставить вопросы к изучаемой теме до ее изучения. Что было бы интересно узнать?

Последняя часть таблицы «Узнал» заполняется по завершению работы с книгой, просмотра фильма, обсуждения изученного материала в группе в ходе урока или в конце урока.
Я спрашиваю, нашли ли дети ответы на все вопросы, которые ставили вначале урока. Если да, то ответьте на них в третьей графе. Если нет, предложите свои варианты информационных источников, где будете искать ответы. (слайд №15,16,17, 18,19)

8) Трёхминутная пауза.

Педагог предоставляет учащимся возможность обдумать понятия, идеи занятия, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. (слайд №14)

Результатами применения формирующего оценивания являются:

обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,

максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,

формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.(слайд №28)

Вывод: Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное), то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересней (Я научился работать в группе… Мне было трудно оценить работу товарища…).

На уроках удачно получалось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я так же вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. Но следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно с взаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. Желательно, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.

Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности детей в моем классе дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. 

Таким образом, формирующее оценивание помогает мне наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.