Управление образования и науки Липецкой области
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий металлургический колледж»
22.02.05 | | УТВЕРЖДАЮ Председатель цикловой комиссии МОЕН дисциплин | |
Обработка металлов давлением | | Лаврина В. В. | |
| | (подпись) (Фамилия И. О.) | |
| | (дата) |
Система образования в
германии |
|
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине/дисциплинам | УП 03 Иностранный язык |
| |
|
Р (подпись) уководитель индивидуального проекта | | Л (Фамилия И. О.) аврина В. В. |
(дата) | | |
С (подпись) тудент | | (Фамилия И. О.) Фатеев В. Д. |
(дата) | | |
| Лист |
Введение | 3 |
Проектная часть | 4 |
1 История развития образования в Германии | 4 |
2 Образовательная система Германии | 6 |
2.1 Система школьного образования | 6 |
2.2 Система профессионального образования | 9 |
2.3 Система высшего образования | 11 |
2.4 Подготовка учителей | 13 |
Заключение | 14 |
Список использованных источников | 15 |
Германия – это одна из самых исторически значимых стран Европы. За многие века своего существования эта страна подарила миру множество гениальных мыслителей и творцов. Немецкие ученые, философы, музыканты, архитекторы пользовались и пользуются сегодня заслуженным мировым авторитетом. Европейская молодежь все чаще стремится получить образование в Германии.
Целью данной работы является изучение системы образования в Германии.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что множество граждан России обучаются в учебных заведениях Германии, и немецкие граждане обучаются в нашей стране. За счет этого знание системы образования Германии становится актуальным.
Выбор темы индивидуального проекта обусловлен интересом стране изучаемого языка.
Объектом исследования выступает система образования Германии.
В ходе работы над проектом поставлены и решены следующие задачи:
изучить историю развития образования в Германии;
рассмотреть основные этапы образования Германии.
В ходе выполнения ИП использовались методы:
изучение и анализ имеющегося теоретического материала по теме исследования.
Документы индивидуального проекта сформированы и оформлены согласно требования Положения ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».
В Германии первые учебные заведения, так же, как и во многих странах Европы, появились около VII века, что было связано с распространением христианства. Создавались монастырские школы, где вместе с чтением библии на латыни изучали «семь свободных искусств» - тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В городах также открывались соборные школы, где ученики получали более широкое образование, углубленно изучали «семь свободных искусств».
Дети же низших слоев населения получали только основы знаний в церковно-приходских школах. Аристократы и феодалы давали своим детям рыцарское воспитание. Так, до 7 лет дети воспитывались дома, а после их отправляли ко двору сюзерена, где до 14 лет они были пажами и прислуживали хозяйке дома. За это время они должны были овладеть «семью рыцарскими добродетелями», куда входило охота, езда верхом, фехтование, стрельба из лука, слагание и пение стихов. Также вырабатывались такие черты характера, как храбрость, настойчивость и верность сюзерену. Вместе с этим важное значение занимали религия и придворный этикет.
В средневековье, с развитием ремесел и торговли, объединением ремесленников и торговцев в цехи и гильдии, появились цеховые и гильдейские школы, которые были относительно зависимы от церкви. В таких школах обучали чтению, письму и счету.
К XIII-XIV векам в Германии начали появляться первые университеты – Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский.
В это же время появлялись идеи о двойственной истине, признававшей, что одно и то же утверждение может быть истинно с точки зрения религии и ложно с точки зрения науки, и наоборот.
Школы Германии соединяют античную традицию научного образования с более поздними формами светского образования, с дифференцированным профессиональным обучением. Школы развивались одновременно с попытками европейских стран использовать учебные заведения для укрепления собственной государственности.
Особенность немецкой истории образования связана прежде всего с ролью научного образования, которое определялось в большей степени европейской, а не германской традицией.
Немецкая система образования делится на шесть уровней.
Первый – это «Элементарный уровень». В его рамках все дети в возрасте от 3 до 6 лет могут посещать детские сады или дневные ясли. Это необязательный пункт немецкой системы образования, поэтому чаще всего за посещение этих учреждений приходится платить самостоятельно. Режим работы, как и стоимость таких учреждений даже в пределах одного города могут сильно отличаться. В Германии редко можно встретить детский сад с группами полного дня и стоят они очень дорого.
В возрасте от 5 до 7 лет дети переходят из детского сада на уровень «Первичного образования». Здесь уже действует закон, который предписывает всем детям посещать школу, поэтому все государственные образовательные учреждения этого уровня бесплатны. Дети идут в 5 лет в школу, только есть родители и школа не против этого. В 6 лет в школу должен пойти каждый, но если есть задержка в развитии или другие проблемы со здоровьем, то можно остаться дома еще на год.
Только этот уровень в немецкой образовательный системе является обязательным, в нем все дети обучаются совместно. Это происходит в начальной школе. Почти везде дети учатся на этом уровне 6 лет, но только в Берлине и Бранденбурге совместное обучение продолжается 4 года.
Среднее образование в Германии делится на два уровня. «Первый» уровень начинается с реального училища, средней школы или гимназии. В зависимости от желания родителей и по рекомендациям учителей из начальной школы, дети попадают в одной из этих образовательных учреждений. Во многих землях Германии рекомендации начальной школы являются определяющими.
Цель средней школы – это дать детям максимум практических заданий для подготовки их к низко-квалифицированной профессии. После 9-го класса дети сдают экзамен по немецкому, математике и иностранному языку, после чего ученики получают свидетельство об окончании школы. Это тот минимум, который требуется для получения простой профессии. Некоторые ученики, которые хорошо закончили 9 классов, могут перейти в 10-ый класс, чтобы попробовать получить абитур, тем самым открывая себе путь к высшему образованию. Обычно больше половины учеников средней школы после 9-го класса идут получать профессию.
«Реальная школа» обучает детей до 10-го класса. Основная цель «Реальной школы» - это получение среднего образования. В некоторых землях существует возможность, при условии получения хороших оценок, продолжить обучение, но для основной массы учеников на этом школы заканчивается, и они начинаются искать место для получения профессии. Дети уже в 6 классе должны определиться, какие предметы им будут наиболее важны для будущей профессии. В «Реальной школе» основной упор делается именно на те занятия, которые наиболее подходят выбранному профессиональному профилю.
«Реальная школа» и средняя школа – это эффективный способ отсечь от перспективы получения высшего образования массы учеников уже на раннем этапе, за это образовательная система Германии подвергается суровой критике.
Гимназия дает максимум знаний для подготовки ученика к абитуру, а значит и к перспективе получения высшего образования. В гимназии после 10-го класса ученики получают возможность перейти на следующую ступень образования.
После этого начинается «Второй» уровень среднего образования. После двух или трех лет абитура, в зависимости от земли и конкретной гимназии, ученик получает возможность поступить в высшее учебное заведение. Те, кто окончил один из двух других видов школы тоже могут перевестись в гимназию, но, как правило, их знаний недостаточно для получения места. Они могут пойти в профессиональное училище, которые вместе с теоретическими знаниями о специальности дают широкую возможность практических занятий.
В Германии существует такое понятие, как абитур в определенной профессии. Его можно получить в университетах прикладных наук или в профессиональных училищах. После его окончания можно поступить в профессиональные высшие учебные заведения, которые уже выпускают специалистов только прикладных профессий.
Параллельно этой системе в шести землях Германии существует раздельное обучение. Вместе со старой системой существуют общие школы, куда принимают всех учеников, и все имеют равные шансы получить абитур. Успевающие ученики продолжают обучение до получения абитура, а неуспевающие отсеиваются после 10-го класса и направляются в профессиональные училища.
Так, на пятый уровень образовательной системы Германии могут попасть только те, кто смог получить абитур или профессиональный абитур.
Немецкое высшее образование можно получить в университетах, технических высших школах, университетах прикладных наук. Во всех действует общеевропейская болонская система, которая подразумевает 4 года обучения различным практическим навыкам бакалавра, а затем, при желании, еще 2 года теоретических изысканий по двум направлениям с получением звания магистра.
Шестая ступень немецкой системы образования подразумевает собой дальнейшее обучение. Сюда относят второе высшее, получение докторских степеней, а также тысячи различных профессиональных курсов в народных школах.
При такой системе для получения высшего образования немцы учатся 13 лет в школе или гимназии, а затем еще 4 или 6 в ВУЗе.
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Большинство обучающихся в ней посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3 лет по 6-8 часов в неделю. Учащиеся здесь получают знания, связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах существуют общеобразовательные классы, окончание которых дает право на поступление в профессиональные школы повышенного типа.
Система профессиональных школ повышенного типа достаточно разнообразна. Она включает в себя множество «школ специальностей» - домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. Срок обучения – 1-4 года. Здесь готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания.
Также существует небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Обучение в них длится 2-3 года, в течение которых готовятся специалисты средней квалификации и инженеры широко профиля.
Система профессионального образования Германии высоко ценится во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии. Обучение на предприятии считается приоритетным и занимает большую часть учебного времени. Около 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для оставшихся создают особые классы «без практического обучения». По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в ВУЗ.
Однако Германия в настоящее время испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает. В сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция.
В восточных землях в системе профессионального образования также происходят некоторые изменения. После объединения страны число учащихся ПТУ сократилось примерно на треть. Это связано, с одной стороны, с тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другая причина состоит в том, что предприятия, при которых находились профессиональные училища обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища.
Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.
Была принята программа помощи профессиональному образованию в новых землях с целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные места. Такая программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных предприятий на мелкие и средние, которые должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших фирмах будут в перспективе проходить практическое обучение ученики профессиональных училищ.
Система высшего образования Германии включает в себя более 250 ВУЗов. Ее основу составляют университеты и специализированные ВУЗы. Также существуют педагогические, теологические ВУЗы, высшие школы управления, искусств. Германские ВУЗы преимущественно государственные. Только в последние годы было создано несколько частных университетов. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала.
Специальные ВУЗы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Такие ВУЗы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в таких ВУЗах максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами.
Обучение в ВУЗах длится 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка, которая длится 18 месяцев. После нее начинается сдача экзаменов и получение дипломов.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных часах. За 4 года обучения выходит примерно 150-160 семестровых часов. Учет успеваемости осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В ВУЗах существуют следующие формы занятий: лекции, упражнения, просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные работы отсутствуют.
В Германии существует только одна ученая степень – доктор наук, которая присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном заведении.
Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества ВУЗов с промышленными фирмами. Еще с 1950-х годов стала распространены форма «совместных исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с ВУЗом союз для работы над проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы-члены объединения.
При ВУЗах также создаются демонстрационные и консультационные центры для ознакомления представителей фирм с достижениям науки в ключевых областях.
Также развивается сотрудничество ВУЗов с некоммерческими бесприбыльными научными организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного использования материально-технической базы и др.
Перспективной особенностью системы образования Германии является Закон о стимулировании образования. Для студентов он предусматривает ежемесячные выплаты примерно в 600 марок, причем половина средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая как кредит.
Однако существует и проблема немецких ВУЗов – перегруженность. Количество студентов превышает число финансируемых учебных мест.
В Германии подготовка будущих учителей осуществляется в две фазы. Первая (6-8 семестров) – включает в себя изучение общеобразовательных предметов, теоретических курсов по специальности и педагогических дисциплин. Вторая – это стажировка. Для учителей обязательной школы она длится от 18 месяцев до 3 лет, гимназии – 2 года и завершается экзаменом, после которого студент назначается на должность штатного преподавателя.
Дисциплины делятся на общеобразовательные и специальные. Студенты проходят психологию и педагогику.
Учебная практика строится с постепенным усилением: от наблюдения за учащимися, составления характеристик, анкетирования, посещения семей, присутствия на уроках учителей, кончая тем, что студенты дают уроки, как обычные учителя.
Специфика воспитательной и учебной работы требует от учителя непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, поэтому в Германии хорошо развита система повышения квалификации и переподготовки учителей.
Германия – это федеративное государство, которое состоит из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования и предоставляет учащимся возможность выбора варианта обучения.
Основной закон об образовании в Германии предоставляет право каждому гражданину свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом политика в области образования основана на оказании оптимальной поддержке каждого человека. Каждый гражданин Германии в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование.
Германия – это высокоразвитое индустриальное государство и она не может обойтись без высококвалифицированных специалистов. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования.
Цель индивидуального проекта успешно реализована.
https://pandia.ru/text/78/076/41581.php - Система образования в Германии.
https://www.bgunb.ru/VirtualExibition/year_germany/culture1.html - Германия: История и Современность.