«Опыт организации дошкольного образования в Германии»
Выполнила:
воспитатель старшей группы №4
«Краевой детский санаторий для больных туберкулезом № 4» г.Березники, Пермский край
Чистякова Д.В.
Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии
.
1.Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей
системой
образования в стране
Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten»- в английском. Известно, что Германия является родоначальницей ДС и дошкольной педагогики(первый детский сад, как некое педагогическое понятие, появился в Германии в 1840-ом году), поэтому система Ф. Фребеля в какой—то мере сохранилась до сих пор. Название «детский сад»придумал сам Фрёбель, имея ввиду, что каждый ребёнок похож на молодое деревце, о котором надо постоянно заботиться, ухаживать, в общем, растить.
Современная Германия - федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора модели обучения.
В настоящее время в Германии сосуществует 2 системы дошкольного образования (одна – в Западной Германии, вторая – в Восточной Германии).
Низкую, так называемую, элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет.
Дошкольные детские сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования.
2.Типы дошкольных учреждений
Традиционные детские сады в Германии до сих пор работают по модели, созданной Ф.Фребелем сложилось пять основных типов дошкольных образовательных учреждений:
1.детские сады с полным и неполным пребыванием(3-6 лет)
-частичное посещение (Teilzeitbetreuung) когда ребенок находится в детском саду до или после обеда
-продленное утреннее время (Verlängertes Vormittagsangebot) ребенок находится в садике с утра, обедает, а потом его забирают.
-полное время (Ganztagsbetreuung) с утра до вечера. Все, что касается немецких детских садов решают местные власти. Спонсорами могут выступать различные организации, фонды и частные лица.
- группы-сады для детей одной возрастной группы(старший дошкольный возраст)
- пришкольные группы(5 лет);
- подготовительные классы начальной школы(5 лет);
- интернаты(3-6 лет)
материнские центры. (В них мамы, вместе с ребятами, занимаются необходимой деятельностью, общаются между собой и экспертами по педагогики и психологии).
Также детские сады делятся на государственные, частные и сады, которые относятся к церковным общинам.
3.Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста.
Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.
Концепций воспитания детей в дошкольных учреждениях Германии очень много, единой государственной программы (концепции воспитания) не существует.
Это могут быть:
1.Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). «Крестьянские садики», где во главу угла поставлено общение с животными;
2.Freinet-Kindergarten. Главный принцип - полная свобода и самостоятельность ребенка. Дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. Ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно- ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.
3.Reggio-Kindergarten. Напоминают строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие комнаты. Среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространств
4.Экологические садики, где дети проводят большую часть времени на воздухе и общаются с природой. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten.
Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала.
5.Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями.
6.Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности. В группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке
4.Наличие программ
Программа современных массовых детских садов отличается структурированностью содержания и включает в себя следующие разделы:
-социальное воспитание;
- ознакомление с окружающим миром (жизнью, природой, предметами);
- формирование способов действия с мерами, числами, формами;
-эстетическое воспитание;
- музыкальное воспитание;
-двигательно-моторное воспитание;
- воспитание участника уличного движения.
Каждый из разделов подразделяется на 10—11 конкретных тем. Например: «Я иду в есть свой дом», «Мы знакомимся с соседями детского сада», «Что мы делаем дома, если мдетский сад», «Мы знакомимся друг с другом», «Наша группа детского сада», «У каждого из нас ы не в детском саду», «Люди живут здесь и в других странах», «Скоро мы идем в школу» [15].
Вывод: Единой государственной программы воспитания и обучения детей в детских садах нет.
5. Организация педагогического процесса в ДОУ
Занятия разрабатывают воспитатели по следующим направлениям: Развитие речи, Занятия на логическое мышление, Знакомство с природой и Окружающий мир
Режим дня:
7.00 – Прием детей в группу
8.30 – Завтрак
9.00 – Morgenkreis «Утренний круг». Приветственная песня – Занятия в группах/подгруппах – Прогулка – Обед – Дневной сон (1 группа)
Чтение вслух (2 группа) – Прогулка – Игры, самостоятельная деятельность – Уход домой – Закрытие детского сада
6.Взаимодействие детского сада с семьёй.
В немецких садах, в отличие от России, гораздо теснее сотрудничество с родителями, с которыми воспитатели ведут активную работу, задействуют их воспитательный потенциал, в том числе по передаче ценностей. Основной характерной чертой для всех детских садов в Германии является открытость к общению с родителями.
И.А. Корепанова подробно останавливается на следующих формах работы с родителями:
– родительские собрания;
– индивидуальные встречи с родителями;
– посещение семьи на дому;
– совместное проведение свободного времени;
– регулярные встречи (родительские вечера, родительские кафе);
– совместные прогулки и поездки;
– письма;
– родительский комитет (совет) и т.п.
Автор относит к формам самоорганизации родителей родительское собрание и работу родительского комитета. Отмечается, что родительское собрание может быть организовано не только воспитателями, но и родителями.
Детские сады стремятся быть привлекательными не только для родителей, но и для семьи в целом. Приведем нескольких вариантов присутствия родителей в детском саду:
− завтрак с родителями. Завтрак с родителями — важное событие, к которому дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. В некоторых детских садах на завтрак с родителями приходят и младшие (старшие) братья и сестры;
-родительское кафе, родительский вечер. Такие встречи — родительская инициатива. Иногда они называются Elternstammtisch (встреча родителей-завсегдатаев). Регулярность встреч различна: один-два раза в месяц, перед большими праздниками, в начале и в конце года. Детский сад в данном случае предоставляет лишь помещение (во всех детских садах предусмотрена отдельная комната, для встреч родителей). В этой же комнате родители находятся в период привыкания ребенка к детскому саду.
- праздники. Ключевое отличие от праздников в российских детских садах заключается в том, что праздники в немецких детских садах больше похожи на народные гуляния, пикник или встречу большой семьи. Подготовка к праздникам, прежде всего связана с распределением обязанностей (кто что приносит, кто что готовит, кто отвечает за раздачу напитков, а кто за зажигание фонарей и т.п.). Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители;
− дни рождения. В некоторых детских садах есть возможность бесплатно или за незначительную сумму в выходной день использовать территорию детского сада (лужайки, игровые площадки, песочницы, столы и навесы) и некоторые помещения (кухню, туалет) для проведения детского праздника. Родители вечером в пятницу получают ключ от детского сада у воспитателя, подписывают договор, в котором обязуются обеспечить порядок во время праздника, убрать территорию после него. Чаще всего сам праздник проходит в субботу днем. Родители устраивают соревнования, конкурсы, игры. После активной части всех ждет легкий перекус.
− экскурсии детей на рабочие места родителей. Родители часто приглашают детей к себе на работу. Благодаря таким экскурсиям они лучше узнают друзей своего ребенка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребенком приобретает новое содержание. Безусловно, у ребенка появляется уникальная возможность гордиться своими родителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том что, родители принимают участие в образовательной процессе.
7.Подготовка педагогических кадров
Педагоги получают среднее образование, являются универсалами, владеющими педагогическим ,психологическими, медицинскими, музыкальными(также иметь начальное музыкальное образование, поскольку педагог ДОО должен играть на одном музыкальном инструменте),творческими навыками( в их основах, но не глубинно). В Германии предоставлено право самостоятельно определять уровень профессионализма,заниматься самообразованием.
Вывод: воспитатели должны иметь педагогическое образование.
8.Актуальные проблемы дошкольного образования
Сегодня в Германии, лишь 60 % педагогов имеют элементарной ступени имеют соответствующее образование, и сложно поверить, но среди них доля сотрудников с высшим педагогическим образованием оставляет менее 3%.
Другой проблемой современного перехода на академизацию подготовки дошкольных педагогов в Германии стала незначительная доля профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами, и необходимость повышения их дидактических компетенций.
Полтора года назад ситуация изменилась, так как рождаемость резко выросла, и возникли проблемы с местами в детском саду. Теперь нельзя самому выбирать детский сад. Через несколько месяцев после рождения ребенка надо вставать в электронную очередь, чтобы к трем годам ребенок мог точно получить место в садике. Но здесь активно работают над этой проблемой, открывают новые сады.
Галина Васильевна Каратаева
Янова Татьяна Викторовна