"Система подготовки обучающихся 4 класса к ВПР по русскому языку".
МБОУ СОШ с. Урмиязы МР Аскинский район РБ
«Система подготовки обучающихся 4 класса к ВПР по русскому языку»
«Подготовка учащихся начальных классов к Всероссийским проверочным работам.
. Существенным фактором успеха ВПР является качественное обучение в школе, а также серьезная подготовка со стороны учащихся. Полагаю, что немаловажную роль в этом процессе играет и учитель. Главная задача учителя – сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно искать информацию, поэтому его позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор и стратегии, и тактики учителя, подходы организации процесса взаимодействия с учениками.
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
План подготовки к ВПР
Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир)
Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
Провести повторение по разделам учебной предметной программы. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?
1. Составляю план подготовки по предмету и рассказываю о нем учащимся. Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Даю учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делаю акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставлю перед ними
достижимые краткосрочные учебные цели и показываю, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Регулярно провожу короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждаю основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряю на этом внимание.
4. Использую при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал применяю разнообразный: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала для меня важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Учу ребят работать с критериями оценки заданий. Показываю простой пример демонстрационного задания и
разбираю подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показываю страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной
организации. Негативные эмоции заразительны. Показываю на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалю часто своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Стараюсь убедиться, что ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
Не говорю с учащимися о ВПР слишком част
9. Обсуждаю часто с учащимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживаю внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общаюсь с родителями и привлекаю их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя
больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждаю с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Далее я расскажу о видах работ, которые можно использовать на уроках русского языка при подготовке к ВПР.
ВПР содержит 13 заданий.
1. Упражнения в классификации согласных звуков. Прочитай слова.
Вода, друг, зарядка, виноград, поздний, выдра. Запиши, сколько в этих словах:
звуков [ д ] ____________ букв д ________________
2. Обведи номер слова, в котором третий звук – мягкий согласный.
1)лыжи 2) поляна
3) огоньки 4) зацепить
3. Обведи номер верного утверждения о слове чайки. 1) В слове чайки все согласные мягкие.
2) В слове чайки три слога.
3) В слове чайки букв больше, чем звуков.
4) В слове чайки нет звонких согласных.
4. Прочитай названия столбцов таблицы. Запиши данные слова в нужную часть таблицы.
Лейка, зелень, весёлый, решить, чаща, метели.
Существительное Прилагательное Глагол
Из списка слов найдите те, в которых не все согласные звуки мягкие _______________________________________________________________
5. Выпиши слова того ряда, в котором все слова начинаются с твёрдого согласного звука.
ветка, нитки, вулкан, петух. живот, дубок, шило, пишет. лимон, цепочка, берёза, тюлень.
Упражнения для развития умения разбирать слова по составу.
6. Прочитай слова. Выпиши только родственные слова к слову море. Моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительно, (к) морю, мордочка.
7. Обведи номер слова, в котором есть приставка.
1) доброта 2) доктор
3) доучить 4) доченька
7. Найди схему, которая соответствует слову раскраска. 1) 3)
2) 4)
8. Выпиши слова с нулевым окончанием.
Алмазный, (в) лесу, конь, клён, (по) степи, степь, читает, завыл, туман, сила, силач, пишешь, снеговик.
9. В «сказочном» языке есть слово бокаушка.
У этого слова есть родственные слова: бокаушить, кауша, каушок, рокауш. В словах бокаушка, нюфечка, цезялка одинаковый суффикс.
В словах бокаушка, боремка, боус одинаковая приставка.
Слово бокаушка изменяется так: бокаушка, бокаушки, бокаушке. Разбери по составу слово бокаушка.
Упражнения для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формулировать значение слова в письменной форме.
10. Прочитай текст.
В детстве мы с бабушкой часто пекли калитки. Прошло много лет, а я отлично помню вкус этих маленьких открытых пирожков из ржаной муки. Начинку мы чаще всего делали из картофеля или крупы. Как жаль, что сейчас почти никто не печёт калитки!
Из текста можно понять значение слова калитки. Запиши, что значит это слово.
Калитки - _______________________________________________ 11. Прочитай предложения.
Командир заставы часто посылал нескольких бойцов в секрет. Они прятались и следили, чтоб никто не перешёл границу.
В толковом словаре есть три слова секрет.
Секрет – то, что держится в тайне, скрывается от других. Секрет – военный наблюдательный сторожевой пост. Секрет – вещество, вырабатываемое некоторыми клетками.
Как ты считаешь, какое из этих слов употреблено в предложении? Докажи свой ответ.
_____________________________________________________
12. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках. Бабушка приготовила _________ (сытый, сытный) обед.
Рыжий ________( соседский, соседний ) кот любит лакомиться сметаной. Кремль был обнесён высокими ___________(каменными, каменистыми) стенами.
Упражнения для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
13. Запиши в каждый столбик таблицы по 2 слова из данных предложений. Очнулась бабочка и закружилась над поляной. Повсюду была только серая трава. Покружила она и села на гладкий камень.
14. Выпиши все словосочетания, в которых есть имя существительное женского рода,3–го склонения, в форме творительного падежа.
Пятно на скатерти, гордится книгой, любуется молодёжью, боится мыши, ловить сетью, тихим светом, поздней осенью.
15. Прочитай предложение.
Дорожка была засыпана опавшими берёзовыми листочками. Определи грамматические признаки подчёркнутого имени существительного, заполни пропуски в его характеристике.
Это имя существительное ________________ рода, ________ склонения, употреблено в предложении в форме _______________числа, _______ падежа.
16. Прочитай предложение.
В воинскую часть пришла женщина и рассказала о поступке молодого бойца.
Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное имя прилагательное. Обведи номер ответа.
1) В форме м.р., ед.ч., И.п. 2) В форме ж.р., ед.ч., В.п. 3) В форме м.р., ед.ч., В.п. 4) В форме ж.р., ед., И.п.
17. Прочитай. Спиши, вставляя буквы и выдели окончания прилагательных. Определи падеж.
У сердит…. юноши, от скрипуч…. дерева, о внезапн… успехе, к пуглив… ягнёнку, в чист… озере, без сытн… ужина, по покат… крыше.
18. Найди и подчеркни глаголы в начальной форме.
Гуляет, гуляем, гулять, думаем, думаешь, думать, ходят, ходить, ходим, мечтаю, мечтать, мечтаешь.
19. Запиши предложения, заменив множественное число единственным. Летит самолёт. Деревья растут. Корабли плывут. Жужжат пчёлы. Снег тает. 20.Выпиши глаголы 1 спряжения.
Люб…шь, хвал…ть, держ…шь, исполня…м, мечта…м, изуча…те, дума…м, дар…шь, рассказыва…т, уч…м, лета…т, скач…м.
21. Прочитай предложение.
Однажды ранней весной я бродил по ельнику.
Определи, в какой форме употреблён в предложении выделенный глагол. Обведи номер правильного ответа.
1).В начальной форме.
2) В форме прош.вр., ед.ч., м.р. 3) В форме прош.вр., ед.ч., ж.р.
4) В форме наст.вр., ед.ч., 3-го лица.
22. Выпиши предложение, в котором есть глагол в форме настоящего времени, ед.ч., 3-го лица.
1) Ты идёшь сегодня на спектакль?
2) Летом на юге звезды сияют очень ярко. 3) Рано утром вода в лужах замёрзла.
Обучающие упражнения помогут смоделировать ситуацию, в которой окажется ученик при выполнении Всероссийской работы. Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на определенной тип работы, а помочь ему
понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний и всей работы в целом.
Уважаемые коллеги! Издательство "Академкнига/Учебник" предлагает ряд ресурсов для подготовки к Всероссийским проверочным работам.
Материалы в электронной форме рекомендуем посмотреть на сайтеhttps://www.shop-akbooks.ru/main/ .
На этом же сайте в разделе "Поддержка. Методическая поддержка. Записи вебинаров" издательство предлагает вебинары по подготовке к ВПР:
По русскому языку https://shop-akbooks.ru/support/web2402.html