12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Агапова Любовь Евгеньевна251
3

Статья «Система работы по формированию нравственно-этического оценивания у младших школьников»

Агапова Л.Е.

МОУ СОШ № 76

г. Ярославль

Система работы по формированию нравственно-этического оценивания у младших школьников.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения образовательный процесс нацеливается на всестороннее развитие личности учащихся, умение добывать знания и пользоваться ими. Перед школой ставится задача научить учиться. Таким образом, на смену традиционным знаниям, умениям, навыкам пришли универсальные учебные действия. Формирование универсальных учебных действий реализуется в ходе изучения системы учебных дисциплин. Однако, как показывает практика, для формирования личностных УУД предметного содержания учебных дисциплин явно недостаточно. Возникает вопрос: какими методами может воспользоваться учитель? Заняться поисками данных методов нас заставили не только требования стандарта, но и необходимость создания в классе комфортной психологической атмосферы, т. к. большинство первоклассников не были готовы к принятию новой социальной роли ученика. В своих действиях они руководствовались личными желаниями, зачастую несовпадающими со школьными правилами и интересами других учеников, что привело к созданию негативной психологической атмосферы в классе, в которой зачастую становилось невозможно осуществлять учебный процесс. Данная объективная причина способствовала тому, что в работе по формированию личностных УУД мы сделали акцент на развитии нравственно-этической ориентации обучающихся, ведь соблюдение норм и правил способствует социализации, а она, в свою очередь является необходимым условием эмоционального благополучия.

Нравственно-этическая ориентация раскрывается через: выделение моральной ситуации нарушения/следования норме; решение моральной дилеммы на основе децентрации (т.е. способности встать на позицию другого человека) и оценку действий с точки зрения моральной нормы.

И.С. Хомякова и В.И. Петрова определили следующую логику формирования нравственного сознания.

В первом классе происходит осознание нравственных правил как ориентира поступка. Сначала ребята должны познакомиться с нравственными правилами, затем приобрести способность видеть нравственную ситуацию и научиться оценивать нравственные поступки.

Во втором классе происходит внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения, т.е. появляется стремление к выполнению норм. И идеальный результат, к которому мы должны стремиться – это переход от социального контроля к самоконтролю.

В третьем классе обучающиеся знакомятся с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Они подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека.

В четвертом классе осуществляется систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. В идеале нравственное поведение воспринимается четвероклассниками как норма.

Согласно данной логике, в первом классе мы выделили два приоритетных направления в работе:

- снятие противоречий между знанием школьных правил и их практическим применением;

- преодоление эгоцентрической позиции учащихся и формирование способности к децентрации и эмпатии, т.е. способности встать на позицию другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения и адекватное понимание чувств другого участника взаимоотношений.

Поскольку, получая готовые предписания и действуя только по указанию взрослых, ребенок учится, прежде всего, послушанию, то нами были созданы условия для самостоятельного формулирования учащимися школьных правил и осознания необходимости их выполнения. Для этого мы использовали следующие педагогические методы.

1) Анализ спонтанно возникающих жизненных ситуаций. Обсуждая данные ситуации, учащиеся, посредством собственного опыта, осознают причины возникших трудностей (неприятностей) и самостоятельно делают выводы о коррекции своего поведения. Другими словами, формулируют правило, выполнение которого позволит им в дальнейшем избежать повторения подобной негативной ситуации.

2) Чтение и обсуждение цикла сказок М.А.Панфиловой «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников». После обсуждения первоклассникам предлагалось поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Ученики могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавляет положительные эмоции в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины.

3) Использование цветных квадратиков для оценки выполнения школьных правил. Прежде чем приступить к оцениванию, ребята самостоятельно выявляли правила, которые нарушаются ими чаще всего и ведут к наиболее негативным последствиям. Далее, в ходе коллективного обсуждения, было принято цветовое решение для оценки выполнения правил: красный цвет – правило выполняется всегда, синий цвет – правило иногда нарушается, черный цвет – правило всегда нарушается. В конце учебной недели (в пятницу) ученики получали карточку для самооценки, заполняли ее, а потом получали карточку с оценкой учителя. И они обе вклеивались в дневник.

Данный прием позволил каждому ребенку сравнить свои прежние достижения с сегодняшними результатами. Благодаря тому, что ученики сами участвовали в оценивании, в выработке критериев оценки, у них формировалась рефлексивная самооценка, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

Основными задачами во втором классе стали:

- развитие навыков самоконтроля поведения на основе нравственных норм;

- развитие способности аргументировать выполнение нормы в собственном поведении и поведении одноклассников;

- развитие рефлексии собственных поступков и поступков одноклассников.

Для решения этих задач мы использовали прием «Температура отношений». В конце каждого учебного дня ребятам предлагалось «измерить» температуру отношений, которая устанавливалась на термометре со следующей шкалой: - 3 отвратительно, -2 холодно, -1 прохладно, 0, +1 приятно, +2 тепло, +3 дружелюбно. Таким образом учащиеся получили возможность высказывать свои обиды, мнение о поведении одноклассников, разъяснять мотивы собственного поведения. Кроме того, каждый ребенок записывал в дневнике температуру отношений, которая могла и не совпадать с общим результатом, т.е. осуществляли самооценку своего внутреннего эмоционального состояния.

Первое время само обсуждение сложившихся за день отношений перерастало в конфликт: ребята очень эмоционально, в грубой форме доказывали свою правоту, не прекращались взаимные упреки и претензии.

Но ежедневное обсуждение конфликтных ситуаций постепенно привело к тому, что дети:

во-первых, осознали себя частью общего коллектива, стали понимать, что их поведение и поступки влияют на самочувствие и настроение одноклассников;

во-вторых, научились корректно выражать свои эмоции в вербальной форме;

в-третьих, многие из детей приобрели способность встать на позицию другого человека, увидеть ситуацию с его точки зрения и понять его чувства;

в-четвертых, стали признавать свою вину, т.е. оценивать свои поступки с точки зрения моральной нормы.

Работа с «Термометром отношений» формирует моральную саморегуляцию (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). В ситуации саморегуляции ребенок вопреки собственным интересам принуждает себя делать так, как надо, а не так, как хочется. При этом внешние требования и давление педагога отсутствуют.

Ребенок приходит к пониманию того, что нравственная норма – не абстрактное требование взрослых, а необходимое условие нормальных взаимоотношений со сверстниками, и выполнять их необходимо, чтобы избегать трудностей в общении и отрицательных переживаний.

В третьем классе происходит знакомство с сутью нравственного поступка – мотивом, посредством организации специальных занятий.

Занятия имеют одинаковую структуру.

1) Вступительная беседа. Посредством вопросов актуализируется жизненный опыт обучающихся, «выводятся наружу» мотивы их деятельности и поведения. Ребята привлекаются к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни.

2) Групповая работа. На данном этапе обучающимся зачитывается рассказ об их сверстниках. Чтение прерывается на описании ситуации, в которой герою необходимо действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней.

Ребята в группах обсуждают возможные варианты развития событий и составляют продолжение рассказа. Таким образом, ученики ставятся перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Далее заслушивается вариант каждой группы и схематично оформляется на доске. После этого ребята анализируют услышанные ситуации: называют их плюсы и минусы.

3) Подведение итога.

Целью данных занятий является формирование умений вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с нравственными нормами, что ведет к распознаванию и правильной оценке качеств личности.

В четвертом классе мы обобщаем работу по осмыслению нравственных мотивов поведения и нравственных качеств личности. Ситуация перехода из начальной школы в среднюю требует от ребенка большей самостоятельности в том числе и в ситуациях нравственного выбора, что делает особенно актуальным наличие осознанного отношения к выполнению норм и правил школьного поведения. Поскольку формальные нормы не всегда очевидны как нравственные и не связываются в сознании детей с нравственными представлениями о справедливости, в 4-м классе были разработаны и проведены занятия на тему «Права и обязанности участников педагогического процесса», а также осуществлена оценка и самооценка выполнения обязанностей.

На первом этапе обучающиеся вспомнили суть понятий «право» и «обязанность», убедились в их взаимосвязи, рассмотрели свои права и обязанности как исполнителей различных социальных ролей.

На втором этапе дети были подведены к пониманию, что выполняя свои обязанности, учитель и ученики стремятся к достижению одной цели: получение и сохранность знаний и умений учеников. В группах дети определили, в какой мере достижение данной цели зависит от учителя, а в какой от ученика. Группы сошлись во мнении, что результат обучения в большей мере зависит от ученика, нежели от учителя. Далее группы сформулировали перечень прав учеников и учителей. Завершилось занятие обсуждением и обобщением результатов.

На третьем этапе была проведена аналогичная работа по выявлению обязанностей учеников и учителей.

На четвертом этапе по результатам групповой работы были определены основные, наиболее значимые права и обязанности ученика и учителя, и установлена между ними взаимосвязь: выполняя свои обязанности, каждый из участников педагогического процесса соблюдает права другого.

На пятом этапе в течение недели ученики оценивали выполнение своих обязанностей и выполнение учителем его обязанностей. Учитель ставил свою оценку выполнения обязанностей учениками и оценивал собственное выполнение своих обязанностей. Ежедневная оценка сопровождалась обсуждением.

На шестом этапе каждый ученик наглядно увидел, выполнение каких обязанностей дается ему труднее, поставил цель и составил для самого себя список обязательств, которые помогут ему в достижении цели. В конце 3-ей четверти мы вернулись к данному списку, обсудили степень выполнения обязательств, продвижение к достижению цели. Окончательные итоги планируем подвести в конце года.

Данная работа дала следующие результаты:

1) дети осознали свою долю ответственности за результат учения, за сохранение доброжелательных, уважительных отношений с одноклассниками и учителем;

2) признали, что учитель в своих действиях по отношению к ним руководствуется выполнением своих обязанностей;

3) перестали голословно давать оценку действиям других людей.

Таким образом, четырехлетняя работа по формированию нравственно-этического оценивания привела к снижению у обучающихся барьеров страха, формированию доверия к педагогу, развитию доброжелательных взаимоотношений в классе.

Библиографический список.

 

1. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова М.: Просвещение, 1982.

 

2. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

 

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

 

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).

 

5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и Педагогика. - СПб.: Санкт-Петербург, 2000.

 

6. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика, 1984.


 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.