Система работы учителя биологии МБОУ «Рыбновская средняя школа №3» Киндяшовой Ольги Николаевны
Методическая разработка
Система работы учителя биологии
МБОУ «Рыбновская средняя школа №3»
Киндяшовой Ольги Николаевны
Любите то, что преподаете,
и тех, кому преподаете.
В. О. Ключевский
Начиная работать учителем, я отчетливо понимала, что деятельность настоящего педагога не может ограничиваться только любовью к детям. Не секрет, что профессия, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные. Для плодотворной работы, для результативного обучения нужен основательный фундамент, обширная база знаний, и, на мой взгляд, самое главное – стремление к самосовершенствованию и самообразованию. На протяжении своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с педагогическими задачами и проблемами, решение которых требует компетентного подхода. Представитель любой профессии должен стремиться к самосовершенствованию. Работая с живыми и быстрыми умами детей, это делать легко и интересно. Мне оказалась незаменима квалифицированная помощь моих коллег. Заимствование их педагогического опыта – ценный вклад в мою педагогическую деятельность. Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу. Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения, которые я и стремлюсь применять в своей работе.
-1-
Ни у одного предметника нет такой уникальной возможности, как у учителя биологии – открывать живой мир. Убеждена, что биология является важнейшим школьным предметом, так как биологические познания, исследования позволяют найти связь между жизнью ребенка и жизнью целого мира.
За время обучения в школе, ребенок познает человеческую жизнь в различных ее аспектах. Так возникает единство всех изучаемых предметов и целостная картина мира.
Главные направления в своей педагогической деятельности я выделяю следующие:
– урочная деятельность;
– внеклассная работа по предмету;
– воспитательная работа с учащимися и их родителями;
– взаимодействие с общественными организациями.
Вот несколько важнейших правил (условий), на которые я опираюсь при осуществлении образовательного процесса:
- учебная деятельность интересна, если она разнообразна;
- новое дополняет картину мира, а не разрушает ее; чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее;
- чрезмерно трудный или легкий материал интереса не вызывает;
- вовлечение в процесс поиска;
- осознание важности и необходимости изучения.
Учебный материал должен быть ярким, вызвать чувства удивления, радости, эстетического переживания. Если работает только интеллект, мозг работает наполовину.
Актуальность: Актуальность заключается в том, что в настоящее время для усвоения материала у учащихся слабая познавательная активность. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Поиск методов развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время для педагогов существовал всегда, поэтому возникла необходимость в разработке новых подходов к преподаванию биологии.
Новизна: Новизна заключается в развитии познавательного интереса, что способствует росту сознательного отношения к учению; в разработке методических приемов обучения им учащихся; в выборе новых объектов и способов творческой деятельности; а также в практической направленности и социальной значимости многих проектов.
-2-
Обоснованность: Основными признаками активности учащихся на уроке являются проявление желания к познанию, активный процесс узнавания новых фактов, отношение к обучению как к чему-то ценному, привлекательному и, значит, интересному, а это предполагает высокую степень проявления самостоятельности учащимися как на уроках, так и во внеурочное время..
Целью моей педагогической деятельности является:
- развитие умения учиться, стать самостоятельной, инициативной и ответственной личностью.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
-воспитывать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
-учить доброжелательности, доверию и вниманию к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, уважению к окружающим, умению слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
-учить принимать и уважать ценности семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и воспитывать стремление следовать им;
-формировать эстетические чувства через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
-развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность;
-создать стимул в приобретении самостоятельных дополнительных знаний по биологии;
-формировать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой;
-формировать умения оформить результаты и выступить с его публичной презентацией
-формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
-формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
-формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
-3-
-формировать умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Каждый день работы педагога не похож на другие. Каждый день и каждый час происходят новые открытия не только в учебной деятельности, но и в межличностном общении.
Это обусловлено возрастом учеников, началом их становления в коллективе, началом их серьёзного образования.
Моя работа, как учителя и как классного руководителя заключается в следующем:
– стараюсь относиться к ученикам доброжелательно;
– всегда отталкиваюсь от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечаю успехи и положительные сдвиги в учебе, в каком-либо деле;
– поощряю детскую самостоятельность, учу их этой самостоятельности;
– стараюсь быть гибкой в отношениях с ребятами, чтобы уметь определить, где нужно быть строгой, а где можно посмеяться;
– стремлюсь быть справедливой ко всем и во всем;
– развиваю в детях чувство благодарности;
– учу говорить, общаться, договариваться;
– учу читать, вчитываться и понимать;
– учу смотреть и видеть;
– учу слушать и слышать;
– учу писать, думая;
– учу учиться, учу учить…
Учу всеми известными мне педагогическими приёмами, заимствую у коллег, придумываю и экспериментирую сама.
В нашем коллективе обучение и воспитание неразделимо проходят под умеренным педагогическим контролем, основываются на личной инициативе и самостоятельности ученика.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы? Конечно же – умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.
-4-
Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно - деятельностного подхода;
технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс;
информационно-коммуникативные технологии.
Поэтому я стараюсь активизировать творческий потенциал учащихся с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных, проектно-исследовательских и технологии проблемного обучения, метод кризисного мышления.
Не буду останавливаться на традиционных, хорошо зарекомендовавших себя формах и методах образовательного процесса, которые так же использую в своей педагогической практике. Остановлюсь лишь на наиболее интересных для меня формах и методах обучения.
На своих уроках я активно применяю ИК технологии, используя авторские и свои разработанные ресурсы:
Электронные учебники по предмету;
Интерактивные наглядные пособия;
Мультимедийные учебники по всем курсам обучения;
Видеоуроки;
Флешь-анимацию;
Уроки – презентации;
Внеклассные занятия и заочные путешествия;
Интерактивные тесты и тренинги для самопроверки.
Мой опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках биологии целесообразно в тех случаях, когда необходимо:
-5-
- познакомить учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир);
- продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со скальпелем) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе», «Обнаружение в почве минеральных солей»);
- показать школьникам скрытые процессы и явления (жизнь пчел, жизнь муравьев, движение воды в океане);
- продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы или явления (испарение воды, тургор);
- познакомить с микро или макрообъектами (бактерии, водоросли, клетки крови);
- организовать тестовую проверку;
- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов)
Метод проектно-исследовательский так же постоянно использую в своей работе. Часть тем для проектно-исследовательских работ была запланирована и предлагалась учащимся в качестве домашних заданий, так были созданы проекты:
«Святой источник в селе Пощупово»;
«Неутомимые труженики»;
«Паук-крестовик в окрестностях города Рыбное»;
«Очистка малых рек»;
«Экологически чистые способы выращивания томатов»
Некоторые проекты рождались стихийно, на уроке, при изучении отдельных тем, вызвавших у учеников наибольший интерес: «Неутомимые труженики»; в 7 классе при изучении класса Насекомые. Главным принципом уроков, где уместно применить метод проектов является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету.
Каждый день работы педагога не похож на другие. Каждый день и каждый час происходят новые открытия не только в учебной деятельности, но и в межличностном общении. Это обусловлено возрастом учеников, началом их становления в коллективе, началом их серьёзного образования.
Моя педагогическая деятельность направлена на раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся.
-6-
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
В своей работе я использую следующие технологии: здоровьесберегающие, игровую технологию, метод проектов, информационно-коммуникативные, технологию коллаборативного обучения (критическое мышление и проблемно-диалогическое обучение), технологию инновационной оценки “Портфолио”, рефлексивные технологии.
Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мы с ребятами проводим физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.
Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
-7-
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Метод проектов
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Информационно – коммуникационные технологии
Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный характер, а и мобилизующий, так как, то, что происходит на экране, требует ответной реакции.
-8-
Я достаточно хорошо владею навыками работы с компьютером и в сети интернет, современные новые технологии и ресурсы стали нашими незаменимыми помощниками. Большая часть наглядного материала представлена в электронном виде. Компьютер может быть на уроке и тренажёром, и средством подвижной наглядности, и хранителем информации, и средством контроля и мониторинга. Кроме того, изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования школьников.
Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. Использую компьютер в своей работе постоянно, что способствует раскрытию творческих способностей учащихся, активизации их деятельности на уроках. Применяю на своих уроках электронные и музыкальные физминутки, презентации и видеофрагменты, тестовые задания, которые нахожу в Интернете или создаю сама.
Технология коллаборативного обучения
Используя стратегии критического мышления, вовлекаю школьников в работу в группах, а применение стратегии диалогового обучения побуждают учащихся к активному обсуждению проблемных вопросов и дискуссии о причинно-следственных связях. Следует обратить внимание и на то, что в коллаборативной среде учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.
Таким образом, коллаборативное (групповое) обучение, то есть обучение в сотрудничестве, является личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Групповая формы работы позволила создать более разносторонние формы взаимодействия между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Работая в маленьких группах, они больше узнают о содержании учебного материала, обучаются рефлексии.
-9-
Работа в парах, в группах позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, есть ряд преимуществ:
– возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
– учитель получает возможность реально осуществлять
индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание — это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т. е. разделение всей группой одних и тех же идей.
Технология инновационной оценки “Портфолио”
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
- мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
- развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);
- рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
- обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
-10-
- корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, - формировать адекватную самооценку;
- содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности:
- обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- обучающиеся собирают материал;
- в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Обучающиеся должны научиться:
- отбирать и оценивать информацию,
- точно определять цели, которые он хотел бы достичь,
- планировать свою деятельность,
- давать оценки и самооценки,
- отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.
Технология проблемного обучения - это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, необходимые современному человеку в эпоху НТР, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”.
-11-
Используя этот метод, мы, предметники выполняем некий социальный заказ, формируя эти способности: через использование специальных дидактических средств, ставим учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. И в сумме появляются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:
1) создание проблемных ситуаций;
2) обучение учащихся в процессе решения проблем;
3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Есть несколько способов, которые я использую в своей работе:
Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.
Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий, в ходе наблюдения за природой и т.д. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся.
Четвертый способ - побуждение учащихся к анализу фактов и явлений, поражающему противоречиями между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Пятый способ - выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.
Шестой способ - побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Седьмой способ - побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известным материалом, и сделать самостоятельное обобщение.
Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер.
-12-
Девятый способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное).
В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом.
Десятый способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
В процессе работы наиболее часто я использую проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи, которые придумала американский психолог А. Кинг и которые можно применять в самых разных учебных ситуациях:
Приведите пример…?
Каким образом можно…?
Что случится, если…?
Что подразумевается под…?
В чем сильные и слабые…?
На что похоже…?
Что мы уже знаем о…?
Каким образом…влияет на…?
Каким образом… связано с …?
Объясните почему…?
В чем смысл…?
Почему важно…?
В чем разница между… и …?
Чем похожи…?
Как можно применить в…?
Какой аргумент можно…?
Что, на ваш взгляд,…?
Согласны вы с …?
Чем вы можете…?
Такой побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.
-13-
Так в 6 классе всеобщий интерес и яркую познавательную активность вызывают проблемные вопросы такого характера:
Почему зажжённая свеча гаснет под закрытой банкой с растением?
Почему летом ранним утром образуется роса на траве?
Почему грязный снег тает быстрее?
Почему говорят, что родник «бьет»?
Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
Почему происходит смена времени года?
Истинное удовольствие получаю, когда детям кажется, что они знают, поняли, умеют применять, но я вдруг так формулирую вопрос или ставлю проблему под таким углом зрения, что ставлю учащихся в тупик и заставляю отправляться на поиски решения проблемы. Разгораются жаркие дискуссии, но в итоге мы всё-таки находим решение проблемы. Дети хорошо знают и любят мои вопросы «со звёздочкой»!
Технология критического мышления дает мощное развитие даже тем, кому кажется, что он уже много знает и многое умеет. Она заставляет думать, думать и думать, сравнивать, синтезировать, принимать решения, но при этом не единолично, а, как бы это было нелегко, коллективно. Учит не просто наполнять ячейки памяти информацией, а жить с этими знаниями в социуме. А это дорого стоит в наше время!
На одном из заводов был такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить - легко напугать спящего. Он забрался на станину и, что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной: спящий кузнец мгновенно оглох. В чем причина наступления глухоты.
Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?
Не буду останавливаться на преимуществах этого метода или на его теоретических основах. Расскажу лишь о том, как я применяю этот метод. Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Прием “Пометки на полях” является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.
-14-
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
« ! » – знакомая информация,
« + » – новая информация,
« – » – думал иначе,
« ? » – непонятно.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли.
И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Этот метод применяю при изучении нового материала и при работе с учебником.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”. Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки:
- знаю,
- узнал новое,
- хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Этот прием помогает направлять исследовательскую деятельность учащихся.
Подводя итоги сказанному, хочу добавить, что смертельный грех учителя – быть скучным. Поэтому считаю, что структура урока не предполагает следования жестким рамкам традиционных этапов комбинированного урока, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога. На уроке нужна поисковая организация деятельности учащихся, при которой организуется обмен мнениями при решении различных учебных задач. Учитель использует дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощряет различные точки зрения. Важно соединение познания с эмоциями, положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта. Большую роль в развитии ребенка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал.
-15-
Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки), образные обороты речи, фразеологизмы - все это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Допустима гибкость формы урока, умение учителя перестроить ход урока в зависимости от готовности детей работать по намеченному учителем плану, сложности заданий, хода мысли учащихся, возникших у них вопросов.
Учитель, зная свой класс, может предвидеть возможные затруднения, устраняемые при правильном сочетании активности сильных и более слабых в учении детей, обучить всех работать не просто рядом, а вместе в коллективной деятельности.
Общение с детьми на уроке в процессе познания и влияние общения на процесс познания, усвоения и развития. Создание атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению. Становление учебных мотивов в учебном сотрудничестве является основным компонентом положительного отношения к учению. Особая форма учебной мотивации - познавательные интересы, переходящие при соответствующих условиях в познавательную потребность.
Рефлексивные технологии
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные варианты. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.
У школьников формируются следующие рефлексивные умения:
- адекватно воспринимать себя;
- ставить цель деятельности;
- определять результаты деятельности;
- соотносить результаты с целью деятельности;
- определять наличие ошибок в собственном поведении;
- описывать прожитую ситуацию.
-16-
В среднем школьном возрасте присутствует личностная рефлексия, она имеет ряд особенностей. Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению.
Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников.
Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера.
Оценочные представления школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.
В конце урока дети моего класса учатся давать оценку своей работе, своему эмоциональному состоянию, пережитому за урок, используя следующие выражения:
– я узнал…
– я научился…
– мне понравилось…
– мне показалось сложным…
– мне было интересно…
Экскурсии.
Важное место при практико-ориентированном обучении занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть природные объекты и их связь со средой обитания, узнать пятидесятилетнюю историю развития школьного участка, познакомиться с видами растений, произрастающих на территории, а также настроиться на изучении нового предмета. Здесь школьникам открываются широкие возможности организации практической и творческой работы.
Часто ребята сами подсказывают идеи для экскурсий: записать названия встретившихся растений, отметить их особенности, сделать фотографии объектов, найти самый красивый лишайник на дереве, придумать интересные поделки. Осенью 2020 года ученики 6 класса создали фотоальбом с самыми красивыми уголками нашего большого школьного участка.
-17-
Развиваю и метапредметные связи, используя знания детей в области литературы, изобразительного искусства, математики. Составить отчет или рассказ об экскурсии, зарисовать увиденное, подсчитать количество видов растений на школьном участке – вот неполный перечень заданий, которые ребята выполняют с большим интересом.
Проектная деятельность.
Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха» (не на словах), а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей,
своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания).
Кроме того, проектная деятельность помогает развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, помогает вдохновлять детей на развитие коммуникабельности, развивать исследовательские умения, а именно: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать результаты, строить гипотезы и осуществлять их проверку, обобщать полученные результаты, делать выводы.
Командная работа, по данным анализа основных тенденций в образовании, позволяет поднять уровень качества обучения. Подтверждением является образование в таких странах, как Сингапур, Финляндия, которые, по исследованиям PISA, занимают уже много лет подряд лидирующие позиции, где основной упор делается на командную работу. И я, безусловно, сторонник такого направления деятельности. Дети готовят проекты разного направления (например, составить родословную своей семьи, приготовить презентацию о Красной Книге Рыбновского района, рассказать одноклассникам о важнейших семействах растений). И это маленькие ступеньки того личностного роста, который пока незаметен, но уже дал свои ростки в душах учеников. Особую значимость своей работы осознаешь вместе с ребятами, когда видишь реальные изменения, участником которых являешься ты сам. Согласна со словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».
-18-
Сетевое взаимодействие. В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из эффективных средств современного прогрессивного образования. Такое взаимодействие в образовании – это возможность объединения нескольких организаций, имеющих достаточный материальный и кадровый потенциал. Для себя я выбрала два направления такого взаимодействия. Первое – это повышение мотивации и развитие практических навыков учащихся, и второе – профориентация. В этом мне помогают такие организации как - Рыбновский районный Детско-юношеский Центр туризма и Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «ГЕЛИОС»Начало формы
Глобальная цель образования на современном этапе состоит в том, чтобы научить ребенка лучше понимать жизнь, ориентироваться в обществе, сделать его способным найти свое место в нем в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями.
Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Д.И. Менделеев когда-то сказал: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Применение практико-ориентированного обучения дает свои результаты: растет качество успеваемости по предмету, увеличивается число призеров олимпиад и многочисленных муниципальных конкурсов, выпускники успешно проходят государственную итоговую аттестацию и поступают в высшие учебные заведения, возвращаются в родной город специалистами и служат своему народу и Отечеству.
Мои уроки.
При изучении биологии, как и при изучении других предметов - урок, это главный инструмент в получении образования. И поэтому, я уделяю большое внимание организации работы учащихся именно на уроке.
В своей работе использую следующие методы:
- работу в парах, индивидуальную, коллективную,
- использую раздаточный и наглядный материал,
- демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки, схемы;
- применяю игровые элементы, проблемные вопросы.
Стараюсь в каждый урок внести что-то интересное, необычное, разнообразное и удивительное.
Так, например, при проведении урока «Шляпочные грибы» ребята изучали их на живых объектах в парах, что позволило им полнее представить их, вникнуть в строение, ведь многие из них не имели особых знаний, несмотря на то, что мы живем в регионе, где видовому разнообразию грибов можно позавидовать.
-19-
Дети любят играть. Почему бы эту любовь не использовать при обучении не только младших школьников, но и учащихся средних и старших классов? Игра позволяет скучный опрос изученного материала превратить в интересное приключение, необыкновенное путешествие. Можно применить урок-игру или включить небольшие элементы игры на разных этапах урока – это всегда заинтересовывает ребят, заставляет думать, самостоятельно искать ответ, не боясь ошибиться.
На уроке, посвященном изучению грибов, отправляемся в лес собирать грибы и учимся отличать съедобные от несъедобных, а изучая тему «Рыбы», идем на рыбалку, после чего ребята самостоятельно заполняют технологическую карту, используя новый материал учебника.
Проблемный вопрос, заданный в начале урока известными пословицами, почему так говорят: «Без труда, не вынешь рыбку из пруда», «Чувствуют себя как рыба в воде» - находит свое логическое объяснение, выработанное мыслительной деятельностью самих ребят. Обсуждаем, обговариваем, и в конце урока в ведерке у каждого - виды распространенных рыб нашего округа, которые ребята узнают из анаграмм-перевертышей. Мотивируют познавательную деятельность и интересные подобранные задания, связанные с изучением темы, а также с историей Рязанской области.
Биология – это предмет с практической направленностью, и на уроках я использую живые биологические объекты, такие как дождевые черви, комнатные растения, выращенные собственными силами фасоль и плесень, аквариумные рыбки. Это позволяет сформировать у ребят более полную картину окружающей природы.
При изучении строения клетки, начиная с 5 класса, рассматриваем под микроскопом микропрепараты живых объектов: чешую лука, внутреннее строение листа каланхоэ, лепестки цветущих растений, клетки дрожжей, культуру молочнокислых бактерий. И каждый раз я вижу счастливые глаза, восторг, - «биология, теперь мой самый любимый предмет!!!»
Пополняется коллекция фотографий, растет интерес к предмету. Практико-ориентированное обучение предмета выводит учащегося на комплексное восприятие предмета и формирует у него одновременно и перцептивный образ «присутствия» данной дисциплины в жизни человека (по наблюдениям, ощущениям, чувствам) и когнитивный (словесно-информационный) и практический (с функциональным применением).
-20-
Различные формы проведения занятий делают разнообразным учебный процесс, и вызывают удовлетворение от самого процесса самостоятельной деятельности. Именно этот настрой приводит к развитию познавательных интересов учащихся – и это меня очень радует, и подтверждает, что я на правильном пути в своей деятельности. Лучший способ объяснить — дать возможность сделать самим.
Заключение
Я, убеждена, что основная цель учителя – сделать своих учеников успешными, а, значит, ввести их в мир здоровыми людьми. Ведь каждый ребенок рожден не только для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу - он рожден для жизни, чтобы быть счастливым.
Результат моей работы в успехах моих учеников, и это подталкивает меня к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Ведь «только тот, кто считает, что жизнь хороша, может изменить её к лучшему». Мои ученики из пятиклашек, робких и застенчивых, шумных и неорганизованных, становятся достаточно уверенными в себе, умеющими сами задумать, организовать и провести то или иное дело. Конечно, в работе любого учителя возникают некоторые проблемы и сложности - это неизбежно, но при желании и стремлении к успеху, к общему с учениками успеху, все трудности преодолимы.
Хочется отметить, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Считаю, что главная моя цель – привить любовь детям к нашей науке, сделать так, чтобы они хотели больше узнать о нашей планете, понимали процессы и явления, происходящие на физическом и социально – экономическом уровне; понимали красоту и сложность всех взаимодействий; чтобы испытывали восхищение от каждого «уголка» нашей необъятной Родины.
Я надеюсь, что мои ученики, изучая биологию, не только открывают для себя мир разнообразной природы, жизни и быта людей в ней, а также открывают себя, свои возможности, таланты, завоёвывают победы, учатся верить в себя.
-21-
Система работы учителя по формированию навыков здорового образа жизни на уроках биологии.
Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она – единственный институт, через который проходит все население страны. Главную функцию учебно-воспитательного процесса в школе несет урок. Поэтому я считаю, что знания по сохранению и укреплению здоровья учащиеся получают, в первую очередь, на уроках. В школьной программе биологии имеется курс «Человек и его здоровье», куда включены темы из 3-х наук – анатомии, физиологии и гигиены. Самое большое внимание в этом учебнике уделяется – анатомии, а самое наименьшее – гигиене. Я, как учитель биологии, стараюсь решить это неравенство в пользу гигиены потому, что неблагоприятная экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни и лекарств требуют расширения и углубления знаний гигиены.
Учителя биологии призваны дать детям некоторые знания по сохранению и укреплению здоровья. При изучении каждой темы по гигиене стараюсь максимально углубить теоретический материал. На самом первом уроке провожу «тесты – тренинги»: «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни», «Мое отношение к здоровью». По итогам их тестирования стараюсь проводить дальнейшую беседу. Тесты показывают, что учащиеся не осознают свое «я» и не умеют оценивать свое здоровье. Практика показывает, что они к своему здоровью относятся к нечто чужому, могут совершать необдуманные поступки, принося вред своему здоровью. Моя цель – добиться, чтобы учащиеся постепенно осознали свое «я» и поняли, что никто, кроме них самих о их здоровье заботиться не будет.
После изучения каждой темы провожу уроки здоровья. Наиболее удачными считаю проведенные мною уроки «Как стать красивым и здоровым». Урок проведен после изучения темы «Опора и движение». Главной задачей этого урока считаю раскрытие значения двигательной активности для сохранения здоровья.
На этом уроке каждый показывал специальные упражнения для формирования правильной осанки, по профилактике плоскостопия. К концу урока мы пришли к выводу, что красота тела зависит от правильного развития скелета.
-22-
В разделе «Кровь» и «Кровообращение», когда рассматриваем тему «Движение крови по сосудам», измеряем кровяное давление с нормальным АД, предложенным по формуле Синяковой А.Ф.
САД= 1,7 х возраст + 83
ДАД =1,6 х возраст + 42
Если имеются учащиеся с повышенным АД (гипертензия) или с пониженным АД (гипотензия), то рассматриваем, какие факторы могут вызвать нарушение АД.
После изучения этой же темы, наряду с рассмотрением сердечно-сосудистых заболеваний, говорим об отрицательном влиянии гиподинамии.
В ходе изучения темы «Дыхание» рассматриваем воздушно-капельные инфекционные заболевания по плану:
а) источник заражения; б) пути передачи; в) первые признаки;
д) первая помощь (если она возможна); е)профилактика заболевания. Более подробно рассматриваем болезнь «Грипп», т.к. заражаемся ею, не соблюдая правила личной гигиены и не зная меры профилактики. Этот урок проходит в форме встречи с врачом – фтизиатором, где он подробно рассказывает о данном заболевании и о мерах профилактики. К уроку учащиеся приносят рецепты нетрадиционной медицины по лечению гриппа, применяемые дома родителями, бабушками. Таким образом, учащиеся становятся не только пассивными слушателями, но активными участниками урока.
По теме «Пищеварение» рассматриваю такие вопросы:
Рациональное питание.
Долгожительство.
Голодание.
Защита от радиоактивных элементов.
Ботулизм.
Лептоспироз.
Дизентерия.
Холера.
Аппендицит.
Влияние фтора на зубы.
Также дети знакомятся с такими заболеваниями, как гастрит, ожирение, диабет, злокачественные опухоли, которые во многом обусловлены неправильным питанием. На этих же уроках учащиеся составляют ежедневные рационы питания.
-23-
Тему завершает урок-конференция на тему «Рациональное питание и здоровье человека», в котором рассматриваем такие вопросы: «Значение включения овощей и фруктов в рацион питания», «Соль и ее влияние на организм», «Сколько потреблять сахара», «Нужно ли снижать потребление жиров», «Искусственная пища».
Конференция завершается проведением тестовой проверочной работы, в которой вопросы составлены именно по укреплению здоровья.
Об обработке раны, столбняке, угрях, грибковых заболеваниях, чесотке, влиянии солнца на организм, педикулезе; о пользе бани для здоровья говорим при изучении темы «Кожа». На обобщающий урок приглашаются дерматолог, косметолог, которые рассказывают о влиянии на кожу косметики, какие кремы можно применять в подростковом возрасте, о красоте ногтей, волос.
Часто при изучении отдельных тем провожу сюжетно-ролевые игры: например, один ученик выступает в роли врача, а другой – пациента. Пациент задумывает какое-либо заболевание, врач, задавая ему вопросы, должен поставить правильный диагноз.
Очень большие споры вызывает изучение темы «Размножение и развитие», не секрет, что многие учителя – биологи оставляют эту тему на самостоятельное изучение. Но именно при изучении этой темы учащиеся должны получить необходимые сведения о распространенности, симптомах заболеваний, передающихся половым путем, и мерах профилактики.
После изучения анатомии по данной теме я приглашаю медицинских работников для проведения с учащимися беседы по темам: ЗППП, где рассматриваем и СПИД.
Также очень важно, чтобы учащиеся овладели приемами оказания первой медицинской помощи пострадавшему. Для этого провожу с ними практические занятия, на которых ребята учатся оказывать друг другу различные виды помощи; накладывают шину, жгут, обрабатывают рану, оказывают помощь при ожогах и обморожениях.
При изучении всех тем беседуем о влиянии курения и алкоголя на здоровье человека.
После изучения темы «Высшая нервная система» проводим урок «Вредные привычки и их последствия».
Цель этого урока – сформировать у учащихся четкие представления о последствиях влияния вредных привычек на здоровье человека, семьи и нации.
-24-
На этом уроке обсуждаем следующие вопросы:
Что такое привычка?
Какие полезные и вредные привычки вы знаете?
Почему привычку курить считают большим злом не только для самого курильщика, но и для окружающих?
Как относились к курению и курильщикам наши предки?
Почему в Древней Греции употребляли только разбавленное водой вино, а в Древнем Риме употребление вина разрешалось лишь с 35 летнего возраста?
На занятиях стараюсь использовать яркие убедительные примеры из научной, художественной литературы и из жизни. Если остаются не рассмотренные вопросы, та или иная тема вызывает интерес учащихся, предлагаю им книги из библиотеки, статьи из журналов и газет.
На своих уроках стараюсь убедить учащихся в большой роли самого человека для сохранения собственного здоровья.
Таким образом, возможности уроков биологии по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни большие. Важно каждому учителю осознать это серьезно и творчески подойти к этому вопросу.
-25-
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Международные исследования последних лет показывают, что российские школьники владеют предметными знаниями на довольно высоком уровне, но не умеют применять их в реальных жизненных условиях.
В связи с этим задания по формированию естественнонаучной грамотности должны быть направлены на умение интерпретировать теоретические данные и использовать научные доказательства для получения выводов, на понимание особенностей методов естественнонаучного исследования. Обучающиеся должны уметь аргументированно объяснять явления и события. Чтобы успешно справляться с этой задачей, нужно уметь применять предметные знания.
Надо сказать, что современные УМК преимущественно обеспечивают возможность формирования компетенций естественнонаучно грамотного человека. Большинство заданий основываются на жизненных ситуациях.
Требования ФГОС воплотились в УМК по биологии линии «Алгоритм успеха», особенностью которого является большое количество иллюстраций с опытами, различных таблиц, наличие отрывков из литературных произведений, предложены варианты экспериментов, есть ссылки на источники, содержащие дополнительную информацию. Особое внимание уделяется вопросам экологической направленности, составляющих существенную долю в заданиях PIZA.
По словам родителей обучающихся, им непривычно видеть учебник, в котором практически отсутствует привычный для них фактологический материал. Школьники же воспринимают такое пособие без удивления и достаточно успешно справляются с решением поставленных учебных задач.
Например, в учебнике для 6 класса представлен опыт Дж. Пристли. На картинке изображены два стеклянных колпака, в одном из которых находится мышь с живым растением, а в другом - мышь без растения. Ученикам предлагается пояснить, какое открытие сделал учёный. При этом обучающимся предлагается познакомиться со следующим текстом учебника: «Один английский физик в конце XIX века подсчитал, что через 500 лет кислород на Земле будет весь полностью поглощён и все погибнут, потому что дышать будет нечем». Это уже повод организовать на уроке небольшую дискуссию и предложить обучающихся высказаться «за» или «против» данного вывода. Таким образом, формирование активной гражданской позиции, опирается на естественнонаучную грамотность учеников.
-26-
Переход от пастбищных пищевых цепей к детритным позволяет задать проблемный вопрос о том, куда исчезает опавшая листва. И обучающимся приходится привлекать свои знания о «разрушителях» органических веществ.
Каждый второй параграф УМК называется вопросительным предложением. Например: "Почему всем хватает места на Земле?" Семь миллионов икринок самки трески, 2000 икринок самки лягушки и пять триллионов потомства от одной пары мух в год! И вот борьба за существование и естественный отбор в курсе 6 класса языком реальности.
Проблемный вопрос часто возникает не в учебнике, и не содержится в заданиях, а зависит от умения педагога правильно сформулировать учебную задачу, своевременно и грамотно применить её в течение урока.
Примером того, насколько мы не умеем применять наши теоретические знания в жизни, стала трагическая история молодых людей, погибших в бассейне с «сухим льдом».
Почему так получилось? Возможно, имеющиеся знания о не ядовитости углекислого газа, о его использовании при производстве газированных напитков и мороженого отодвинули на второй план факты о существовании знаменитых «Собачьих пещер» и «Долины смерти», о которых рассказывается в каждом учебнике химии 9 класса.
Готовые учебники, развивающие функциональную грамотность учащихся, - отличное подспорье для педагога, но я соглашусь с высказыванием академика РАО В. С. Лазарева, который сказал: «…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся…, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменен способ обучения».
-27-
Практико-ориентированное обучение при изучении биологии
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу
Свою методику мне бы хотелось начать с вопросов: кто помнит свои уроки биологии в школе? А что именно вы помните с этих уроков?
Я уверена, вам больше всего запомнилась практическая работа. А почему? И это не случайно. Все, что делается самим человеком и своими руками, имеет результат, эмоционально окрашено и запоминается надолго.
Предмет нашей гордости - большой объем знаний - в изменившемся мире практически потерял ценность, информация стала легко доступной, а объем ее в мире постоянно растет. Необходимыми становятся не сами знания, а их применение. Но еще важнее научиться добывать информацию, интегрировать её. И то, и другое – результат практико-ориентированной деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности учителя. Учебник дает теоретические знания, а реальность требует умений применить эти знания.
И, на мой взгляд, решение данной проблемы является применение в школьном образовании практико-ориентированного обучения, к которому я пришла в результате своей педагогической деятельности. Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом опыте, опыте других педагогов-новаторов, требованиях современного образовательного стандарта.
Стандарт ориентирован на становление целого ряда личностных характеристик выпускника, среди них: заинтересованность в познании мира; умение ориентироваться в мире профессий; способность осознавать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы, формирование у них широкого научного мировоззрения, готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
В чем особенность такого обучения?
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения детьми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач.
-28-
Основная цель такого обучения - формирование у школьников умений, необходимых в разнообразных сферах жизни, и осознание того, где, как и для чего можно применить полученные знания на практике, а также и в повседневной жизни.
Актуальность применения практико-ориентированного обучения объясняется следующим:
• значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;
• развивается устойчивый интерес ученика к обучению.
Кроме того, система практико-ориентированного обучения интегрирует в себя элементы и традиционного обучения, и проблемного, и личностно-ориентированного, и других систем преподавания предмета.
Своей задачей применения данной методики преподавания считаю, помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной думать и действовать.
В своей педагогической деятельности я выделила несколько основных направлений практико-ориентированного обучения учащихся при изучении биологии:
- через содержание учебного материала;
- через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Применяю разнообразные формы организации учебной деятельности, но хочу выделить такие формы, как уроки, экскурсии, практико-ориентированные и исследовательские проекты, сетевое взаимодействие.
-29-