12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баскаева Ф.Ю.53
Я являюсь концертмейстером по народной (кавказской) хореографии. Играю на осетинской гармони. Стаж работы более 30 лет.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

 

 

 

 

 

 

 

Система работы

в детском ансамбле народного танца

(методические рекомендации)

 

 

 

Исполнили:

педагог дополнительного образования

Кораева М.Р.

концертмейстер

Баскаева Ф.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2024г

Система работы в детском ансамбле народного танца

 

Народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие народного танца тесно связано со всей историей народа.

Танец, имевший в древности религиозно-магический смысл и исполнявшийся с определенной целью по религиозным праздникам, со временем, отделившись от обрядов, утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий радостное настроение. На протяжении многих сотен лет народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки — форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и т. д.,— признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью. Поэтому народный танец всегда современен. И в наше время мы исполняем фольклорный танец с учетом современного уровня развития человека, невольно привнося в него современный жест.

Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания подрастающего поколения. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Знакомясь через танец с культурой других народов, ребенок проникается уважением к его традициям. Народный танец развивает у детей положительные эмоции радости бытия, обогащает танцевальный опыт ребенка разнообразием ритмов и пластики. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Воспитание исполнителя народного танца - процесс длительный, требующий от педагога и от тех, с кем он проводит занятия, большого каждодневного труда. Надо сказать, что процесс подготовки исполнителя народного танца является сложным по той причине, что передача хореографического материала от учителя ученику происходит «с ноги», то есть основным методом обучения является демонстрация движения педагогом.

Исполнительское мастерство танцора - явление многогранное, состоящее из множества слагаемых – умений и навыков, формирование которых происходит в процессе достаточно длительного обучения и зависит не только от усилий педагога, но и от природных способностей человека. Наиболее важная составляющая – точность исполнительской техники танца. Где нет точно отработанной техники танца, там не может быть подлинного искусства. И никакой высокохудожественный идейный замысел, и увлекательный сюжет не могут заменить собой точность исполнительской техники. Проникновение во все «тайны» точной техники танца начинается с первых шагов обучения на основе строжайшего принципа - от простого к сложному. Поэтому приступать к изучению каждого последующего, более сложного движения можно только тогда, когда все предшествующее будет достаточно точно освоено и отработанно учащимися. Не менее важно добиваться того, чтобы учащиеся точно согласовывали ритм своих движений и музыки, точно распознавали характер и тональность музыки. Развитие у ребенка музыкально – ритмических навыков – основополагающее условие обучения технике танца. Несомненно, что чувство ритма и музыкальный слух заложены в каждом от природы в разной степени, но они поддаются развитию при грамотно построенной репетиционной работе. Другая необходимая составляющая технического мастерства танцора – тренированный мышечный аппарат. Мышцы - прочный инструмент будущего исполнителя. Чтобы мышцы обрели достаточную силу, выносливость и подвижность, необходимо заниматься регулярно трижды в неделю не менее двух академических часов на протяжении всего курса обучения. Работать надо и над дыханием: тренировать дыхательный аппарат и правильно распределять дыхание во время исполнения танца.

Успешность обучения танцевальному искусству зависит и от развитости психических процессов – внимания, памяти, особенно моторной, собранности, эмоционально – волевых качеств. Педагог должен воспитывать в ученике дисциплину, ответственность, чувство коллектива.

Важным в процессе подготовке исполнителя является развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного народного танца.

Методика проведения репетиционной работы в хореографическом коллективе достаточно хорошо разработана.

Продолжительность каждого занятия в детском хореографическом коллективе зависит от возрастной группы:

• для малышей, подготовительных групп продолжительность занятия – дважды по 30 минут с перерывом 10 мин;

• для младшей группы и средней - дважды по 45 мин с перерывом 10 мин;

• для старшей и подростковой группы постановочны и репетиционные занятия могут увеличиваться до трех 45 мин отрезков с перерывом 10 мин.

В этот отрезок времени входят - разогрев, учебно - репетиционная работа и постановочная работа.

Как правило, занятие строится по следующей схеме.

1часть - вводная, она занимает 5 минут. Её задача - организовать внимание детей, создать рабочее настроение и обстановку.

2 часть - разогрев детей, она нужна, чтобы ввести их мышцы в рабочее состояние, продолжительностью 15 минут. Как правило, используются упражнения на общую физическую подготовку.

3часть - учебно-репетиционная. Её задача - разучивание новых элементов, отработка и закрепление пройденного материала. Состоит из упражнений классического тренажа и элементов народно-характерного танца.

4 часть - постановочная. В этой части занятия ставятся новые номера и репетируются уже имеющиеся номера в репертуаре, происходит работа над фрагментами, композициями и этюдами.

При проведении занятий необходимо учитывать и соблюдать следующие правила:

1) Показ движений должен быть в полную ногу и в полную силу, что бы дети видели наглядно, как должно исполняться движение.

2) При показе любого движения необходимо доходчивое объяснение.

3) Любое занятие должен строиться с учётом «внимания» и «отдыха».

4) Необходимо давать детям возможность для импровизации

6) Не перегружать детей и давать им возможность ослабить внимание лёгкими паузами или исполнением знакомых движений.

7) При показе образных движений надо обсуждать эмоциональную окраску этого образа.

Постановочная работа- индивидуально неповторимый, творческий процесс создания хореографического произведения, имеющий определённые закономерности, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая серию репетиций по созданию новых произведений, по поддержанию высокого художественного уровня имеющихся хореографических номеров и постоянному росту исполнительского уровня участников коллектива. Балетмейстерская деятельность является одним из сложнейших аспектов профессиональной работы хореографа и имеет доминирующее значение в работе руководителя танцевального коллектива. Постановочная работа сопряжена с образным мышлением и творческим воображением. Кроме того, она требует от руководителя коммуникативных, организаторских способностей, а также педагогических и репетиционно - постановочных навыков.

Работа в коллективе по созданию нового хореографического произведения всегда ведётся в нескольких направлениях.

1. Первое направление включает в себя индивидуальную работу постановщика по созданию хореографического произведения, которая включает в себя - формирование идеи и замысла; подбор музыкально-хореографического материала; стадию построения драматургической линии хореографической композиции; разработка композиционного плана.

2. Второе направление охватывает работу постановщика с музыкальным руководителем или концертмейстером коллектива по созданию музыкальной партитуры, и с художником, создающим сценические костюмы к будущему танцу. Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа.

3. Третье направление предполагает непосредственную работу с коллективом при создании хореографического произведения, куда входят беседы и рассказы о будущей хореографической постановке и период самой постановочно-репетиционной работы с исполнителями. Такие беседы необходимы для детей, так как они создают яркую картину действия, воспитывают чувство причастности к творческому процессу, ответственность за конечный результат и вырабатывают дух коллективизма.

Основными критериями при подборе хореографического материала для будущей постановки являются:•

возрастная градация коллектива;

художественно-технический уровень коллектива и степень исполнительских возможностей его участников;

возможности сценического воплощения номера.

При постановочном процессе хореограф должен исходить из психолого-возрастных особенностей группы или коллектива. Однако, несмотря на разницу возрастных групп при постановочном процессе необходимо придерживаться общих определённых требований

• для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра:

• создаваемые номера должны отличатся по форме и по составу исполнителей;

• при постановочном процессе необходимо работать двумя составами, что позволит занять всех участников коллектива.

У каждого хореографа вырабатывается своя индивидуальная манера постановки и своя методика построения постановочно-репетиционного процесса. Однако это не исключает необходимости знания системы различных методов, средств и форм постановочного процесса.

Методика постановочной работы может быть различной. В традиционной методике используют словесные, наглядные и практические методы:

• словесные методы основываются на объяснении, рассказе и беседе;

• наглядный метод является одним из решающих при постановочном процессе, так как основывается на стремлении детей подражать педагогу, он заключается в показе хореографического материала.

• практический метод включает в себя самостоятельное исполнение хореографического текста.

Сама схема постановочного процесса может быть разной.

Первый вариант - постановка номера - с выхода и до финала. Как правило, этот вид постановочного процесса используется при переносе готового хореографического номера на другой состав, или если балетмейстер полностью сочинил композицию.

Второй вариант - поэтапный постановочный процесс, в котором идёт разучивание основных и наиболее часто встречающихся движений; затем объединение их в комбинации и в этюды. Разводка по рисункам с включением комбинаций. В таком варианте возможны изменения в лексике и рисунках.

Однако при всех вариантах разученный материал необходимо повторить множество раз, чтобы закрепить в памяти.

На постановку одного сценического номера тратится достаточно много времени и сил, в процессе его создания идёт формирование эстетического вкуса. Восприятие танца, его образа (одновременно и слуховое, и зрительное, и эмоциональное) связано с определённой подготовкой к ассоциативному мышлению, которое необходимо развивать у детей. Но художественного впечатления достигает лишь танец, несущий в себе интересный, индивидуальный облик.

Работа над художественным образом танца начинается с беседы. Педагог-хореограф рассказывает детям об исторических корнях танца, его значении для наших предков, ритуальных или обрядовых смыслах, особенностях эмоциональной окраски и взаимоотношениях партнеров в процессе исполнения. Желательно организовать просмотр видеозаписи исполнения танца ведущими детскими и взрослыми хореографическими коллективами. В процессе разучивания педагог обращает внимание на соответствие образа танца исполнительским возможностям коллектива.

Наиболее часто исполняемые детскими хореографическими коллективами нашей республики осетинские танцы – это симд, хонга, зилга, горский, девичий, молодежный. Попробую дать характеристику каждому их них.

Старинный танец «Симд» по праву считается вершиной осетинской народной хореографии. «Симд» неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что нарты «соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы. В старину этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. В танце принимало участие население не только одного села, но и всей округи. Количество танцующих достигало 200 и более человек.

В традиционном быту осетин существовало несколько разновидностей этого танца. Еще в конце XIX века был распространен мужской вариант «Симда» с откровенной демонстрацией силы и удали его исполнителей. Один из лучших знатоков танцевального фольклора осетин М.С. Туганов отмечал, что мужской вариант «Симда» был известен под названием «Нæртон симд». Танцевали его обычно под новый год вокруг зажженных костров мужчины 35-40 лет, отличавшиеся силой и ловкостью. Одна группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу. Каждый из них держал за пояс рядом стоящего партнера. Вторая группа мужчин взбиралась им на плечи. Они также держали друг друга за пояса, образуя наверху второй круг. Запевая песню, живая двухъярусная башня начинала медленно двигаться вокруг костров то в правую, то в левую сторону. Сейчас это вариант симда есть в репертуаре ведущих хореографических коллективов республики.

«Симд», в котором танцуют и мужчины, и женщины, более распространен в наши дни и отличается органической слаженностью, композиционной завершенностью, строго регламентированной последовательностью танцевальных элементов и высокой зрелищностью, формировавшихся на протяжении длительного времени. Рисунок танца традиционен, хотя он в известной мере и определяется искусством импровизации ведущей пары. «Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений.

«Хонга кафт» - танец –приглашение. Один из самых распространенных и популярных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет. В старину танец - приглашение исполнялся только одной парой, позднее – двумя парами. Сейчас в сценических постановках – до 4 пар. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной. Юноши исполняли танец также плавно, но четко и мужественно. Юноша танцует на почтительном расстоянии от девушки и не сводит с нее взгляда. Танец девушки – плавный, женственный и грациозный. Она двигается по противоположной стороне круга, повернувшись лицом к юноше, с гордой осанкой и опущенными глазами. Движения танцующих сдержаны и строги.

«Зилга кафт» - круговой парный танец. «Зилга кафт» - старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого танцевального мастерства, ловкости и виртуозной техники. «Зилга кафт» - парный танец, исполняющийся юношей и девушкой по кругу, отчего и пошло название. Юноша «преследует» девушку, она от него ускользает. Танец отличается большим количеством резких поворотов. Включает в себя три части – парную, исполняемую в более умеренном темпе, сольный танец юноши, когда девушка стоит на месте и хлопает в ладоши, и завершающий танец юноши и девушки. Темп танца меняется от плавного и сдержанного к быстрому и стремительному. Исполняется на высоких полупальцах.

«Девичий» исполняется группой девушек. Плавный, грациозный, нежный танец. Часто присутствует вариант исполнения с кувшинами.

«Молодежный», как правило, исполняется и юношами, и девушками. Танец представляет своего рода состязание между ними и исполняется в быстром темпе. В дни народных праздников и на различных семейных торжествах молодежь соревновалась в лучшем исполнении танца, демонстрируя пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках. Присутствуют сольные и групповые выходы, когда танцующие показывают свое мастерство в исполнении сложных элементов и даже трюков (юноши). Части, исполняемые юношами и девушками, чередуются и в конце они объединяются в пары и танцуют вместе.

Особую сложность для хореографа представляет постановка сюжетного танца. Необходимо не только придумать сюжет и способы его воплощения в танцевальном полотне, но и добиться от танцующих актерских приемов, мимики, выразительности. Для этого нужно объяснить участникам танцевального коллектива замысел танца, его сюжет, роли, сделать их соучастниками процесса создания танца. Если в основе лежит старинный обряд, традиция, надо рассказать о его значении. Если требует сюжет – продумать костюмы, реквизит. При подборе исполнителей нельзя выбирать скованных, «зажатых» детей, лучше опираться на тех, кто обладает большим артистизмом.

 

 

В заключение хочется отметить, что занятия народным танцем в наше время приобретают огромное воспитательное значение. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на сохранение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все большую значимость. Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей нашего народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.

Народный танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека. Народная хореография имеет также огромное значение для физического развития. Систематические занятия народным танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению.

Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в педагог в ребенке формирует чувство родины, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

 

 

 

 

 

Используемая литература

1. Богданов, Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 192с., ил., нот.
2. Богданов, Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 144с., ил., нот.
3. Богданов, Г.Ф. Работа над танцевальной речью: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 160с., ил., нот.
4. Нилов Вячеслав Николаевич. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников (Теория и практика): Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1998. - 214 с.
5. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л. Е. Пуляева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. - 80 с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.