Статья «Система внутришкольной методической системы ОУ (из опыта работы)»

2
0
Материал опубликован 12 July 2023 в группе

Система внутришкольной методической работы ОУ

(из опыта работы)



Содержание

Актуальность проблемы

2

1.Инновационная деятельность

4

2. Методическая служба ОУ

5

2.1. Функции методической работы

5

2.2. Структура методической службы ОУ

6

3. Методический совет

7

3.1 Содержание и планирование методической работы

7

4. Методическое объединение учителей

8

5. Социально-педагогическая служба, психолого-педагогическая служба, библиотечно-информационная служба

9

6. Творческие группы

10

Работа творческой группы «Повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участниками»

Пищулина О.Н. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Из опыта работы МО учителей математики

10


11


Виртуальный методический кабинет

15

Система повышения качества работы педагогов.

16

Курсы повышения квалификации педагогов

16

Школа молодого педагога (наставничество)

17

Аттестация педагогических работников

17

Самообразование педагогов

18

Обобщение педагогического опыта

19

Пищулина О.Н. Метод творческих проектов учащихся в системе непрерывного преподавания курса информатики и ИКТ

20

Распространение педагогического опыта

24

Методическая продукция

25

Сетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации

26












Актуальность проблемы

Основной целью модернизации Российского образования является достижение совершенно нового качества образования, которое отвечает новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития.

Сегодня требуется, чтобы школа воспитывала готовность человека к «инновационному поведению». Важно не только дать ребенку предметные знания и навыки, но и вооружить его универсальными способами действий, которые помогут ему в современном обществе.

Любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессиональной педагогической компетентности педагога, встает вопрос о необходимости развития педагога, совершенствования его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоения современных педагогических технологий.

Авторы государственного образовательного стандарта, прописывая требования к учителю, отметили, что он должен быть не просто «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Ни для кого не секрет, что наиболее ценным кадром для любого образовательного учреждения является педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства, так как за годы работы он научился решать и простые, и трудные профессиональные задачи, обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Такие кадры терпеливо выращивает каждое образовательное учреждение.

Связующим звеном между деятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом является методическая работа.

Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая служба. Поэтому очень важно правильно построить методическое пространство образовательного учреждения, обеспечить нормативно-правовую базу методической работы, правильно организовать методическое сопровождение образовательного и воспитательного процессов.

Актуальность выбранного направления обозначена также в федеральном государственном образовательном стандарте, в профессиональном стандарте педагога, согласно которым новые требования к школьному образованию предполагают, в первую очередь, изменения в организации, содержании, технологиях и масштабе подготовки педагогов.

Профессиональный стандарт педагога призван:

- повысить качество образования;
- улучшить подход к оценке труда педагога;

- увеличить свободу и ответственность педагога;

- мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Будучи основной и самой продолжительной ступенью образования, школа становится ключевым звеном обеспечения нового качества образования, а главной фигурой, реализующей основные направления модернизации, остается педагог. Насыщение системы образования высококвалифицированными кадрами, с новым уровнем личностного и профессионального развития, новым содержанием, дополнительными характеристиками, педагогическими умениями – одно из условий решения поставленных перед образованием задач.

Инновационная работа ОУ по моделированию системы методической работы направлена на повышение уровня профессиональных компетенций учителя и, как следствие, применение новых подходов к обучению и воспитанию школьников, активное использование исследовательских, опытно-экспериментальных, информационно-коммуникативных, деятельностных методов обучения.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Хорошо продуманная модель методической работы может обеспечить профессиональную готовность педагогического коллектива к реализации новых требований к качеству образования.



Инновационная деятельность

Пt1689194638aa.jpg од инновационной деятельностью понимается деятельность школы, педагогов, их объединений, направленная на освоение образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций, а также на внедрение в практику результатов экспериментальной работы муниципальных, региональных, федеральных экспериментальных площадок. К инновационной деятельности методическим советом школы может быть отнесена работа по внедрению в учебный процесс принципиально нового школьного предмета.

Основное назначение педагогической инновационной деятельности – создание новой образовательной практики.

Результатом инновационной деятельности являются полученные в ходе целенаправленной педагогической деятельности спрогнозированные изменения педагогического процесса, содержания образования и воспитания.

Для работы по направлению «Моделирование системы внутришкольной методической работы» приказом директора была создана группа учителей-инноваторов, деятельность которой регламентировалась Положением об инновационной деятельности ОУ. Среди педагогов, входящих в состав данной группы были распределены направления работы по моделированию системы методической работы ОУ, составлен план работы. Также в качестве итога работы был определен следующий продукт деятельности - модель методической системы, представленная в виде сайта методической службы ОУ.



Методическая служба

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Функции методической работы

Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.



Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура, которая выглядит таким образом:

t1689194638ab.png



Методический совет

Мt1689194638ac.jpg етодический совет занимает один из основных уровней в структуре управления школой. Он выстраивает стратегию, план действий, и тактику, подбирает средства и приемы для достижения цели деятельности педагогического коллектива. Исходя из этого, методический, т.е. строго последовательный, систематический, точно следующий плану, совет, выстраивает стратегию и тактику повышения научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя.

Методический совет:

определяет вопросы для рассмотрения на заседаниях методических объединений;

планирует реализацию методических инициатив;

разрабатывает и обсуждает общую программу методической работы в шко­ле.

Таким образом, методический совет – это проявление кол­легиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфе­ре управленческой деятельности, какой является повышение про­фессионально-педагогической культуры каждого учителя школы.

В начале учебного года приказом директора была утверждена структура методической службы ОУ, определен орган, курирующий данное направление – методический совет, утверждено положение о методическом совете, назначено ответственное лицо за методическую работу – заместитель директора по методической работе, а также определены функциональные обязанности данного должностного лица.


Содержание и планирование методической работы

Главная цель работы методической службы ОУ – это повышение качества образовательного процесса, оптимизация управления образовательным процессом, создание условий для развития творческой инициативы педагогов. Цели и задачи, поставленные в данном учебном году, были сформулированы в результате анализа методической работы за прошлый учебный год:

Основная цель: повышение уровня образования, создание условий

для самореализации педагогов и учащихся.

Задачи методической работы:

Повышение качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование ключевых компетенций учащихся. Повышение результативности сдачи ГИА.

Совершенствование информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Повышение квалификации и аттестация педагогических работников.

Повышение педагогического мастерства учителей через различные формы методической работы.

Организация проектной инновационной деятельности.

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися. Активизация творческой, исследовательской деятельности педагогов и учащихся.

На основе готового плана работы ОУ был составлен план работы методической службы ОУ, определена методическая тема ОУ: «Урочная и внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в центре образования»

Нормативно-правовое обеспечение деятельности методического совета:

положение о методическом совете;

приказ о назначение ответственного за методическую работу;

функциональные обязанности ответственного за методическую работу.

Содержание и планирование методической работы:

анализ работы за предыдущий учебный год;

методическая тема и план работы на новый учебный год.




Методическое объединение учителей

Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим руководство учебно-воспитательной работой по одному или нескольким учебным предметам, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой.

Школьное методическое объединение – коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Школьное методическое объединение (ШМО) – это объединение педагогов, преподающих один предмет или несколько предметов в рамках одной образовательной области.

Целью деятельности ШМО является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды формирования и развития личности учащихся, практического решения проблем межпредметных связей, осуществления преемственности между ступенями обучения.

В работе методических объединений через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;

освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности; организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;

создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда; изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;

обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

В нашем ОУ созданы и функционируют 8 предметных методических объединений: МО учителей русского языка и литературы, МО учителей математики и информатики, МО учителей естественнонаучного цикла, МО учителей иностранного языка, МО учителей физической культуры и ОБЖ, МО учителей эстетики и технологии, МО учителей начальных классов, МО учителей общественных наук.

Нормативно-правовая база деятельности МО: положение о методическом объединении, должностные обязанности руководителя МО, положение о предметной неделе.

Каждое методическое объединение имеет свой план работы. В соответствии с общей темой школы выбираются темы работы МО и самообразования учителей.





Социально-педагогическая служба, психолого-педагогическая служба, библиотечно-информационная служба



Социально-педагогическая служба, психолого-педагогическая служба, библиотечно-информационная служба входят в состав методической службы, их работа регламентируется соответствующими положениями.





Творческие группы

В рамках работы инновационной площадки фокус-группы были созданы три творческие группы:

Повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участников;

Преемственность в обучении между начальной и основной школой и основной и старшей школой;

Работа с одаренными детьми.

Работа творческих групп регламентировалась Положением о творческих группах.


Работа творческой группы «Повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участников»

Повышение качества образования – одна из основных задач современной школы.

Качество образования – важный показатель деятельности ОО во все времена. Однако образование меняется, и появляется необходимость постоянного переосмысления целей и задач в новом контексте.

Кt1689194638ad.jpg ачество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, педагогического коллектива, организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования — это также востребованность полученных знаний для достижения успешности выпускника.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования. В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Из чего складывается качество образования?

из высокого уровня профессионализма педагогов;

из создания комфортности в обучении школьников;

качества обученности школьников;

соблюдение санитарно-гигиенических норм;

из материально-технического обеспечения школы.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях?

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

В начале учебного года был составлен план работы творческой группы, определен ее состав, назначен руководитель. Основным направлением деятельности творческой группы стало повышение качества знаний при работе с маломотивированными обучающимися, данный вопрос был поднят на педагогическом совете. Итоги работы творческой группы были оформлены в виде Методических рекомендаций «Повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участникам» (из опыта работы МО учителей математики и информатики).


Повышение учебной мотивации – это учить детей так,

чтобы им захотелось учиться. Из опыта работы МО учителей математики

Автор: Пищулина О.Н., руководитель МО учителей математики и информатики МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 2»


Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся, изучить опыт наиболее успешных учителей в данном направлении, побуждение учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.

Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости к концу учебного года улучшилась. Но несмотря на это, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Контроль за качеством знаний в нашей школе находится в системе. Регулярно проводится мониторинг показателей качества знаний в целом по классам, по отдельным учителям-предметникам, по отдельным предметам и направлениям. По полученным данным также проводится анализ информации. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно обращаться внимание всех участников образовательного процесса. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности.

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?

Вдумайтесь в эти слова.

Сухомлинский В.А.: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».

Киплинг Р. писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.

Успех каждого учителя в работе в этом направлении зависит от следующего:

Качественная подготовка к уроку. Здесь начинает закладываться успех ученика. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению.

Психологический настрой на урок, на процесс обучения. Это одна из составляющих здоровьесбережения наших учащихся.

Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности, учащихся на уроках и внеурочное время.

Одно из самых главных ценностей качества образования его индивидуализация.

Использование инновационных технологий.

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь человеку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.

Основные правила работы учителя для повышения качества знаний, обучающихся:

Личностно-ориентированный подход.

Создание ситуации успеха.

Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.

Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.

Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.

Вовлекать родителей в учебный процесс.

Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной

деятельности.

Обучение через диалог.

Обучение через интерес.

Психологическое единство с классом.

Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.

Мотивация познавательной деятельности.

Дифференциация заданий.

15.Разнообразие форм организации учебного процесса.

Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

Апробируя данную модель работы по повышению качества знаний, обучающихся на примере работы МО учителей математики и информатики, можно сделать следующий качественный анализ.

t1689194638ae.gift1689194638af.gif


t1689194638ag.gift1689194638ah.gif


t1689194638ai.gift1689194638aj.gif


Вывод:

Качество знаний по математике обучающихся 5-9 классов выросло на 39% за 3 триместр (март – апрель, оценка за 3 тримест бралась по среднему баллу в электронном журнале), отдельно в 9-ых классах снизилось на 11%.

Качество знаний по математике обучающихся 10-11 классов выросло на 33% за 2 полугодие (январь – апрель, оценка за 2 полугодие бралась по среднему баллу в электронном журнале), отдельно в 11-ых классах - на 20%.



Виртуальный методический кабинет

В условиях активного внедрения ИКТ в образование основной особенностью, определяющей качество информатизации ОУ, является качество использования ИКТ в образовательном процессе школы, которое характеризуется не столько наличием принтеров, компьютеров, сканеров в школе, сколько их реальным системным использованием на всех ступенях учебно-воспитательного процесса.

ВМК-это одно из важнейших звеньев информационно-образовательной среды, способное обеспечить необходимое качество образования и предоставить необходимые условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

Овладение компьютерными навыками, умение использовать средства Интернет позволяет современному учителю расширять свое информационно-образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях и т.д. К традиционным формам профессионального общения (газеты, журналы, вестники) современные средства коммуникаций добавляют новые формы сотрудничества (электронная почта, телеконференции, чаты, форумы).

«Виртуальный методический кабинет» – это не просто еще одна инновационная форма методической работы. Это многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для учителей к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности. «Виртуальный методический кабинет» позволяет организовать методическое пространство для учителей, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым учителям, дает возможность опытным педагогам поделиться опытом работы.

Данная среда динамично отражает запросы учителей, организует процесс постановки педагогических задач и нахождения путей их решения в режиме профессионального диалога на качественно новом уровне, позволяет раскрыться учителю в профессиональном и общеобразовательном планах, оказывает действенную методическую помощь. Деятельность виртуального кабинета создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность учителей более эффективной. Разноплановая структура виртуального кабинета находится в постоянном процессе развития и наполнения, позволяет каждому учителю найти или сформировать ту образовательную «нишу», в которой он наиболее полно сможет реализовать свои профессиональные запросы и возможности. Формирование виртуального банка нормативной документации и учебно-методических материалов обеспечивает помощь в работе с различного рода документами, способствует распространению передового педагогического опыта.

Такая форма методической помощи актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в школы города и области.

Практика показывает, что реализация таких современных форм компьютерных технологий в системе образования должна быть частью целостной системы и комплекса мероприятий по развитию единого информационно - образовательного пространства.

ВМК начальной школы

t1689194638ak.png

Система повышения качества работы педагогов

Курсы повышения квалификации педагогов

Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности. От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся. Это обуславливает необходимость постоянного повышения квалификационного уровня педагогов. Повышение квалификации представляет собой с одной стороны процесс, а с другой – результат образовательного процесса. Профессиональное обучение педагога входит в систему образования страны, предоставляя возможности реализации права на непрерывное образование, которое можно получать в течение всей жизни, независимо от пола и возраста. Квалификационные курсы можно пройти при наличии конкретного уровня образования. В процессе повышения квалификации происходит удовлетворение человеческих потребностей, в частности образовательных, заключающихся в профессиональном совершенствовании своих способностей, в рамках одного образовательного уровня.

В ОУ составлен перспективный план курсовой подготовки педагогов.


Школа молодого педагога (наставничество)

Нt1689194638al.jpg аставничество -  этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;

• наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

• это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

• наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Перечисленные признаки подтверждают значимость этого метода профессионального становления личности, его действенность и образовательную ценность.


Деятельность ШМП регламентируется на основании положения о наставничестве и положения о школе молодого педагога. С начала учебного года был определен список молодых специалистов и их наставников, разработаны документы, которые должны быть у молодого специалиста (папка молодого специалиста) и наставника (папка наставника).


Аттестация педагогических работников

Аt1689194638am.jpg ттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ).

В ОУ разработаны положения об аттестационной комиссии и об аттестации на соответствие занимаемой должности, составлены планы-графики аттестации на соответствие занимаемой должности и на присвоение квалификационной категории.


Самообразование педагогов

Одним из направлений деятельности методической службы в школе является самообразование педагогов. Работа в данном направлении осуществляется на основании Положения о самообразовании педагогических работников.

Сt1689194638an.jpg амообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего». Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

В рамках методической темы школы «Урочная и внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в центре образования» каждый педагог самостоятельно работает над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью школы и, с одной стороны, способствуют росту личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент работы над единой методической темой.

Школьные методические объединения за прошедший учебный год провели большую работу по самообразованию педагогов, данная работа регламентировалась Положением о самообразовании педагогов. Результаты этой работы представлены в виде различных мероприятий, проводимых как в рамках школы, так и за ее пределами: открытые уроки, классные часы, мастер-классы, методические рекомендации, методические разработки, выступление на ШМО, участие в работе конференций различного уровня.




Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта - это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников.

Иt1689194638ao.jpg зучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт.

Освоение педагогического опыта является одной основных целей работы всей методической службы образовательного учреждения.

В процессе освоения опыта изучаются:

личность учителя — носителя данного опыта;

конкретные условия возникновения и развития опыта;

задачи, решаемые с помощью методик и технологий, накопленных в опыте;

система методов, форм и приемов, составляющих опыт;

педагогические действия, которые составляют суть опыта;

внешние проявления опыта в конкретных условиях данного образовательного учреждения;

продолжительность времени становления опыта.

В рамках данного направления в школе создан банк работ по обобщению педагогического опыта:




Метод творческих проектов учащихся в системе непрерывного преподавания курса информатики и ИКТ

Пищулина О.Н., учитель математики МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 2»

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Э.С. Полат

Что понимается под методом проекта

Мt1689194638ap.png етод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов, - метод проектов, возникший во 2-й половине 19 в. в школах США и получивший освещение в трудах американских педагогов Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрика и Э. Коллинза, основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики.

Выдающийся русский религиозный мыслитель Н.Ф. Федоров еще во второй половине XIX века поддерживал проектирование как метод познания. Он полагал, что человек может познать только им самим сотворенный мир, – мир, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при ее практической реализации. В 1905 году под руководством русского педагога Шацкого С.Т. была собрана небольшая группа исследователей, использующих метод проекта в преподавании.

Одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание, – метод проектов.

Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.

Метод как дидактическая категория - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся (индивидуальную, парную, групповую), осуществляемую в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей

Конечным результатом деятельности над проектом является создание собственной образовательной продукции, что по сути важнее получения информации или простого усвоения знаний. Это ценно и для личности, и для общества, которое нуждается в творцах и деятелях. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми": теоретическая проблема получит конкретное решение, а практическая - видимый результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Одним из продуктов, который создается учащимися в проектной деятельности является создание мультимедийных слайд-фильмов. Преимущество создания авторских презентаций состоит в существенном усилении наглядности процесса обучения. "Детская природа требует наглядности" - писал русский педагог К.Д.Ушинский, и это требование легко может быть удовлетворено средствами компьютерных технологий. Необходимый иллюстративный материал может быть получен разными способами. Самый простой состоит в сканировании картинок, найденных в различных печатных изданиях.

Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

выдвижение гипотез их решения;

обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проекта

Типология проекта.

По доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный, исследовательский.

По предметно-содержательной области – межпредметный.

По характеру координации проекта – с открытой, явной координацией.

По характеру контактов – внутренний.

По количеству участников – индивидуальный.

По продолжительности выполнения – долгосрочный.

Цели проекта.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

формирование умения работать с поступающей информацией;

привитие исследовательских навыков;

получение опыта публичных выступлений.

t1689194638aq.png























Распространение педагогического опыта

Автор (авторы)

Наименование публикации

В сборнике статей, монографии: наименование издательства, года издания, общее количество страниц, указание страниц публикации, ISBN

В электронном издании: указывается режим доступа

Пищулина О.Н.

Методические рекомендации «Пути повышения качества образования в школе» (из опыта работы МО учителей математики и информатики МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 2»


https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-puti-povysheniia-kache.html


Пищулина О.Н.

Презентация к уроку математики «Путешествие в страну Дроби»


https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-puteshestvie-v-stranu-drobi.html

Пищулина О.Н.

Урок алгебры и начал математического анализа «Урок одного уравнения»


https://multiurok.ru/files/urok-po-algebre-urok-odnogo-uravneniia.html

Пищулина О.Н.

Метод творческих проектов учащихся в системе непрерывного преподавания курса информатики и ИКТ.


«Вестник просвещения», педагогическое издание

https://vestnikprosveshheniya.ru/publikacii/na_portale/material?n=12868

Пищулина О.Н.

Тезисы к статье «Ярмарка проектов и творчества "В слове «мы» - сто тысяч «я»". Раздел: Крым: У моря, на юге земли Российской…»

в «Сборнике методических материалов инновационной площадки STEAM-ШКОЛА: от предметно-фундаментального обучения к STEAM-образованию. Из опыта работы» из-во «ТМУАЯ-ПРЕСС, 2020.г, Санкт-Петербург


Пищулина О.Н.

Тезисы к проекту «Подростки и искусство»


в «Сборнике методических материалов инновационной площадки STEAM-ШКОЛА: от предметно-фундаментального обучения к STEAM-образованию. Из опыта работы» из-во «ТМУАЯ-ПРЕСС, 2020.г, Санкт-Петербург



Пищулина О.Н.

Тезисы к проекту «Металлорганические соединения их применение

в медицине и катализе»


в «Сборнике методических материалов инновационной площадки STEAM-ШКОЛА: от предметно-фундаментального обучения к STEAM-образованию. Из опыта работы» из-во «ТМУАЯ-ПРЕСС, 2020.г, Санкт-Петербург






Методическая продукция

Методическая продукция

Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. В ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».

Лt1689194638ar.jpg юбой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи, набранный на компьютере.

К методическим продуктам предъявляются определенные требования:

Методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков.

Издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей.

Издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, либо оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога.

Название должно прямо указывать на его тему и основное содержание.

Содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива.

Если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник.

Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры.

Методическая продукция обязательно утверждается на Методическом совете образовательного учреждения.



Сетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации

Открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

 t1689194638as.jpg      Эти принципы позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных  учреждений, предполагающая  использование современных информационно – телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет.

Актуальность  сетевого  взаимодействия в сфере образования  сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии,  позволяющие  динамично развиваться  образовательным учреждениям. При  сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами  и  инновационными  разработками, а  идет процесс работы  образовательных  учреждений  над совместными  проектами, разработка и реализация совместных программ.

В стремительно развивающемся обществе требования к педагогу постоянно возрастают. Обучающимся требуются учителя, которые могут отвечать их требованиям и могут подготовить их к достижению успеха. Учителю XXI века необходимо обладать следующими качествами:

работа в команде;

использование ИКТ;

наставничество (форма сотрудничества);

новые формы оценивания.

Чтобы шагать в ногу со временем,  современный учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Для этого сейчас существует  много разных возможностей и каждый выбирает для себя наиболее приемлемые. Учитывая возрастающую занятость учителя и быстрое развитие информационных  технологий, всё большую популярность приобретает сетевое взаимодействие.

Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Говоря о сетевом взаимодействии и понимая его так, как это обозначено выше, необходимо указать и преимущества данной формы повышения квалификации над традиционной. Они представляются следующими:

проявление собственной инициативы;

коллективная поддержка и оценка своей инициативы;

участие в поддержке и оценке других инициатив;

участие в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);

участие в формировании общих критериев эффективности деятельности, представление совместной деятельности;

участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

Из данного перечня видно, что в основе сетевого взаимодействия лежит проявление собственной инициативы: педагог сам определяет, в какой именно сфере деятельности он хотел бы участвовать, чему научиться, какие проблемы обсуждать или найти способ решения их, а так же какой форме сетевого взаимодействия он отдаст предпочтение.

Взаимодействие педагогов организуется по разным направлениям:

организация информационно-методической поддержки педагогов с использованием различных Интернет - технологий. Это позволяет организовать общение педагогов, в ходе которого открыто и квалифицированно решаются многие профессиональные вопросы, при интерактивном общении идет интенсивный обмен педагогическими находками;

создание хранилища учебно-методических материалов. Данное направление методической работы позволяет систематизировать информацию о педагогическом опыте в разных направлениях, обеспечивает открытый доступ к полезным ресурсам сети Интернет;

личные  блоги и электронные портфолио педагогов – относительно молодой компонент. На создание блогов педагогов подвигли различные конкурсы, в рамках федеральных сетевых сообществ. Это направление считается очень перспективным

Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские. Такая форма обучения имеет много положительных моментов:

обучение идёт без отрыва от работы, семьи;

учиться можно в удобное время суток и день недели (ночь, выходной день);

повышаешь квалификацию не только в области своего предмета, но и в области применения ИКТ.

Взаимодействие  с коллегами в сети, позволяет:

Найти единомышленников и расширить круг своего общения. 

Получить возможность представить свой педагогический опыт широкой аудитории. 

Узнать мнение своих коллег-профессионалов, а также получить бесплатные консультации советы и рекомендации. 

Выступить в роли эксперта и прокомментировать работы коллег. 

Обсудить злободневные проблемы методики преподавания предмета, школы, образования в целом 

Познакомиться с опытом коллег и в дальнейшем использовать предложенные ими идеи в своей работе. 

Планировать свое время и принимать участие в работе сетевых сообществ, когда это удобно. 

Повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития. 

Освоить самые современные сетевые сервисы и в дальнейшем использовать их возможности. 

Приобрести  навыки дистанционной работы.

Получить сертификат участника и пополнить свое портфолио.

Все это помогает мне шагать в ногу со временем. 

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что сетевое взаимодействие, какую бы форму не выбрал педагог, позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности учителя и развития его творческих способностей.

t1689194638at.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации