Ситуативный марафон «Путешествие по правилам дорожного движения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЯХТИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
г. Кяхта, ул. Крупской, 32, тел: 8(301452)-91-2-17
е-mail: cdo-kyachta@mail.ru
Методическая разработка внеклассного мероприятия.
Ситуативный марафон «Путешествие по правилам дорожного движения».
Составитель: педагог дополнительного образования
Кизерова Надежда Александровна
Содержание.
Пояснительная записка.
Часть I. Обоснование учебно-методической разработки.
Актуальность
Цель
Задачи
Вид занятия
Формы и методы
Прогнозируемые ожидания
Часть II. Сценарий внеклассного мероприятия.
Список литературы.
Приложения.
Пояснительная записка.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач образовательных учреждений. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Именно поэтому преимущество отдано данной теме. «Путешествие по правилам дорожного движения» позволяет получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Часть I. Обоснование учебно-методической разработки.
Немало мероприятий по ПДД проводится в нашем учреждении. Одно из них ситуативный марафон «Путешествие по правилам дорожного движения» социально-педагогической направленности.
Внеклассное мероприятие – ситуативный марафон «Путешествие по правилам дорожного движения» является частью плана по воспитательной работе с детьми. Данное мероприятие не раз использовалось на практике. В этом году проведение мероприятия предусмотрено совместно с родителями.
Актуальность
мероприятия обусловлена тем, что любой ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя. Участвуя в игре, обучающиеся учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, оказывать помощь тем, кто нуждается в ней. Такое мероприятие сплачивает коллектив, создает атмосферу эмоционального комфорта, увлеченности.
Целевая аудитория: учащиеся 3-5 классов и их родители.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дорогах и улицах города необходимо начинать с детства, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочнее усваиваются ребенком. Впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Цель -
формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой опасных ситуациях на дорогах, в транспорте – средствами игровой, творческой, соревновательной деятельности.
Задачи:
образовательная – знакомство участников с правилами дорожного движения, обучение практическому применению их в различных ситуациях.
воспитательная – воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе. Воспитание в детях чувства ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
развивающая – формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение избегать их.
Развитие мышления, зрительного внимания, навыков работы в группах.
В данной работе поставлены такие цели и задачи, потому что обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на догах города в наше время особо актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Знакомя детей с правилами дорожного движения, мы снижение процент дорожно-транспортного травматизма среди детей, приобщаем их к культуре общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Вид занятия: ситуативный марафон.
Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему уже в детском возрасте необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения.
Но учение ни в коем случае не должно ограничиваться или сводится к «это можно, а это нельзя». Это скучно и неинтересно детям. Поэтому задача взрослых, педагогов – сделать обучение занимательным, игровым, увлекательным, т.е. преподнести детям информацию в доступной форме, которая затрагивает чувства и вызывает интерес.
Чтобы понять, почему для данного мероприятия выбран такой вид как – ситуативный марафон, необходимо разобраться в понятиях.
Ситуативный - относящийся к отдельной ситуации, ограниченный определёнными условиями (выполнение задания, решение ситуации по ПДД).
Марафон - длительное, многоступенчатое соревнование (переход от одной ситуации к следующей, объединенное общей темой ПДД).
Такой вид занятия по ПДД с участием педагогов, детей и родителей имеет большое значение для расширения образовательного кругозора участников. Способствует развитию мышления, сообразительности и логике. Дает положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.
Формы и методы (для каждого этапа работы):
Определение темы мероприятия. Знакомство с этапами мероприятия.
Для этого используется электронный образовательный ресурс (презентация Power Point) созданный педагогом на материалах Интернет-сайтов. Тема «Путешествие по правилам дорожного движения» должна быть зафиксирована для учащихся на доске и оставаться на протяжении всего мероприятия. При подведении итогов мероприятия педагог еще раз проговаривает ее сам или просит озвучить участников. Наглядность темы способствует запоминанию и позволяет обнаружить смысл и значимость темы для самих участников.
Знакомство с этапами мероприятия.
Подводящий диалог позволит педагогу пошагово подвести участников к восприятию особенностей работы, первичному осознанию заложенной информации.
Актуализация опорных знаний.
Во время мероприятия педагог предложит участникам, ответить на вопросы, тем самым создав ситуацию «информационного голода» выходом из которой будет научное определение (адаптированное для возрастного восприятия) и осмысление собственного незнания каждым учащимся.
Использование словесного и наглядного метода наблюдается на протяжении всего хода мероприятия. Работая над составлением текста мероприятия, можно воспользоваться разнообразными приемами показа и рассказа, что сделает мероприятие интересным и запоминающимся. Приемы абстрагирования, зрительного сравнения, сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами учащихся, позволяют развивать память и внимание.
Начинать следует с показа, со зрительных впечатлений (так как зрительные объекты способны привлекать внимание), а затем уже вводить рассказ. Каждое новое понятие, положение необходимо подтверждать зрительно на конкретных примерах. Использование наглядных методов позволяет поддерживать эмоциональную реакцию, способствует пробуждению неожиданных ассоциаций.
Разрабатывая текст, новый материал желательно излагать в самом начале, тогда как вторая часть может быть более облегченной, и ориентирована на закрепление пройденного материала.
Рефлексия деятельности.
Задание — то, что назначено для выполнения. Выполнив задание, участники получают награду (баллы). Задание способствует активизации умственной деятельности участников.
Прогнозируемые ожидания.
Все внеклассное мероприятие проходит как игра, в атмосфере дружбы и взаимопонимания детей, родителей и педагога. Присутствие родителей на мероприятии, участие их и детей в игре, способствуют их приобщению к совместному времяпровождению сейчас и в будущем.
Во время мероприятия участники обогащают свой кругозор, познавая новое. Развивают наблюдательность, внимание, мышление, навыки работы в группах. Вопросы по теме позволяют быстро определить результат, насколько у обучающихся сформировались первые представления о изложенном материале. Подведение итогов, объявление победителей, вручение наград, позволяет вызвать удивление и восторг, который преобразуется в хорошее настроение и мотивацию познания нового и использование полученных знаний на практике в будущем.
Часть II. Сценарий внеклассного мероприятия.
Подготовительная работа: формирование команд для участия в ситуативном марафоне; подготовка эмблем, девизов и приветствий, грамот для награждения; оформление зала; сценарий мероприятия.
Знакомство с темой внеклассного мероприятия. Подготовка участников к восприятию прохождения ситуативного марафона.
Слово педагога: здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашем зале. Сегодня мы с вами здесь собрались для того, чтобы поучаствовать в необычном ситуативном марафоне «Путешествие по правилам дорожного движения». А, следовательно, речь пойдет о правилах дорожного движения, а вы побываете пешеходами, пассажирами городского транспорта и даже водителями транспортных средств.
Объяснение правил:
в марафоне участвуют несколько команд с равным количеством игроков, которые выполняют задания. Также каждая команда выбирает капитана, придумывает название и девиз на дорожную тему. Команды получают и подписывают бланки, в которые нужно будет вписать ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет жюри. Выиграет, та команда, которая быстрее и правильнее выполнит все предложенные задания!
Ну что, начнем? Для начала я предлагаю вам собраться, а точнее представиться.
Представление команд: название, девиз.
(Жюри оценивает собранность, активность команд. Оценка до 3 баллов).
Слово педагога. Хорошо. А теперь давайте представим: Вы живете в большом городе, у вас есть дом, гараж с транспортом и многое другое. Утром вам позвонил инспектор ГИБДД и сказал, что отправил ценную посылку, которую вам необходимо сегодня забрать в отделении почты. Почта находится на другом конце города и вам как-то туда надо добраться. Давай те ознакомимся с маршрутом.
Знакомство с маршрутом.
Переход
Гараж
Автосервис
Остановка
Дорожные работы
Велосипедная дорожка
Светофор
Почта
ПЕРЕХОД.
Слово педагога. Вот мы вышли из дома и отправились в гараж. Гараж находится недалеко от дома, но нам необходимо перейти улицу.
Ребята, а вы знаете, как переходить улицу? (Ответы детей). Чтобы убедится в этом предлагаю вам ответить на следующие вопросы.
Вопросы перехода:
Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Почему опасно перебегать дорогу? (Когда человек бежит, ему трудно наблюдать за дорогой).
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы? (Направо).
Куда смотрит пешеход при переходе через улицу? (На сигналы светофора. Если нет светофора, то сначала налево, затем направо).
Молодцы, вижу, что вы много знаете. Смотрите!
Перед нами на дороге дружно в ряд
Полоски белые лежат.
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт….
Ответ дают зрители: Пешеходный переход.
Ребята, а вот и первое задание.
Задание «Выбери нужный знак».
Человечки разные – синие да красные.
Треугольник, круг, квадрат.
Вот они все пять подряд.
Пять различных человечков Вам встречаются в пути,
А какой из них позволит Вам дорогу перейти?
На экране показаны пять разных знаков, командам необходимо правильно дать ответ.
Дети из предложенных знаков выбирают те, которые им помогут перейти дорогу. Пишут № знака и его название. Ответы фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Пока жюри проверяют ответы, давайте теперь озвучим как называются представленные знаки и разберем, что они означают.
1 знак - «Пешеходный переход».
Пешеход, идите смело
По полоскам черно-белым
Чтоб водитель знал заранее –
Знак его предупреждает.
Вдвое обостри внимание –
Пешеход не пострадает.
2 знак - «Дорожные работы».
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что-то роет, строит что-то,
Здесь дорожные работы.
Ремонтировать шоссе
Нужно обязательно!
Знак Вас просит,
Чтобы все ехали внимательно!
3 знак - «Движение пешеходов запрещено».
Машины, машины, одна за другой,
Нет «зебры» и нет светофора.
Не вздумай бежать на ту сторону. Стой!
Нельзя рисковать из-за спора.
4 знак - «Подземный переход».
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем, кто в городе живет:
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы.
5 знак - «Внимание дети».
Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.
Правильный ответ (пешеходный переход и подземный переход).
А вы знаете, что знак пешеходный переход относится к знакам особых предписаний. Такие знаки вводят или отменяют определенные режимы движения.
Пример: жилая зона,место остановки и т.д. (приложение 1).
Знак «Подземный и наземный переход» относятся к информационным знакам и информируют о расположении населенных пунктов и других объектов.
Пример: место стоянки, место для разворота и т.д. (приложение 1).
ГАРАЖ.
Вот мы добрались до гаража. В гараже нас ждет разная техника. Весь транспорт можно разделить на три категории по обслуживаемой сфере.
Гаражные вопросы: Ребята как вы думаете на какие категории делится транспорт? Ответ дают родители:
«транспорт общего пользования - общественный транспорт»,
«транспорт специального пользования»
«транспорт личного пользования».
В гараже у нас есть: автомобиль, мотоцикл, велосипед, трамвай, автобус, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.
Ребята и перед вами вновь задание.
Задание «Разделить транспорт по видам».
Дети сопоставляют картинки транспорта и категории. Ответы фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Пока жюри проверяет правильность ответов, предлагаю вам послушать информационную сводку о каждом транспортном средстве.
Автомобиль самое распространенное средство механического транспорта. Во всем мире насчитывается более 300 миллионов. Слово переводится с латинского – «самодвижущийся».
Мотоцикл. Название этого транспортного средства произошло от латинского – «производящий в движение» и греческого – «круг, колесо». Обычно у него два колеса, расположенных друг за другом. Довольно часто прикрепляют пассажирскую коляску и тогда он становится трехколесным.
Велосипед. Есть легенда что этот вид транспорта с педалями и рулем был сделан в России крепостным кузнецом Ефимом Артамоновым из села Верховья на Урале примерно в 1800 году. Изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде – это был первый в мире велопробег.
Трамвай. Этот вид городского транспорта ведет свое начало от «конки»- городской железной дороги, по линиям которой небольшие вагоны двигались при помощи лошадиной упряжки.
Автобус. Количество различных типов таких машин намного больше, чем легковых автомобилей. Они предназначены для перевозки пассажиров.
Пожарная машина. Скорая помощь. Полицейская машина. Большинство этих автомобилей принадлежат к классу грузовиков. Эти машины оснащены сигналами, сиренами, чтобы им уступали проезжую часть.
Вот мы выбрали себе подходящий, удобный транспорт. Едем по дороге. И пока мы едем предлагаю вам ответить на вопросы.
Вопросы водителю авто:
Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
На какой дороге машина лучше тормозит? (На сухой).
Сколько колес у автомобиля? (Пять, четыре и одно запасное).
Из какой части состоит улица? (Проезжая часть и тротуар).
Как называется место, где пешеходам разрешается переходить улицу? (Пешеходный переход).
Что регулирует движение транспорта и пешехода? (Светофор).
В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети»? (Около школ).
Как называется место пересечения дорог? (Перекресток).
Если на переходе горит светофор, и инспектор ГИБДД также руководит движением, то чьи сигналы вы будете слушать? (Инспектора ГИБДД).
Молодцы! На все вопросы ответили.
АВТОСЕРВИС.
Вдруг машина затарахтела и заглохла. Что же делать? (Ответы детей -чинить машину). Хорошо.
Перед нами стоят знаки. Это знаки сервиса. Эти знаки информируют о расположении соответствующих объектов.
Ребята, для вас новое задание.
Задание «Написать название каждого знака».
На экране показаны разные знаки, командам необходимо правильно дать ответ.
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
Командам необходимо написать название каждого знака. Ответы фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Жюри проверяют ответы, а мы разбираем как называются представленные знаки и что они означают.
1 знак - «Место отдыха»
Если долгим был твой путь,
Хорошо бы отдохнуть.
Этот знак не подведет,
Для тебя привал найдет.
2 знак - «Больница».
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»
3 знак - «Автозаправочная станция»
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
«Рядышком бензоколонка!»
4 знак - «Мойка».
Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом!
5 знак - «Телефон».
Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!
6 знак - «Гостиница».
Если долгим был твой путь,
Надо лечь и отдохнуть.
Этот знак нам говорит:
«Здесь гостиница стоит!»
7 знак - «Пункт питания».
Коли вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофер, внимание!
Скоро пункт питания!
И конечно же 8 знак - «Техобслуживание».
Ай-ай-ай! Какая жалость!
Что-то вдруг у нас сломалось.
Знак нам этот говорит:
«Здесь машинный Айболит!».
Ребята, нам повезло в этом списке, есть знак, который говорит, что недалеко есть место технического обслуживания автомобиля. Оставляем наш автомобиль в ремонтной мастерской и отправляемся дальше на общественном транспорте.
ОСТАНОВКА.
Отгадайте загадку:
Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Ответ дают зрители: Остановка.
Это говорит о том, что нам необходимо найти автобусную остановку.
Помните о том, что общественный транспорт останавливается только на специально оборудованных остановках. На таких остановках имеются информационно-указательные знаки.
На экране показаны пять разных знаков, командам необходимо правильно дать ответ. Какой знак означает автобусную остановку?
Ответ дают родители: знак №1
А для команд новые вопросы.
Вопросы пассажиру:
Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Если ты едешь в автобусе или автомобиле, то ты (пассажир).
Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая? (Спереди).
Место посадки и высадки пассажиров? Остановка.
Безбилетный пассажир? (Заяц).
Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса? (Обойти автобус сзади).
Молодцы! Все знаете! Пока жюри проверяют ответы предлагаю всем (зрителям, родителям и участникам команд) ответить на другие вопросы.
Вопросы «Автомульти».
Все вы любите смотреть мультфильмы. Сейчас проверим, знаете ли вы, на каком транспорте передвигались герои мультфильмов. Вам необходимо ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства.
На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете).
Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)
На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)
При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты?
(При помощи повозки)
Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
На чем катался Кай? (На санках).
Молодцы! Едем дальше!
ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ.
Вот едем мы в автобусе, а перед нами снова знак. Как он называется? Ответ дают зрители – знак «Дорожные работы».
Знак «Дорожные работы» -
Не проехать, не пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
Ребята, а вы знаете к каким знакам относится этот знак? (Ответы детей). Это знак предупреждающий. Предупреждающие знаки имеют треугольную форму, белый фон и красную окантовку. Они информируют о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
А сейчас задание для капитанов.
Задание - «Собери знак»
Необходимо собрать знак-пазл и озвучить его название и предназначение. Балл получает та команда, капитан которой выполнит задание первым. В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей. (приложение 2).
Делать нечего, выходим из автобуса и идем пешком.
И у меня для вас вопросы.
Вопросы пешеходу:
Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Как называют человека, находящегося вне транспортного средства на дороге и не производящего на ней работу. (Пешеход).
Где и как должны ходить пешеходы по улице? (По тротуару).
Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара? (С левой стороны дороги, навстречу транспорту).
По какой стороне тротуара должны идти пешеходы? (По правой).
Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу? (Переходить под прямым углом).
Как называют пешехода, нарушившего правила дорожного движения? (Нарушитель).
Что такое тротуар? (Дорога для пешеходов).
ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА.
Долго шли мы пешком, устали и дошли до парка. И вдруг перед нами вновь знак.
Чудо-конь - велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак.
Не понять его никак!
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте, дети.
Только на велосипеде.
Это знак «Велосипедная дорожка».
Этот знак относится к группе предписывающих знаков. Такие знаки имеют круглую форму и синий фон. Они предписывают участникам дорожного движения определенные действия.
И для вас есть задание.
Задание «Дорисуй дорожный знак».
Вам необходимо нарисовать предложенные знаки: движение прямо, движение направо, движение прямо и направо, движение направо или на лево.
Нарисованные знаки отдают жюри. Жюри проверяют ответы.
Мы дошли до вело-парка. Здесь мы можем взять велосипед на прокат и поехать на нем по велосипедной дорожке. Но для начала давайте вспомним правила дорожного движения на велосипеде. Давайте ответим на вопросы.
Вопросы велосипедисту:
Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Почему на велосипеде запрещается перевозить груз, который сильно выступает за габариты велосипеда? (Габаритный груз создает опасность управления велосипедом)
Если велосипедисту необходимо продолжить путь по противоположной стороне дороги, что он должен сделать? (Сойти с велосипеда и ведя его руками перейти на другую сторону улицы).
Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов? (На специально отведенных площадках)
Сколько человек могут ехать на велосипеде? (Один).
С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? (с 14 лет)
Пока мы отвечали на вопросы, мы выехали к дороге с другим знаком с велосипедом. Вопрос зрителям: что же значит этот знак?
Знак «Движение на велосипеде запрещено»
Под этим знаком
Ни за что на свете
Не катайтесь, дети
На велосипеде.
Этот знак относится к запрещающим знакам. Запрещающие знаки имеют круглую форму и красную окантовку. Они вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Какие еще есть запрещающие знаки, мы узнаем, выполнив следующее задание.
Задание «Отгадай загадки».
Командам поочереди зачитывается загадка, если команда отвечает верно получает 1 балл, если не отвечает – эта загадка переходит следующей команде.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь, свалка кирпича? (Въезд запрещен)
Видно строить будут дом-
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещён)
Белый круг с каемкой красной-
Значит, ехать не опасно.
Может и висит он зря?
Что вы скажете друзья? (Движение запрещено)
Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно! (Обгон запрещен)
Сообщает знак бесстрастно:
"Ехать здесь быстрей опасно!
Так что будьте вы добры
Снизить скорость до поры! (Ограничение максимальной скорости)
Круглый знак со стрелкой в лево,
Перечеркнутой слегка.
Этот знак ты на пути
Ни за что не пропусти. (Поворот запрещен)
С ответом загадки на экране появляются соответствующие знаки. (приложение 3). Молодцы! Идем вперед!
СВЕТОФОР.
А перед нами Светофор!
Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.
Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.
В Москве первый светофор установили 30 декабря 1930 года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. До 1959 года красный и зелёный цвета были на местах, противоположных нынешним. Несколько ранее произошла замена первоначального верхнего синего на верхний зелёный.
И у меня опять для команд опять вопросы.
Вопросы светофора:
Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора? (Скоро будет включен зеленый сигнал).
Что означает мигание зеленого сигнала светофора? (Время зеленого сигнала истекает).
Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора? (Жестом регулировщика).
Для чего регулировщику нужен жезл? (Регулировать движение).
На светофоре горит зеленый сигнал, и едет машина с мигалкой и сиреной (скорая, пожарная, милиция). Что ты будешь делать? (Стоять).
Только на какой свет можно переходить дорогу? (Зеленый).
Какие машины могут ехать на красный свет? (Машины специального назначения).
Вот мы уже на финишной прямой нашего марафона. Осталось последнее задание.
Задание «Ребусы».
Задание на время (дается 3 минуты) – пока горит желтый свет светофора, вы разгадываете представленные вам ребусы. Ответы команды фиксируют в бланк ответов. И отдают жюри.
Знак
Переход
Трамвай
Стоянка
Дорога
Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями ситуативного марафона и пришли на почту. Кто же получит ценную посылку мы узнаем через несколько минут. А пока жюри подсчитывают баллы давайте все вместе поиграем в игру светофор.
Игра на внимание – «Светофор».
Красный свет – ученики тихо стоят.
Желтый свет – ученики хлопают в ладони.
Зеленый свет – топают ногами.
ПОЧТА.
Слово жюри.
Награждение команд.
Побеждают Команды, набравшие большее количество баллов – 1, 2 и 3 место. Призеры первого места получают ценную посылку от инспектора ГИБДД (в посылке дипломы призеров и тематические памятные сувениры). Остальные команды награждаются сертификатами участников ситуативного марафона.
Слово педагога:
Наш марафон «Путешествие по правилам дорожного движения» подошел к концу. Я хочу вам всем пожелать здоровья, и чтобы вы всегда, в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали правила дорожного движения, не подвергали свою жизнь и окружающих людей опасности. Спасибо!
Список литературы.
Азбука дороги. Праздник в школе. Минск Красико-Принт. 2009.
Волков С. Про правила дорожного движения. - Сборник стихов.
Воронова Е.А. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях. СПб 2008.
Демыкина Г. Песенка дорожных знаков. - Сборник стихов.
Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2007.
Извекова Н.А. Правила дорожного движения. – М. «Просвещение»,1975.
Изучение правил дорожного движения. Сценарии. Составитель Гальцова Е.А. «Учитель» Волгоград 2007.
Изучаем правила дорожного движения 1-4 классы. Тематические занятия, викторины. Составители Бармин А.В., Гальцова Е.А и др. «Учитель» Волгоград 2011.
Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006.
Князева Р.А. 100 задач по ПДД. - М: Педагогика,1997.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. Составители Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. «Учитель» Волгоград 2008.
Сидорова А. Правила дорожного движения для детей. - Сборник стихов.
Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения Москва «Глобус» 2008.
Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение,1985.
Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения СПб 2001.
Приложение 1.
Примеры знаков особых предписаний: жилая зона, место остановки и т.д.
Примеры информационных знаков: место стоянки, место для разворота и т.д.
Приложение 2.
Задание - «Собери знак»
В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей. Примеры знаков:
Дети
Пересечение с круговым движением
Скользкая дорога
Дорожные работы
Приложение 3.
Задание «Отгадай загадки».
С ответом загадки на экране появляются соответствующие знаки.
Въезд запрещен
Ограничение максимальной скорости
Поворот запрещен
Приложение 4.
Маршрутный лист жюри
Приложение 5.
Маршрутные листы (бланки для заданий) команд
Вопросы перехода | _____________________________________________ В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы? ______________________________ ______________________________________________ Куда смотрит пешеход при переходе через улицу? __ ______________________________________________ |
Задание «Выбери нужный знак» | Ответ: ____________________________________________ __________________________________________________ |
Задание «Разделить транспорт по видам» | Ответ: «общественный транспорт»:__________________________ «транспорт специального пользования»: _____________ ________________________________________________ «транспорт личного пользования»: ___________________ __________________________________________________ |
Вопросы водителю авто | На какой дороге машина лучше тормозит? _____________________________________________ Сколько колес у автомобиля? ___________________ ____________________________________________ Из какой части состоит улица? __________________ Как называется место, где пешеходам разрешается переходить улицу? _____________________________ Что регулирует движение транспорта и пешехода? ____________________________________________ В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети»? ______________________________________ Как называется место пересечения дорог? _____________________________________________ Если на переходе горит светофор и инспектор ГИБДД также руководит движением, то чьи сигналы вы будете слушать? ____________________________________ |
Задание «Написать название каждого знака». | Необходимо написать название каждого знака. 1 знак - ___________________________________________ 2 знак - ___________________________________________ 3 знак - ___________________________________________ 4 знак - ___________________________________________ 5 знак - ___________________________________________ 6 знак - ___________________________________________ 7 знак - ___________________________________________ 8 знак – ___________________________________________ |
Вопросы пассажиру | Если ты едешь в автобусе или автомобиле, то ты? ______________________________________________ Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая? ______________________________________________ Место посадки и высадки пассажиров? ______________________________________________ Безбилетный пассажир? _________________________ Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса? ___________________________________________ |
Вопросы пешеходу | Как называют человека, находящегося вне транспортного средства на дороге и не производящего на ней работу. ___________________________________________________________________. Где и как должны ходить пешеходы по улице? _____________________________________________ Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара? _____________________________________________ По какой стороне тротуара должны идти пешеходы? ____________________________________________ Какие требования Правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу? ____________________________________________. Как называют пешехода, нарушившего правила дорожного движения? __________________________ ______________________________________________ Что такое тротуар? _____________________________ |
Вопросы велосипедисту | Почему на велосипеде запрещается перевозить груз, который сильно выступает за габариты велосипеда? _____________________________________________ _____________________________________________. Если велосипедисту необходимо продолжить путь по противоположной стороне дороги, что он должен сделать? ______________________________________ ______________________________________________. Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов? ______________________________________ ______________________________________________. Сколько человек могут ехать на велосипеде? ______________________________________________. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части? _______________________________. |
Вопросы светофора | Сколько сигналов у пешеходного светофора? _____________________________________________. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора? ______________________________________. Что означает мигание зеленого сигнала светофора? ________________________________________________. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит требованию светофора? _________________________________________________. Для чего регулировщику нужен жезл? _________________________________________________. На светофоре горит зеленый сигнал, и едет машина с мигалкой и сиреной (скорая, пожарная, милиция). Что ты будешь делать? ___________________________________ _________________________________________________. На какой свет можно переходить дорогу? ________________________________________________. Какие машины могут ехать на красный свет? ___________________________________________________ |
Задание «Ребусы» | Задание на время (3 минуты). Правильно решить ребус. 1. _______________________________________________ 2. _________________________________________________ 3. _________________________________________________ 4. _________________________________________________ 5. _________________________________________________ |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Лещёва Светлана Николаевна