12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербак Наталья Александровна45
Россия, Иркутская обл., Черемхово

Муниципальное общеобразовательная учреждение «Школа № 30 г. Черемхово» (МОУ Школа № 30 г. Черемхово)

665409, г. Черемхово ,ул. Краснодонская, дом № 2, тел.: 8(395)46 - 5 – 35 – 89,

vip.shcool@mail.ru https://school-30.cherobr.ru/

ОГРН 1023802215854, ОКПО 44252292, ИНН 3820005668, КПП 385101001

_____________________________________________________________________________________________



Профилактическое занятие

для 5-6 классов

на тему: «Скажем буллингу-нет»



составитель

социальный педагог

Щербак Н.А
















2023 год


Цель: 

знакомство учащихся с понятием буллинга, его формами и структурой;

развитие умения нахождения путей выхода из сложной ситуации;

формирование навыков безопасного и ответственного поведения.


Занятие лучше всего проводить в аудитории, где дети смогут спокойно перемещаться. В начале занятия дети должны сидеть в круге или полукругом.

Ход занятия:

Занятия лучше начать с упражнений, способствующих раскрепощению детей, поднятию их настроения, дети лучше узнают друг друга, им станет легче общаться.

1.Упражнения:


Учитель Всем добрый день, ребята, это занятие мы проведем с большой пользой. Для начала я предлагаю каждому назвать себя по имени и закончить высказывание: «Я хороший, потому что ...»

А теперь давайте узнаем о нас немного больше. Давайте выберем несколько человек. Они встанут друг от друга на расстоянии. Каждый из участников должен подумать и сказать, что он любит. Например, первый участник говорит: «Я люблю рисовать», ребята, которые любят рисовать должны подойти к нему, следующий участник говорит: «я люблю мороженое»- дети которые любят мороженое, должны подойти к нему и так далее.

После игры дети рассаживаются на свои места.

     «Лист бумаги»

Учитель сейчас я раздам каждому из вас по листу бумаги. Обратите внимание, что эти листы ровные, не мятые. А теперь сомните их, а затем постарайтесь вернуть свой листок в прежнее состояние, то есть, сделать так, чтобы лист бумаги стал снова гладким и ровным.

Вопросы для обсуждения:

Учитель Может ли лист бумаги принять свой изначальный вид и стать снова гладким, ровным?

Дети нет

Учитель Что происходит с ребенком, когда он слышит оскорбительные слова в свой адрес или в адрес своих близких людей?

Дети становится горько, обидно, хочется плакать

Учитель Можно ли забыть обидные слова и восстановить свое эмоциональное состояние, когда тебе скажут слово «прости»?

Дети нет, даже если скажешь «прощаю», все равно помнишь сказанные слова и тебе плохо

Учитель Будет ли твое отношение хорошим к человеку, который тебя обидел? Почему?

Дети нет. Будешь думать, что этот человек тебя может обидеть снова.

Итог: любого человека обидеть очень легко, а вот вернуть утраченное доверие и прежние отношения это длительный процесс, а иногда и невозможный.

2.                 Ход занятия


Учитель Сегодня мы с вами обсудим важную и очень значимую тему - тему буллинга

(Мозговой штурм) Как вы думаете, что такое буллинг? Кто знает ответ на этот вопрос?

(Ответы детей)

 Учитель Редко кому, в своей жизни, не приходилось столкнуться с каким либо видом насилием. Насилие могло примениться против нас самих, или же вы могли быть свидетелем, или сами стать теми, кто оскорбляет.

Итак, сейчас мы с вами поговорим о насилии и жестокости, направленных на одного человека. Это явление называют буллинг.

Попробуем разобраться в том, что испытывает жертва буллинга, посмотрим на поведение агрессора. И главное - попробуем совместно найти путь помощи пострадавшему ребёнку. Попробуем защитить себя от этих опасных ролей.

Надеюсь, вам будет интересно, и вы с пользой проведете отведенное нам время.

Сегодня среди детей и подростков чрезвычайно обострилась проблема насилия, осуществляемого самими детьми по отношению друг к другу.

В последние годы распространяется такое явление, как школьный буллинг. Что же это такое? Сейчас я дам вам несколько определений понятия «буллинг».

Слайд 1-5

Буллинг в переводе с английского - хулиганить, хамить. Определяется, как ущемление, травля, дискриминация.

Форма психического насилия в виде травли, бойкота, насмешек, дезинформации, порчи личных вещей, физической расправы и т.п.

Это длительный процесс сознательного жестокого обращения (физического и психического) со стороны ребенка или группы детей к другому ребенку или детям.

Это агрессивное и крайне неприятное поведение одного ребенка или группы детей по отношению к другому ребенку, что сопровождается постоянным физическим и психологическим давлением.

Причин буллинга может быть много. А тем, кого буллят (обсмеивают, издеваются, игнорируют), может оказаться каждый, кто не вписался в рамки того или иного коллектива.

Слайд 6

4 главных компонента буллинга:

 Агрессивное поведение и негативное;

осуществляется регулярно;

в отношениях, в которых участники не имеют одинаковой силы;

такое поведение всегда преднамеренно.

Структура буллинга:

Слайд 7-11

Можно выделить 5 ключевых ролей:

Преследователь (обидчик, агрессор) может быть как мальчиком, так и девочкой. Они обычно физически сильнее других; выделяются красивой, модной одеждой, обладают яркой внешностью. Манера поведения: они часто дерзкие и агрессивные в отношении детей и взрослых: могут, не очень хорошо учится, но, иногда, бывают и отличники; имеют достаточно большой круг друзей или единомышленников и др.

Пострадавший (жертва) ребенок, который не в состоянии защитить себя, они физически слабее своих сверстников; часто неуверенные в себе, замкнутые, молчаливые; дети, имеющие какие либо отличительные особенности во внешности, например, рыжие волосы, полные или худые, дети, которые предпочитают определенные места в школе (например, на переменах сидят в классе), ребенок, который часто не имеет ни одного близкого друга, ему лучше общаться со взрослыми, чем со своими сверстниками.


Наблюдатели- равнодушные или пассивно одобряющие одну из сторон: одноклассники; случайные ученики и т.д.

Последователи – выступают на стороне агрессора.

Защитники – выступают на стороне жертвы.

Учитель Сейчас мы можем вспомнить, что возможно каждый из вас, играл какую-то свою роль в буллинге. Например, был наблюдателем, но при этом не задумывался, что является непосредственным его участником.

Ребята, как вы думаете какие последствия для жертвы буллинга могут быть?

(заслушать ответы детей)

Учитель Последствия буллинга могут быть разнообразны. Их жертвы испытывают немало страданий. Это и снижение самооценки, плохой сон и аппетит, тревожность, употребление алкоголя, курение, мысли о самоубийстве и другие.

Учитель А какие последствия могут быть для обидчика?

(выслушать ответы детей)

Слайд 12-14

Учитель Согласно законодательству Российской Федерации до четырнадцати лет всю ответственность за действия ребенка несут его законные представители - родителям будет грозить штраф и административная ответственность по Статье 5.35. КоАП РФ: Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

С четырнадцати лет вступает в силу ответственность по некоторым статьям уголовного кодекса, а значит привлечь к ответственности подростка можно по таким статьям:

УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

УК РФ Статья 112. Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести,

УК РФ Статья 158. Кража,

УК РФ Статья 161. Грабеж,

УК РФ Статья 162. Разбой,

УК РФ Статья 163. Вымогательство,

УК РФ Статья 214. Вандализм,

УК РФ Статья 167 часть 2. Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах,

УК РФ Статья 213 часть 2. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах, Статья 5.61. КоАП РФ Оскорбление

Наказание зависит от ситуации и обстоятельств произошедшего

С шестнадцати лет ответственность наступает в полной мере. И к вышеперечисленным статьям прибавляются ещё:

УК РФ Статья 110. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство,

УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти, вражды, унижение человеческого достоинства,

УК РФ Статья116. Побои,

УК РФ Статья 117. Истязание,

УК РФ Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства,

УК РФ Статья 128.1. Клевета.

Буллеры, которым исполнилось шестнадцать лет рискуют лишится свободы. По решению суда их могут отправить в детскую колонию.

Учитель явление буллинга является распространенным, но в наших силах его остановить и не оставаться в стороне. Ведь следует помнить, что сегодня ты - наблюдатель, а завтра - жертва.

Учитель - замечали вы проявления буллинга в школьном коллективе?

(Заслушивание ответов учащихся.)


Давайте поиграем в игру «Почему так происходит"


Цель:  выяснить причины поведения участников буллинга.

Учитель Сейчас каждый из вас возьмёт со стола карточку. С другой стороны карточки есть изображение, карточки открываете по моей команде.

Учитель Прошу вас объединяться в группы по рисункам.

А теперь, как вы думаете, что означает:

"пистолет?" (агрессор),

"глаза" (наблюдатель),

"мишень с воткнутым дротиком" (жертва).

Каждая из групп сейчас получит свое задание:

 Группа "агрессоров" попытается написать причины, побуждающие обидчика себя так вести.

 Группа "жертв" попытается написать причины, почему дети становятся легкими мишенями для обидчиков.

 Группа «наблюдателей» пишет причины, почему наблюдатели не всегда вмешиваются, чтобы заступиться, а иногда вмешиваются в процесс буллинга, поддерживая обидчиков.

(Дети обсуждают в группах задания, дают ответы)


Чтобы выполнить следующее задание дети остаются в прежних группах.

Цель: выработка навыков безопасного поведения в конкретной ситуации, поиск путей защиты в ситуации буллинга.

Учитель Вы остаетесь работать в своих группах. Каждая группа получит листок с ситуацией. Ваша задача состоит в том, чтобы помочь жертве и найти для нее пути защиты и безопасного поведения.

Листы с ситуациями

Ситуация 1.

 Каждое утро Кирилл слышал, как его родители громко ссорились. Это утро не стало исключением. Кирилл проспал и поэтому он быстро оделся и выбежал на улицу. Завтракать не хотелось, и ни мама, ни папа не заметят, что его уже нет. Он привык. Ведь в его семье его давно не замечали.

 В школу идти не хотелось. Там уже давно старшеклассники издеваются над ним: придумывают ему обидные прозвища, цепляют на спину записки, пинают, ставят подножки. Кириллу очень тяжело и он не знает кому бы можно было пожаловаться. Но в школу идти надо.

 На перемене к Кириллу подошли несколько ребят из старших классов. Начали издеваться, насмехаться. Один из них хлопая Кирилла по спине, прицепил небольшой листок с надписью «Ударь меня посильнее». Парень не знал об этом. Кирилла толкнули, и он упал и больно ударился. Было очень обидно. На глазах навернулись слезы.

Что бы вы посоветовали сделать Кириллу и тем ребятам, которые переживают за него?


Ситуация 2.

 Катя была одиночкой. Когда ее одноклассники шумели и развлекались во время перерыва она, как всегда, сидела одна в стороне. Катя наблюдала, как ее одноклассницы весело смеются, шутят и кокетливо посматривают на мальчишек. Катя считала себя некрасивой из- за того, что у нее было плохое зрение и ей приходилось носить очки. Да и одноклассники не отказывали себе в удовольствии поиздеваться над Катей. Дома Катю любят. У нее замечательные мама и папа, но девочка ничего им не рассказывает, чтобы не расстраивать. После уроков, когда класс опустел к Кате подошли несколько ее одноклассниц. Они начали смеяться над девочкой: забирали очки, бросили на пол тетради и книги и затоптали их. Катя заплакала.

Что бы вы посоветовали сделать Кате?


 Ситуация 3.

 После развода родителей Саша стал плохо учиться. Его мать была постоянно занята, а отца он видел очень редко. А ведь он так хотел внимания и тепла, как и любой подросток. Саша тяжело переживал развод родителей, хотя и не показывал этого. Стал часто конфликтовать с учителями и одноклассниками.

 Этот школьный день не стал исключением. После занятий он поссорился с одноклассником, нагрубил учителю, которая сделала ему замечание, так как он опять пришел не готовым к урокам. Одноклассники не любили Сашу и часто смеялись и издевались над ним, не принимали в общую компанию. Но он не высказывал своей боли из-за этого. На самом деле ему было очень неприятно.

 Что бы вы посоветовали сделать Саше?


Вопросы для обсуждения:

1. Были ли трудности когда вы выполняли задания? Если да, то в чем именно?

2. Какие эмоции или переживания вы испытывали к детям, которые оказались в сложных ситуациях?

Давайте составим рекомендации для детей, которые подвергаются насилию:

На доске или плакате записать предложения детей, например:

1. Сохраняй спокойствие.

2. Сдерживай гнев.

3. Говори спокойно и уверенно – это даст обидчику возможность остановиться.

4. Обратись за помощью ко взрослому, которому доверяешь (это может быть учитель, психолог, социальный педагог или классный руководитель).

5. Сообщи о буллинге кому-то из взрослых анонимно.

6. Поговори об этом со своим родителями, братом, сестрой, знакомыми, родственниками.

7. Отойди в сторону. Это не признак слабости!


Помните!

Вы не должны делать то, к чему вас принуждают силой или оскорбительными словам

Каждый ребенок имеете право на помощь

Каждый из вас имеет право жить в безопасности!


Учитель ребята, сейчас вы пройдете за компьютеры, пройдете по ссылке и ответите на несколько вопросов. В опроснике даются некоторые утверждения о насилии, а вы должны выбрать один из вариантов ответов, правильный по вашему мнению. https://docs.google.com/forms/d/1W8Rj7HepYhZuIii_JrVSSz6bcWoi-z22mAmv_iIESWs/edit


Вариант 2 (если нет возможности использовать средства ИКТ)

Детям предлагается прослушать факты о насилии и сказать, что является правдой, а что нет:

У насилия есть положительные стороны (НЕТ)

Взрослым не надо ввязываться в конфликты и разборки детей, в противном случае мы никогда не научимся разрешать конфликты самостоятельно (нет)

Если ребенок оскорбляет другого ребенка, то это является проявлением насилия (Да).

Любой вид насилия карается законом Российской Федерации (Да).

Насилие – это только тогда, когда можно увидеть следы (синяки, кровоподтеки) на теле жертвы (нет ).

Травят, бьют и издеваются всегда заслуженно (НЕТ).

Ребенок, страдающий от насилия должен молчать об этом (НЕТ).

Насилие (психологическое или физическое)- это всегда преступление (Да).

Агрессора в любом случае надо обязательно наказать, чтобы он прекратил травлю (нет, необходимо донести, убедить иначе наказание может спровоцировать еще большую агрессию)

Если жертва научиться вести себя по-иному, тогда и травля пройдет сама собой (нет)

В школе наиболее распространенное психологическое насилие, использование нецензурных слов одного ребенка по отношению к другому (да).

Нельзя   рассказывать о том, что над вами были совершены насильственные действия - это признак слабости ребенка (НЕТ).

Обижать может быть только тот, кто старше тебя (Нет)

Буллинг - это долгий процесс жестокого, осознанного обращения со стороны одного конкретного ребенка или группы детей к другому человеку или детям (Да)

Если дети неправильно отвечают на вопросы или некоторые вопросы вызывают у них затруднения, учитель обращает на них внимание, дает пояснения.


Подведение итогов занятия.

Учитель в своей жизни мы часто обижаем людей, даже не замечая этого. Мы не задумываемся, что своими словами можем очень сильно ранить человека, огорчить, обидеть, унизить и даже убить, а можем и вселить надежду, поднять настроение, сделать его счастливым.

Об этом нужно помнить при общении и конфликтах, чтобы не испортить отношений навсегда. Предлагаю вам сказать товарищу , что сидит рядом с вами «Ты лучший, потому что ...»

Наше занятие подошло к концу. Чем оно вам запомнится? 



 



Опубликовано


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 12.04.23 в 07:40 0Ответить Пожаловаться
Хороший материал. Но хотелось бы еще презентацию, на которую "опираетесь" в приведенном материале. Это возможно?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.