Презентация «Сказки в живописи русских художников»
Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района Тверская область, г. Конаково
Презентация: «Сказки в живописи русских художников».
Данная презентация рекомендуется к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми и детьми ОВЗ, воспитателей детских учреждений старшего дошкольного возраста, учителей изо начальной школы, родителей.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2023
Сказки в живописи русских художников.
Слайд 1.
Сказки тесно связаны с нашими национальными преданиями, поэтому творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Историческое наследие наших предков – устное народное творчество – называется фольклором. Очень велик был интерес к народному искусству крупнейших художников прошлого столетия.
Д о сих пор, читая сказки, мы представляем себе картины, нарисованные Виктором Михайловичем Васнецовым, Михаилом Александровичем Врубелем, Ильёй Ефимовичем Репиным, Иваном Яковлевичем Билибиным.
Слайд 2. Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в
1848 Вятская губерния, Российская империя – 1926 Москва, СССР.
Русский художник-живописец и архитектор мастер исторической и фольклорной живописи.
Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизм. Творчество художника сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн.
С лайд 3. Аленушка — Виктор Васнецов, 1881
О живление сказочного персонажа удалось художнику на славу. Аленушка предстала перед публикой живой и реальной девушкой, которая просто присела у речки, чтобы подумать о чем-то своем. При взгляде на картину у зрителя возникает ощущение тихой грусти и спокойного восхищения красотой природы. Основная тема произведения — тоска Алёнушки по потерявшемуся брату. В то же время, лицо героини выражает надежду на счастливое будущее, которое, конечно же, обязательно наступит. Минорный настрой полотна подчёркивают неподвижные ели, тёмная вода и хмурое небо. Отлично показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, что всё живое сопереживает Алёнушке и как бы старается её утешить. Все фрагменты полотна не диссонируют с общим настроем, а лишь дополняют и подчёркивают его. Каждая деталь навевает грустные мысли и заставляет испытывать щемящую тоску.
Слайд 4. Аленушка — Виктор Васнецов, 1881
Оживление сказочного персонажа удалось художнику на славу. Аленушка предстала перед публикой живой и реальной девушкой, которая просто присела у речки, чтобы подумать о чем-то своем. При взгляде на картину у зрителя возникает ощущение тихой грусти и спокойного восхищения красотой природы. Основная тема произведения — тоска Алёнушки по потерявшемуся брату. В то же время, лицо героини выражает надежду на счастливое будущее, которое, конечно же, обязательно наступит. Минорный настрой полотна подчёркивают неподвижные ели, тёмная вода и хмурое небо. Отлично показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, что всё живое сопереживает Алёнушке и как бы старается её утешить. Все фрагменты полотна не диссонируют с общим настроем, а лишь дополняют и подчёркивают его. Каждая деталь навевает грустные мысли и заставляет испытывать щемящую тоску.
Слайд 5. Ковер-самолет — Виктор Васнецов, 1880
Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Невозможно оторвать взгляд от насыщенных глубоких тонов полотна. А в центре всего этого — яркая, испускающая свет жар-птица, запертая в золотой клетке. Для русского народа нет ничего приятней, чем увидеть такое исполнение его любимой сказки. Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста.
Слайд 6. Иван-царевич на сером волке — Виктор Васнецов, 1889
Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес. Вся природа на картине отражает опасное положение героев, страх за будущее, тревожность от происходящего и испытания, выпавшего на их долю. Художник сумел передать образы из русской народной сказки настолько живо и реалистично, что сложно поверить в то, что это всего лишь вымысел. Кажется, будто мастер сам видел и был в тот момент, когда Иван-царевич вместе со своей суженной сидели верхом на огромном сером звере. Именно за такую реалистичную подачу эта картина и стала такой популярной.
С лайд 7. Богатыри — Виктор Васнецов, 1898
Картины художника стали настоящим олицетворением сказок и былин, которые так полюбились народу. «Богатыри» — это сильное духом произведение, которое нашло свою популярность, благодаря образам смелых, храбрых, могучих и непобедимых воинов, которые защищали родину всеми силами.
Слайд 8. Виктор Васнецов, Царевна-лягушка, 1918
Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей
на нем. Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной
проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом –
девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.
Слайд 9. Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель
1856,Омск, Российская империя –1910,Санкт-Петербург,Российская
империя) русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший
практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства
(живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и
театральном искусстве). Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах. Блестящий колорист и рисовальщик, человек со сложной судьбой, сложным характером и очень самобытным творчеством. Михаил Александрович Врубель принадлежал к плеяде художников и графиков, своим необычным и новаторским творчеством вызывающих всю гамму эмоций публики и критики: раздражение, недоумение, откровение, восторг.
С лайд 10. «Царевна-Лебедь», Михаил Александрович Врубель, 1900
«Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. Художнику удалось передать самый чудесный момент - превращение.
Придуманные художником черты лица передают печаль, загадочность. Они возвышают любви. Весь облик Лебедя в женском облике напоминает существо из другого мира, случайно найденного на берегу моря.
В русской мифологии лебедь - символ творческого полета, вдохновения, фантазии, воображения. Картину любили многие поэты, а коллеги мастера совершенно серьезно изучали ее, чтобы понять секрет передачи перламутровой фактуры, неуловимого движения и смешение красок.
Слайд 11. Илья́ Ефи́мович Ре́пин
1844 город Чугуев, Российская империя – 1930, Куокка, Финляндия , русский
живописец, педагог, профессор ,действительный член Императорскрй Академии художеств.Портретист, театральный художник и декоратор, иллюстратор и оформитель книг. Величайший художник-реалист, создавший эпическое изображение российской действительности во всем ее многообразии. Теории «чистого искусства» в какие-то моменты его з анимали, но лучшие работы художника далеки от них, идейная направленность картин в исполнении Ильи Репина была не недостатком, а сильнейшей стороной. Гений этого живописца не знал пределов, Репин писал на разные темы. Его интересовала история, религия, красота природы и человека. Особое место в творчестве художника всегда занимала тема социальной справедливости. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, написавшим сотни полотен. Даже в глубокой старости, перед самой кончиной, когда руки уже плохо действовали, Репин продолжал работать. Он считал, что еще не все успел сказать человечеству своими картинами.
С лайд 12. «Садко» Илья Ефимович Репин , 1876
На холсте изображено подводное царство морского царя. На дне лежит морские звезды, цветут кораллы и растут водоросли, а сверху проплывают гигантские рыбы. Огромная толща воды передана с помощью глубокого синего цвета, а глубоководное дно озарено золотистым свечением.
Садко – почетный гость на морском дне. Перед ним по приказу царя проходят девицы: в нарядных платьях и полуобнаженные, унизанные жемчугами и золотом – одна другой краше. Так морской царь предлагает Садко выбрать своей невестой любую из его красавиц-дочерей. Но молодец даже не глядит на этих разряженных заморских девиц. Ему милее скромная русская красавица в простой одежде с длинной русой косой, которая стоит поодаль от всех. Именно от нее юноша не может оторвать глаз, именно ее выбирает себе в жены. .Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.
Слайд 13. Ива́н Я́ковлевич Били́бин
1 876, поселок Тарховка, Санкт Петербургская губерния – 1942, Ленинград— русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства» непревзойдённый художник-иллюстратор русской народной сказки. Богатыри, царевны и чудовища, созданные в узнаваемом с первого взгляда «билибинском» стиле, оживали на страницах книг. Российские и советские дети многих поколений, зачарованные незабываемыми образами, даже повзрослев, считали, что именно так должны выглядеть настоящие герои и красавицы. Билибин по сей день остается самым известным книжным иллюстратором, мастером русской сказочной темы. Его контурно исполненные рисунки, раскрашенные акварелью, зачастую обрамленные нарядным орнаментом, стали эталоном иллюстрации детской книги. Стиль художника стали называть «билибинский», ему немало подражали. Нередко применительно к творчеству художника можно встретить выражение «русский модерн».
Слайд 14. Иван Билибин, «Иван -царевич на распутье», 1899Эта картина
представляет собой иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Сказка повествует об Иване-царевиче, который отправился на поиски таинственной жар-птицы, ворующей золотые яблоки у его отца.В ходе поисков Иван увидел камень с надписью:«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».Иван выбрал потерять коня. Так и вышло: утром царевич нашёл лишь обглоданные кости животного. В лесу Иван встретил говорящего волка, который признался, что это он съел коня и предложил свою помощью в поисках жар-птицы.Волк и Иван пускаются в далёкое странствие, в ходе которого Иван-царевич нашёл «Жар-птицу» и спас Елену Прекрасную.
Слайд 15. Ивана Билибина к сказке «Царевна-лягушка»
И ллюстрация Ивана Билибина является серия иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка».Пожалуй, самая яркая сцена этой известной сказки — встреча Ивана-царевича и лягушки. Фоном Картины стали многочисленные оттенки зелёного цвета, которые придают особую душевность . Действию Художник подготавливает читателя к тому, что в сказке обязательно победит добро,поэтому картина излучает счастье и положительные эмоции. Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Царевна лягушка» отличается точностью прорисовки костюмов, соответствующих своему времени. Иван одет в традиционный кафтан, зелёную шапку и сапоги, а лягушка держит в лапе стрелу и проникновенно смотрит на своего спасителя. Большое внимание художник уделил выражению лиц героев картины: отчётливо видна каждая эмоция — веселье, грусть, удивление. Видно, с какой любовью относится Билибин и к самой сказке, и к её персонажам.
С лайд 16. Иван Билибин, Баба Яга в ступе, 1900 год
Произведение иллюстрирует народную сказку “Василиса Премудрая”. На полотне мы видим удобно усевшуюся в ступу главную отрицательную героиню любимых сказок.
Несмотря на однозначный образ Бабы Яги в фольклоре, на полотне Билибина она не пугающая, а отталкивающая. Но автор не был бы признанным мастером, если бы вложил двоякий (как можно проследить по сказкам) смысл в “портрет” героини.
Длинный нос, маленькие глазки, землистое лицо – иллюстрация откровенно некрасивой и абсолютно одинокой женщины. Ее волосы запущены, давно не чесаны, сарафан пестрит заплатками. Вторая сторона образа – вызывающая жалость.
Седина старухи демонстрирует мудрость. Недаром по сюжетам она помогает возлюбленным обрести друг друга.
Благодаря развевающимся волосам понятна большая скорость ступы. Баба Яга мчится через лес, который сам по себе походит на отрицательного персонажа: сухие, покореженные деревья, засилье мухоморов, вблизи не видно птиц и зверей, мрачная “природная” палитра. В одной ее руке – перст для зерна, поднятый в угрожающем жесте, словно копье. В другой – неизменная метла. Настоящая Яга, какой она с детства представляется за чтением сказок.
Слайд 17. Иван Билибин, Княгина на теремной башне, 1902
Иллюстрации к сказке “Белая уточка” написал русский
х удожник Иван Билибин в период с Украшение Билибиным этой и других сказок замечательно в том числе возможностью художника внедрить в работу особую технику – рисование тушью, разведенной акварелью до нужного цвета.Мастер уважал и любил использовать русский орнамент в иллюстрации. Он даже ездил в российские глубинки, собирал местный фольклор и новые рисунки для своих узоров.1901 по 1902 годы.
С лайд 18. Иван Билибин,«Василиса Прекрасная и белый всадник» (1900)
Сюжет этой картины повествует о встрече Василисой Прекрасной всадника в белой одежде, с белой амуницией на белом коне. Позже от Бабы-яги девушка узнает, что это был символ рассвета – знак начинающегося дня. И по пробуждающейся природе, пробивающимся первым лучам солнца, озарившим небо розоватым светом, мы видим признаки зарождающегося утра. Василиса стоит к нам спиной, подавшись вперед от удивления и любопытства, чтобы сквозь густую листву рассмотреть явление всадника. Она одета в национальную одежду в традиционных тонах. Ее золотистые волосы заплетены в тяжелую русскую косу. В руке посох, помогающий пробираться сквозь дебри.
Слайд 19. Спасибо за внимание.
Слайд 20. Список литературы.
https://rosuchebnik.ru/material/ivan-tsarevich-na-serom-volke-opisanie-kartiny/
https://nauka.club/literatura/vasnetsov-alyenushka.html
https://infourok.ru/proekt-skazki-v-kartinah-russkih-hudozhnikov-6220819.html
https://muzei.club/belaya-utochka
https://needlewoman.ru/articles/skazki-v-zhivopisi-russkih-hudozhnikov.html
https://needlewoman.ru/articles/skazki-v-zhivopisi-russkih-hudozhnikov.html
https://needlewoman.ru/articles/repin-kartiny-po-skazkam.html
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/czarevna-lebed-kartina-mikhaila-aleksandrovicha-vrubelya
https://ru.wikipedia.org/wiki/Царевна-Лебедь_(Врубель)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Врубель,_Михаил_Александрович
https://biographe.ru/znamenitosti/ilya-repin
https://ru.wikipedia.org/wiki/Репин,_Илья_Ефимович
https://arthive.com/ru/ivanbilibin