Слайд-тренинг на тему «Художественно-изобразительные средства языка» (11 класс)

5
2
Материал опубликован 28 February

Предварительный просмотр презентации

Слайд-тренинг «Художественно-изобразительные средства языка» Автор: Волкова В.К., учитель русского языка и литературы г. Курган, 2024 год ГБОУ «Курганская областная школа дистанционного обучения»

Данная презентация рассчитана на учащихся 10 – 11 классов, может быть использована на уроках русского языка в качестве подготовки к Единому государственному экзамену, а также на уроках литературы для повторения теории литературы по теме «Тропы и фигуры речи». Задачи, реализуемые в ходе работы с презентацией: актуализировать и обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах языка; познакомить с творчеством одного из современных поэтов Зауралья; развивать навыки анализа поэтического текста; воспитывать интерес к поэзии.

Дорогие друзья! Задание №26 контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку предполагает анализ языковых особенностей текста. Используя материалы тренажера, вы сможете лучше подготовиться к выполнению данного задания. В качестве анализируемого материала предлагаем вам цитаты из стихов талантливого курганского поэта Александра Рухлова. Александр Владимирович – педагог, кандидат филологических наук, член Союза писателей России и руководитель Курганского регионального отделения Совета молодых литераторов. Если вас заинтересует его творчество, можете перейти по ссылке на персональный сайт А. В. Рухлова. Перейти к тренажёру

Инструкция Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вы должны выбрать один правильный. Если вы выбрали правильный ответ, появится «плюс». Если вы выбрали неверный ответ, появится «минус». Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!

1. Постарайтесь в пути не позабыть о главном… Возвращайтесь тогда, когда будет ещё не поздно. Люди растут сквозь сердце… Будут сумерки в окнах, будто вторая программа В телевизоре дачном. - - + - В каком примере из стихотворения «Предчувствуя осень» использована метафора?

2. «Где-то в самом сердце февраля» («Середина сердца»). Определите троп. Метонимия Метафора Эпитет Сравнение - - + -

3. Метафора Олицетворение Сравнение Эпитет - - + - «Бревенчатое царство двухэтажек…» («Домой»). Определите троп.

4. «И шепчутся сирени в сумерках…» («На родине предков»). Определите троп. Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение - - + -

5. В каком предложении стихотворения «Дай нам Бог родиться снова» не использовано олицетворение? И вода у парома дышала холодным паром… …А я брожу по городу, как блаженный, И летящие листья шагами опережаю. Осень сегодня всю ночь за окном молчала И куда-то звала заплаканными глазами. Обнажённая осень, себя не помня, входила в воду… - - + -

6. «Будут сумерки в окнах, будто вторая программа в телевизоре дачном…» («Предчувствуя осень»). Определите троп. Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение - - + -

7. Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение - - + - «И строчки улиц, как родная речь, Пускай асфальт, как рубище, в заплатах…» («Домой»). Определи троп.

8. В каком из примеров стихотворения «Старые дворы» нет эпитета? У лохматого сонного тополя Голова запрокинута ввысь. Сдержишь слёзы. Негоже. Не маленький. Но качели заплачут с тоски. Ты узнаешь дворы обветшалые, И тебя узнают здесь пока. За песками далёкой песочницы Спят жирафы из радужных труб. - - + -

9. «И река полноводней, и картошка — уже с грибами. И поленья трещат, и к лицу паутина липнет». («Предчувствуя осень»). Определите стилистическую фигуру. Анафора Многосоюзие Градация Парцелляция - - + -

10. «И чего бы им, крылатым, не спать?» («Голубок»). Определите фигуру речи. Риторическое восклицание Риторический вопрос Риторическое обращение Умолчание - - + -

11.  На самой глухой окраине Самого дальнего захолустья Ждали следа Царя Израиля Голубые озёра грусти. Анафора Эпифора Композиционный стык Параллелизм - - + - Голубые озёра грусти, Рыба идёт на нерест. Так замолчал Заратустра, Лишь страниц пожелтевших шелест. («Голубые озера грусти») Определите стилистическую фигуру.

12. В каком примере из стихотворения «Домой» есть анафора? Ты спишь, ты спишь, мой город красных крыш, Под белым тополиным одеялом. Я припаду. Слезу смахну с лица. Я припаду – усталый и счастливый. Я буду тих. Но ты меня услышь. Нас долго расстоянье разделяло. Кричит в рассвет, бьёт крыльями, и вот – Восходит солнце. И тебе не спится. - - + -

13. «В чёрно-белых бемолях скользят, В чёрно-белых диезах скользят, «Жигулёнка» сминая в гармошку» («Гравюра»). Определите фигуру речи. Параллелизм Инверсия Градация Эллипс - - + -

14. «В зале погаснет свет. Тайна и полумрак. Маска и человек, Друг и заклятый враг» («Тишина за кулисами»). Определи фигуру речи. Градация Антитеза Парцелляция Умолчание - - + -

15. «Остановись. Прислушайся. Замри.» («Чистый понедельник»). Определи фигуру речи. Параллелизм              Градация Эллипс Парцелляция - - + -

Если было много ошибок, необходимо поработать с теоретическим материалом.

Теоретический материал Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий. Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились). Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял). Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно). Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел). Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал). Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить). Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу) Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство). Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль). Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

Фигуры речи (стилистические фигуры) – выразительные средства языка. Служат для создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения. Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия. Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный. Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения. Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.

Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя. Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов. Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Композиционный стык или анадиплозис (греч. anadiplosis – «удвоение») – фигура речи, состоящая в повторении слова, находящегося в конце одной части высказывания, в начале его второй части

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Содержательный материал в презентации! Хотелось бы ознакомиться с пояснительной запиской. Как я понимаю, презентация интерактивная. Каким образом увидеть её в действии?

28 February

Добрый день. Если презентацию скачать, то можно увидеть ее в действии)

28 February

Похожие публикации