Словарный урок по русскому языку «Такие разные словари» (4 класс)
Всероссийский конкурс "Словарный урок"
«Лучший урок-игра»
номинация
Внеклассное мероприятие
"ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ"
Шипунова Галина Александровна
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мартюшевская средняя общеобразовательная школа»
Тарского муниципального района Омской области
.учитель начальных классов
первая квалификационная категория
село Мартюшево, 2023 г
Пояснительная записка
Для участия во Всероссийском конкурсе "Словарный урок" представляю конспект занятия внеклассного мероприятия по русскому языку по теме «Такие разные словари».
Актуальность темы обусловлена тем, что умение пользоваться различными словарями на уроках русского языка и литературного чтения является одним из требований стандартов начального общего образования для обучающихся начальной школы. Мир не стоит на месте: он развивается. В обиход человека входят все новые и новые слова, многие из них не понятны и трудны маленьким школьникам. Одновременно на задний план уход речь наших бабушек и дедушек и, следовательно, в изучение классической литературы тоже возникают трудности: многие слова забыты и не понятны для восприятия. Поэтому возникает необходимость в применение таких методов и приёмов работы со словарями, чтобы ребенок в процессе работы мог самостоятельно изучать, мыслить, размышлять, делать выводы. Для того, чтобы учение было интересным, увлекательным и успешным, учителя начальных классов стараются используют занимательные задания и игровые формы обучения, которые мотивируют детей активнее искать и находить правильное решение грамматических задач. Поэтому была выбрана форма проведения –деловая игра.
Занятие разработано для учащихся 4 класса,10 лет, без особенностей.
Роль и место внеурочного мероприятия в системе работы:
данное мероприятие проводится в рамках курса по выбору
"Лесенка знаний".
Цели: Создание условий для совершенствования работы с разными видами словарей, формировать лексикографические умения обучающихся.
Способствовать формированию образности речи, развивать устную речь учащихся, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа.
Планируемые результаты:
Личностные УУД у обучающегося будут сформированы:
• осознание роли словаря, слова, языка и речи в жизни людей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Умение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные УУД
Уметь слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывания; уметь вести поиск и выделять необходимую информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД
Умение работать в командах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её.
Форма проведения: деловая игра.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
1. дифференцированный подход;
2. развивающее обучение;
3. технология обучения в сотрудничестве;
4. коммуникативная технология;
5. ИКТ-технологии.
Оборудование:
Карточки с заданиями, различные словари на столах каждой из двух команд (орфографический, толковый, фразеологический, словарь синонимов, антонимов и др.), мультимедийная презентация, жетоны.
Предварительная работа: выработка умения поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.
Основная часть
Ход занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель. Здравствуйте , ребята. Сегодня я начну урок такими словами:
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»
(Ж.Ж.Руссо)
И это действительно так, я в этом уверенна. У вас на столе лежат сердечки. Я хочу чтобы вы на них написали "Я ВСЁ СМОГУ" или "У МЕНЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ". И, когда возникнут трудности или вы засомневаетесь в себе, прочитайте эту запись.(Дети выполняют)
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в интереснейшее путешествие. Ваша задача быть внимательными, активными и постараться вернуться из этого путешествия с новыми знаниями. Итак, мы начинаем.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Учитель. Игра "За словом в карман"
Перед вами четыре волшебных слова:
АРД,УГЛ, ОЛПК, КУАШТ.
Каждое слово может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставить буквы. Даю вам 5 минут. Вперёд!
(Дети составляют слова: ДАР, ЛУГ, ГУЛ, ПОЛК. КЛОП, ШУТКА)
Учитель. Какие вы молодцы. Сколько слов составили, у вас всё получилось!
Учитель. Ребята, вы когда-нибудь задумывались сколько слов в русском языке?(Ответы детей)
-В русском языке более 500 тысяч слов. Как вы думаете, а есть ли люди, которые знают все слова??
Существует изречение:
"Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос".
-А кто из вас знает где "хранятся" слова?
-Где мы можем узнать об их правильном написании?
-Об истории происхождения слов?
(словари)
В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.
Значение слова Словарь по словарю Ушакова:
СЛОВАРЬ - Книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (напр. по алфавиту), с теми или иными объяснениями. Англо-русский словарь (содержащий перевод англ. слов на русский язык). Латинский словарь (содержащий перевод латин. слов на какой-н. язык). Толковый словарь (содержащий толкование значений слов). Этимологический словарь (объясняющий происхождение слов). Энциклопедический словарь. Технический словарь. Словарь русских писателей (содержащий перечень писателей и биографические и библиографические сведения о них).
Информация о дате 22 ноября.
Учитель. 22 ноября в России отмечается замечательный праздник – День словарей и энциклопедий. Этот праздник для тех, кто хочет много знать, непрерывно повышает свой интеллектуальный и культурный уровень. России необходимы умные и образованные люди, поэтому нам нужно с детства дружить со словарями. Они помогут не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождения слов, но и расширят кругозор, дадут сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, приобщат к культуре народа.
- Почему именно 22 ноября объявлен Днем словарей и энциклопедий? Это день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя "Толкового словаря живого великорусского языка".
2.Постановка учебной задачи.
Учитель. Зачем нам нужны словари и пригодятся ли они вам в жизни? На этот вопрос вы ответите мне в конце урока.
Учитель. Предлагаю вам поделиться на 2команды. Вытягиваем жребий: команда 1, команда 2.
(деление на команды, рассаживание по командам)
3. Основной материал с методами активного обучения.
Учитель. Готовы? Тогда приступим.
1 станция. "Орфографическая"
Учитель: Первая станция. На этой станции мы пишем словарный диктант. Каждой команде по очереди задаю загадку, вы записываете
отгадку - словарное слово. за верный ответ -1 жетон.
1.Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся — обнимает и дерётся. (Ветер.)
В. Фетисов
2.На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона.)
3.Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)
4.Тоненькое, кругленькое, сердце тёмненькое,
Кто его видит, мысли знает. (Карандаш.)
5.Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна. (Капуста.)
6.Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки.)
В. Фетисов
7.Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова.)
8.Железный нос в землю врос, копает, землю разрыхляет. (Лопата.)
9.Деревянная шея, железный клюв, кричит тук-тук-тук! (Молоток.)
10.Старик-шутник на улице стоять не велит, а нос домой тянет. (Мороз.)
11.С хозяином дружит, домик сторожит.
12.Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Собака.)
15.То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?.. (Тетрадь.)
Н. Шевляков
14.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)
15.Кто ни пройдёт — всяк поклон кладет. (Земляника.)
16.Деревянная дорога, вверх идёт она отлого, что ни шаг, то овраг. (Лестница.)
17.Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овёс.)
18.С неба солнце золотое золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною золотые усачи...
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
в нашей печке золотятся золотые калачи. (Пшеница.)
Учитель: Как узнать правильно ли вы записали слова? Конечно же, заглянуть в орфографический словарь. Проверьте правильность написания слов. Вспомните! Как нужно пользоваться словарями?
За каждое верно написанное слово дополнительно 1 жетон.
2 станция "Объясни"
Учитель. Очень часто нам приходится сталкиваться со словами, которые не знаем, не понимаем что они обозначают. И тогда нам может помочь ещё один словарь "Толковый"
Следующее задание: у вас на столах Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, рядом конверт со словами.
Ваше задача по сигналу открыть конверт и как можно быстрее найти значение всех слов. за каждое слово 1 жетон. Итак, начинаем!
1 конверт: Сухостой, Нежиться, Милосердие , Верность
2 конверт: Щедрость, Ямщик, Добродушный, Предательство
3 Станция "Крылатые выражения"
Учитель. Вот мы и подошли к следующей станции. Вам приходилось когда- нибудь слышать такие выражения: "Что нос повесил?" или "У тебя слишком длинный язык". Когда так говорят? Как называются эти словосочетания? Это фразеологизмы.
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые образовались в языке многие столетия назад. Некоторые пришли к нам из других языков. Некоторые фразеологические обороты уходят корнями в древнюю мифологию. Фразеологизмы нужны для того, чтобы наша речь стала более выразительной, красивой, эмоциональной, насыщенной.
Задание: "Фразеологический словарь языка В.И. Даля" является первым серьезным исследованием фразеологического состава языка произведений В.И. Даля в отечественном языкознании.
По моей команде, вы начинается искать объяснение сочетаний слов. За каждую карточку 2 жетона. Да, поможет вам в этом словарь.
1 команда 2 команда
"белая ворона", "игра не стоит свеч",
"плыть по течению", "пустить козла в огород", "наводить мосты", "мало каши ел",
"пальчики оближешь", "делать из мухи слона",
"плясать под чужую дудку", "остановят только танки"
4 станция « Найди пары»
Учитель. Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары. Сколько пар, столько жетонов. 3 минуты.
алфавит |
аккуратный |
Учитель: ребята, а как называются эти пары слов? Синонимы.
Существует и словари "Синонимов", "Антонимов" ,"Омонимов"и т.д.
А какие еще существуют словари, выбудете узнавать на уроках русского языка.
4.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель. А теперь подсчитаем жетоны. И победила команда.......
Учитель. Ребята, перед нашем состязанием я сказала, что в конце нашего занятия вы ответите на вопрос. Кто помнит какой?
Учитель. Зачем нам нужны словари и пригодятся ли они вам в жизни?
(ответы детей)
Учитель. Я хочу вас поблагодарить сегодня за ваш труд. Вы действительно сегодня очень хорошо потрудились и эти труды принесут вам в будущем плоды - хорошие знания.
Учитель. И в завершении я хочу, чтобы вы поблагодарили друг друга.
"Благодарю…".
Учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
Итог урока.
В ходе данного мероприятия дети обзорно познакомятся с некоторыми видами словарей, но не со всеми. Узнают, как строится словарь и его страница, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения). Основная работа со словарями проводится с целю:
- использование словаря в качестве учебника русского языка.
Заключение
Внеурочное занятие «Такие разные словари» имеет познавательно-практическую направленность. Учащиеся не только знакомятся с различными видами словарей, но и участвуют в самостоятельно-поисковой и исследовательской деятельности; анализируют словарные слова, учатся систематизировать их по заданному алгоритму. Игровые моменты и элементы соревнования делает мероприятие более интересным.
Данная методическая разработка или ее отдельные элементы могут быть использованы на уроках русского языка, родного русского языка.
Список источников
1.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. Кн. для учащихся.-М.: Просвещение, 1991.-222 с.
2. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
3. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л:Просвещение,1990 г.
4. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. -М.: ВАКО, 2009 г.
5. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах.-М: Просвещение, 1991 – 112 с.- (Творческая лаборатория учителя начальных классов).
6. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995 г.
7. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.
8. "Толковый словарь русского языка" под ред. проф. Ушакова Д. И.
9. "Словарь русского языка", Ожегов С.И.
10. "Орфографический словарь"
11. Фразеологический словарик “Учусь понимать образные выражения” Г. М. Ставской;
Интернет-ресурсы
1.http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Languages/Russian/7419/7424
2. https://slovarozhegova.ru/?ysclid=lnbv9ffjfr396273995
3.https://skyteach.ru/2020/10/12/interesnye-priemy-zaversheniya-uroka/?ysclid=lnburw88df66170734
4. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/10/refleksiya-v-kontse-uroka
5. https://wordsonline.ru/dicts/orthography.html
6. https://archive.org/details/2016.-202
Медведева Татьяна Петровна