Словарно-фразеологическая работа в начальных классах
Словарно-фразеологическая работа в начальных классах.
Автор: Корякина А.А., учитель начальных классов
МБОУ Верхневилюйская СОШ№4 им.Д.С.Спиридонова
Современное общество на данный момент очень тесно связано с цифровыми технологиями, что у подрастающего поколения сознание стало, как теперь говорят, “клиповым”. Недаром одной из важнейших целей ФГОС НОО стало повышение читательской грамотности. Педагогическая практика выяснила, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Наиважнейшей целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения языком. Фразеологизмы обогащают речь, они точно, метко и очень образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Помочь овладеть этим богатством – задача школы.
Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного и русского языков не нашла должного внимания: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками. Практически работа над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значения тех оборотов и выражений, которые встречаются при чтении текстов на уроках литературного чтения. Когда как на школьных (улусных) олимпиадах по якутскому и русскому языкам всегда есть задания с фразеологизмами. А большинство учащихся с этими заданиями не справляются. Ученики фразеологизмы объясняют буквально. Это значит, что они не понимают сути фразеологизмов. Следовательно, к изучению фразеологизмов в начальной школе надо подойти более основательно и системно, чтобы учащиеся получили базовый уровень фразеологических знаний.
Цели и задачи изучения фразеологии:
В наш век глобализации важно владеть несколькими языками. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы практического усвоения русской фразеологии с целью развития речевой деятельности учащихся на втором языке.
Основными задачами фразеологической работы являются:
Накопление и обогащение фразеологического запаса учащихся;
Коммуникативная направленность обучения, введение фразеологизмов в речевую практику;
Активное употребление фразеологизмов в устной и письменной речи;
Повышение культуры речи школьников в связи с изучением фразеологии;
Обучение русской фразеологии осуществляется в тесном единстве с работой по усвоению системы русского языка в целом, а также в сравнении и сопоставлении с фразеологизмами якутского языка.
Новизна и практическая значимость:
Систематическая словарно-фразеологическая работа обогащает словарный запас учащихся. Они начинают понимать все тонкости и нюансы русской речи, свободно и полно выражать свои мысли. Хорошая пропедевтическая работа с фразеологизмами в начальных классах позволяет в старших классах более основательно изучать фразеологические единицы.
Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Фразеологизм (от греческого «фразис» - выражение) – это устойчивое сочетание, используемое для называния отдельных предметов, действий, признаков. Фразеологизмы часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания
образности, выразительности словесного описания. В своей речи мы нередко используем различные меткие выражения из произведений писателей, поэтов, из народных сказок, легенд и мифов. Чтобы этого добиться в речи учащихся, надо продумать методический подход к изучении фразеологизмов в начальной школе.
Глава 1. Основы обучения фразеологизмам русского языка.
1.1. Дидактические основы методики обучения фразеологии русского языка в национальной школе.
В методике преподавания фразеологии русского языка в якутской школе используются общедидактические принципы (наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики) и специальные принципы, вытекающие из особенностей изучаемых фразеологических явлений.
Это следующие принципы:
1. Экстралингвистический принцип (сопоставление с реалией);
2. Лексико-грамматический принцип (сопоставление лексического и грамматического значения фразеологизма)
3. Системный принцип (сопоставление единиц фразеологии)
4. Функциональный принцип (сопоставление фразеологизмов со сферами их употребления)
5. Исторический принцип (сопоставление истории фразеологизма и истории реалии)
Экстралингвистический принцип применим к фразеологизмам с конкретным значением. Опора на экстралингвистический принцип предполагает показ учащимся либо предмета и действия, либо рисунков этих предметов и действий, либо того и другого, вместе взятого.
Лексико-грамматический принцип. Сопоставление лексических и грамматических значений позволяет точнее раскрыть сущность изучаемого явления, предупредить ошибки учащихся в разграничении сходных в чём-либо явлений.
По грамматической структуре фразеологизмы делятся на два основных разряда:
1) фразеологизмы, имеющие грамматическую структуру предложения.
2) фразеологизмы со структурой словосочетания.
Фразеологизмы обладают постоянством лексического состава, чем отличаются от свободных словосочетаний. Например, девичья память – плохая память. Значение «плохой» применимо многим явлениям: можно сказать плохая погода, плохая видимость, но слово «девичья» с этим значением нельзя использовать в выражениях девичья погода, девичья видимость.
Системный принцип целесообразно использовать при изучении многозначности, синонимии, антонимии фразеологизмов. Данный принцип реализован в виде материалов для наблюдений, заданий к упражнениям и дополнительных заданий к текстам упражнений.
Функциональный принцип.
Фразеологизмы, имеющие одно и то же значение, могут быть использованы в разных ситуациях.
Исторический принцип применим при изучении происхождения фразеологических единиц, а именно заимствованных, устаревших и новых фразеологических единиц.
1. 2. Содержание и этапы работы по фразеологии в начальной школе
Дошкольный речевой опыт детей-саха формируется в основном на родном языке. Важно, чтобы ученик сначала ознакомился с фразеологическими единицами родного языка с первого класса. Параллельное ознакомление с фразеологизмами русского и родного языков имеет огромное методическое значение. Сопоставительный материал на родном языке мог бы быть весьма полезным для усвоения русских фразеологизмов. Важно не переборщить в этом. Необходимо учитывать, что прямое сопоставление часто приводит к неоправданному смешению фразеологических систем и изучаемых языков. Учёт родного языка облегчает восприятие фразеологического материала на русском языке. В начальной школе происходит практическое знакомство с фразеологическими единицами. Дети узнают, что есть слова, которые могут более выразительно и красочно обозначать те или иные понятия, учатся выбирать слова и сочетания для выражения мысли, заниматься устранением однообразного употребления слов в устной и письменной речи. Практическое усвоение фразеологических единиц и других лексических явлений обогащает словарный запас учащихся, что служит основой работы по стилистике и ярким материалом для развития всех видов речевой деятельности. Но к этому надо подготовить учащихся. В первом классе наблюдается словарный дефицит русских слов, недостаточное развитие навыков устной речи. Поэтому с первого класса надо вести усиленную работу над развитием русской речи учащихся, потому что чем выше уровень владения русским языком и речью, тем эффективнее изучение русской фразеологии. В учебниках русского языка (Программа «Гармония») даны следующие фразеологизмы и их этимология: Красная строка, баклуши бить, несолоно хлебавши. По литературному чтению фразеологизмы и устаревшие слова встречаются во многих произведениях. Но методически работа над фразеологизмами не определена, так как эти учебники рассчитаны на русскоязычных детей. Нашим учащимся трудно осмыслить фразеологизмы, встречающихся в контексте произведений. Поэтому необходимо вести тщательную работу по развитию русской речи, где можно в полном объёме работать по системе упражнений «Фразеология». Это обеспечит преемственность в обучении русской фразеологии и облегчит усвоение устойчивых оборотов в среднем звене.
Этапы словарно-фразеологической работы.
1 класс. Лексическая работа по накоплению словарного запаса на русском языке.
2 класс. Ознакомление с фразеологическими единицами, не называя научного термина.
3-4 классы. Фразеология как единица языка. Употребление фразеологизмов в речи. Синонимия и антонимия фразеологизмов. Работа со словарём.
В результате изучения учащиеся должны:
Отличать лексическое значение от грамматического;
Толковать лексическое значение известных им слов и фразеологизмов;
Определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте;
Подбирать изученные фразеологизмы и составлять с ними тексты;
Группировать по синонимии и антонимии фразеологизмы и лексические явления.
Таким образом, изучение фразеологии развивает внимание учащихся к значению и употреблению фразеологизмов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова или фразеологизма для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений как выразительно-изобразительными средствами изучаемых произведений на уроках чтения, формирует умение пользоваться толковыми словарями и фразеологическими словарями. Через интерес к фразеологии развивается интерес к русскому языку в целом.
1.3. Предупреждение ошибок учащихся при употреблении фразеологизмов русского языка.
В основном дети допускают грамматические и речевые ошибки при употреблении фразеологизмов в своей речи. К речевым ошибкам относятся:
Употребление слова в несвойственном ему значении
Неразличение оттенков значения синонимов, нарушение лексической сочетаемости, тафтология. Это связано с недопониманием значения фразеологических единиц.
Не умеют сопоставлять и сравнивать фразеологизмы русского и якутского языков;
Например: Олимпиадное задание (4 класс): подбери к фразеологизму «Остался с носом» подходящий фразеологизм на якутском языке. Ученик выбрал – мунна эрэ хаалыар дылы ырбыт.
Чтобы предотвратить возможные ошибки надо обратить внимание:
На словообразование (наложить веток – наложить вето);
На связи управления или согласования в сочетании фразеологизмов с другими членами предложения (ломал голову из-за задачи, ломал голову над задачей);
На построение предложений с фразеологизмами (написал красную строку);
Таким образом, изучение фразеологизмов проводится по следующим направлениям:
словообразование
морфология
синтаксис.
Глава 2. Методика словарно-фразеологической работы.
2.1. Методическая модель словарно-фразеологической работы в национальной школе.
Классификация упражнений по обучению русской фразеологии.
При разработке типологии упражнений нужно выделить два типа упражнений – языковые и речевые.
Так, И. В. Рахманов выявляет следующие цели языковых и речевых упражнений.
Основная цель языкового упражнения – усвоение конкретного языкового материала, его формы, значения, употребления. Особенность языковых упражнений – аспектная направленность (деление упражнений на фонетические, грамматические, лексические).
Цель речевых упражнений – воспроизведение языкового явления в речи, понимание на слух, тренировка спонтанного употребления выученного материала. Указанное деление упражнений на языковые и речевые получило широкое распространение в методике преподавания иностранного языка и русского языка как неродного.
Рассмотрение характеристики данных типов упражнений применительно к национальной школе, в частности, фразеологическому аспекту обучения. Данная классификация позволяет выделить особые типы упражнений в зависимости от основного целевого их назначения (упражнения, формирующие умения и навыки устной, письменной речи, диалогической и монологической речи с учётом их различий).
При разработке указанной классификации упражнений по обучению русской фразеологии придерживалась следующих требований (по О. П. Гаврильевой):
Упражнения должны предполагать усвоение фразеологизмов и формировать совокупность речевых умений и навыков;
Упражнения должны представлять собой частную систему упражнений, назначение которой – практическое овладение одним из уровней языка (фразеологизмы) и формирование соответствующих умений и навыков;
Система упражнений должна способствовать практическому усвоению языка в целом и взаимодействовать с другими разделами языкознания;
Упражнения должны разрабатываться с учётом трудностей фразеологического материала и включать в себя упражнения, ориентированные на национальную школу
Каждому типу умений и навыков должны соответствовать упражнения, отражающие их специфику. Эффективность каждого упражнения определяется тем, насколько оно обеспечивает формирование фразеологических умений и навыков;
Последовательность введения фразеологических единиц определяется следующими задачами обучения:
- учёт особенностей фразеологии родного языка;
- учёт коммуникативной значимости фразеологизмов
- учёт системных связей фразеологизма, т.е. фразеологизмы вводятся после того, как в соответствии с лексическим минимумом изучены слова, входящие в фразеологические единицы, усвоение слов, с которыми они сочетаются.
- фразеологизмы могут активизироваться в связи с изучением тех или иных разделов грамматики. Например, при изучении существительных вводятся именные фразеологизмы, глагола – глагольные и т д
- использование фразеологизмов из произведений, изучение которых предусмотрено программой по литературному чтению
- использование информационных технологий обучения.
Характеристика системы упражнений:
Последовательность упражнений;
Системность подачи упражнений и заданий;
Соответствие учебной программе, связь с содержанием обучения;
Наличие элементов новизны, игровых моментов в системе упражнений;
Опора на знания учащихся по родному языку;
Опора на новые информационные технологии обучения;
Упражнения по словарно-фразеологической работе распределила по двум категориям:
Категория 1. Комплекс упражнений на усвоение лексико-грамматического значения фразеологизмов.
Упражнения, направленные на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике.
Упражнения на определение лексического значения фразеологизмов.
Упражнения, связанные с уточнением лексического и грамматического значения выражений.
Категория 2. Комплекс упражнений, направленный на практическое усвоение фразеологизмов.
Упражнения на нахождение фразеологизмов в тексте.
Упражнения на употребление фразеологизмов в речи.
Различные виды диктантов, изложения, тест, викторины;
2.2. Комплекс упражнений на усвоение лексико-грамматического значения фразеологизмов.
Упражнения, направленные на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике.
Прочитайте стихотворение. Объясните смысл выделенных выражений. (2 класс)
Дружнее этих двух ребят
на свете не найдёшь.
о них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
Ежатки – детки хоть куда,
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
в ежовых рукавицах.
Дополните каждое предложение одним из записанных в столбике выражений.
(2 класс)
Мы долго спорили, доказывая друг другу и, наконец, … Ручеёк высох, деревья засохли, и люди … Мне было очень стыдно за тебя, я … | Забить тревогу. Не знал, куда глаза девать. Находить общий язык. |
Замените каждое фразеологическое выражение одним словом.
Прочитайте текст. (2 класс).
На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга, помахивая хвостиками сидели две птички. Они вели какой-то, только им понятный, сердечный разговор. И вдруг, заметив меня, одна птичка камнем упала с макушки, а за ней – другая. Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз: третий лишний. Из берёзовой рощи вновь раздался их птичий разговор.
- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний? Озаглавьте текст.
- Что значит слово «с макушки»?
Прочитайте текст. (3 класс)
В Древнем Риме каникулы начинались с появлением над горизонтом звезды Сириус, которая считалась охотничьим псом небесного гончего Ориона. В это время наступали самые жаркие дни. Люди устраивали перерывы в делах. Латинское название собаки – каникула. И выходит, что каникулы – «Собачье время», или время, когда можно «гонять собак».
Как вы думаете, что означает выражение «гонять собак»?
Определите, какие из выделенных сочетаний являются словосочетаниями, какие фразеологизмами. (3 класс)
- От нашего села до города четыре версты.
- Идёт по улице Серёжа Иванов, и все на него оборачиваются – настоящая верста коломенская.
Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведённых фразеологизмов. (2 класс)
(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; биться головой об (пол, стенку, дверь); как мёртвому (банки, припарки, горчичники); ); гоняться за двумя (зайцами, волками, белками); как сыр в масле (кататься, купаться, спать); за тридевять (рек, озёр, земель).
Объясните значение этих фразеологизмов.
Особый интерес у учащихся вызывают упражнения, в которых осознание смысла фразеологизма помогает рисунок. (2 класс)
Первый тип таких упражнений – это, когда фразеологизм соотносится с рисунком, отражающим прямое значение сочетания слов.
Методика использования упражнений такого типа на уроке.
Вызываются 2-3 ученика к доске и даётся следующее задание:
Нарисуйте рисунок к выражению спустя рукава. Можно показать ранее заготовленный рисунок.
Практическое иллюстрирование: надеть на ученика свитер или куртку большого размера и дать ему задание положить свои учебные вещи в сумку. Удастся ли ему это?
Что, по- вашему, означает это выражение? (небрежно, кое-как).
Дополните предложения данным выражением:
Укорял он меня всю дорогу за то, что мы ничего не делаем, работаем ….. (спустя рукава). Что за слово – рукава? На какой вопрос отвечает? В каком числе стоит?
Второй тип упражнений: на основе данного слова и рисунка дети «создают» фразеологизм, а затем выясняют его значение:
Составьте по данным словам и рисунку два выражения. Объясните их смысл.
В ешать Задирать Зарубить на Водить за | Носить на Сложа Рука об На скорую |
Н е смыкать Пуще Во все |
Спустя Засучив |
На босу …
Тепличное
На написано
Ни …. ни
Составьте с этими выражениями предложения или диалог. Если дети не могут самостоятельно справиться с заданием, учитель начинает предложение, а учащиеся дополняют его следующим выражением.
Чтобы усвоение фразеологизмов не ограничивалось только ознакомлением с их значением, необходима систематическая речевая деятельность, направленная на употребление этих выражений на уровне словосочетания, предложения и текста.
Какие из фразеологизмов могут употребляться в качестве простых (свободных) словосочетаний. (4 класс).
Скатертью дорога, намылить голову, море по колено, гонять лодыря, сматывать удочки, опустить руки, кривить душой, повесить нос;
Упражнения на определение лексического значения фразеологизмов;
Прочитайте. Запомните значения фразеологических оборотов. С некоторыми из них составьте предложения.(2 класс)
Длинный язык – неумение хранить тайну, не в меру быть болтливым.
На край света – куда-нибудь далеко, в любое место, куда угодно.
Ни за какие коврижки – ни в коем случае.
за семью замками – под надёжной охраной, в самом затаённом месте;
Бить баклуши – бездельничать.
Объясните смысл фразеологических оборотов, приводя примеры. (3 класс)
Биться как рыба об лёд, заварить кашу, бросаться в глаза, под рукой, шаг за шагом, два сапога пара.
Найдите в словаре все фразеологизмы со словом нос. Выпишите и дайте объяснение.(3 класс)
Замените фразеологические обороты подходящими по смыслу словами.(3 класс)
Летом мы помогаем взрослым, а не сидим сложа руки. Мы не привыкли работать спустя рукава. Мальчики сломя голову побежали к реке. Я долго ломал голову над задачей.
Слова для справок: думал, плохо, замолчала, быстро, ничем не занимаясь.
Объясните, что обозначают эти фразеологические выражения. Подберите к фразеологизмам подходящие значения. (4 класс)
Алые погоны, пятый океан, зелёные береты, чёрное золото, корабль пустыни, стальной конь, золотые руки, тёртый калач, синяя птица.
Слова для справок:
Суворовцы, десантники, нефть, небо, верблюд, бывалый человек, мастер своего дела, мечта, трактор.
Найдите аналогичный фразеологизм на родном (якутском) языке.(4 класс)
Кожа да кости, поставить на ноги, сидит как корове седло, одни глаза остались, подрезать крылья, входить в тело.
(атаҕар туруор, ынаҕы ыныырдаабыкка дылы, кынатын сарбый, хараҕа эрэ хаалбыт, эт туруйар, уҥуох да тирии).
Подберите к якутским фразеологизмам близкие по значению русские сочетания.
(4 класс).
Абааhы олоппоhо, ити айылаах буолан, сирэйэ-хараҕа алдьанар, таҥас бэркэ барар, сурэ-кута тостубут, уут-укчу, сааhын сиппит.
(с ноготок, как в воду опущенный, к лицу, дурён как смертный грех, лица нет, как две капли, вступать в возраст).
Упражнения, связанные с уточнением лексического и грамматического значения выражений.
Замените в данных выражениях прилагательные антонимами. Поработайте над орфограммами. Какие выражения у вас получились? Как вы понимаете их смысл. (2 класс)
Ни[с]кая оценка, у[с]кий круг, кре[п]кое здоров?е, лё[к]кая задач*, добрая новость, холодная встре[ча], с т[и]желым сер?цем;
Слова для справок: ш*рокий, высокий, слабый, пл*хой, тёплый, лё?кий, трудный.
Какое из трёх выражений больше всего подходит для заголовка данного текста: Бок о бок. Плечом к плечу. Стар и мал. (2 класс)
Все охотно взялись за дело. Ребята катали комья и ловко ставили друг на друга. Малыши принесли угольки и красную морковку. Дядя Кузьма вручил нам новую метлу.
К выражениям в левой колонке подберите антонимы из колонки справа. (2 класс)
Брать себя в руки | Спустя рук[а]ва |
Зав*рить кашу | Вых*дить из себя |
Засучив рукава | Ра[с]хлёбывать кашу |
Первым дел[а]м | На худой к*нец |
В лучшем случае | В последнюю очере[т’] |
К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа. (3 класс)
З[а]л[а]тые руки | См[а]треть с глазу на глаз |
З[а]крывать глаза | См[а]треть скво[с’] пальцы |
Пл[и]чом к пл[и]чу | Мастер на все руки |
[а]дним словом | Лодыря г[а]нять |
Бить баклуши | Кот наплакал |
[а]дин на один | Бок о бок |
Капля в море | К[а]роче говоря |
Замените словосочетания фразеологизмами. (3 класс)
Привлекать внимание | Душа в душу |
Очень дружно | Сбиться с ног |
Сильно устать | Ни жив ни мёртв |
Круглые сутки | Ломать голову |
Сильно перепуган | Ни днём ни ночью |
Усиленно думать | Зелёная улица |
Глубоко волновать | Задевать за живое |
Свободный путь | Бросаться в глаза |
Замените выражения словами, которые отвечают на вопрос как? (4 класс)
Например: капля в море – мало;
В темпе, без сучка и задоринки, шаг за шагом, как снег на голову, в одну минуту, всей душой, всё время, как зеницу ока, как по маслу, рука об руку, на скорую руку, битый час;
Слова для справок:
Хорошо, быстро, постоянно, неожиданно, постепенно, свободно, быстро, сильно, заботливо, легко, долго, вместе.
Замените выражения близкими по смыслу глаголами.. Придумайте предложения с этими фразеологизмами. (4 класс)
Б[а]леть душой, брать за душу, д[и]ржать в уме, попасть в точ?ку, сл[а]жить голову, бить тр[и]вогу, зу[п] на зу[п] (не)попадает.
Слова для справок:
Помнить, волноваться, угадать, волновать, мёрзнуть, погибнуть, беспокоиться.
Прочитайте текст и найдите фразеологизмы. Как вы их понимаете? (4 класс)
Мой друг Лёня – золотой человек. Он всем помогает. Мы с ним часто вместе готовим домашнее задание. Он живёт в двух шагах от моего дома. с первого взгляда он определяет, где трудная задача. Я на седьмом небе, когда я получаю пятёрку за контрольный диктант. Невозможно рассказать в двух словах .о героизме наших солдат во время Великой Отечественной войны.
2.3. Комплекс упражнений, направленный на практическое усвоение фразеологизмов.
Упражнения на нахождение фразеологизмов в тексте.
Этот вид упражнения используется не только на уроках чтения, но и на уроках русского языка. На уроке литературного чтения всегда проводится словарная работа. Кроме объяснения новых слов, всегда обращаю внимание на раскрытие смысла фразеологизмов, находящихся в контексте литературного произведения.
Например, в рассказе В. Осеевой Почему? встречаются следующие фразеологизмы:
Уши мои горели, на сердце становилось тяжелее, мурашки пробегали по спине;
Уши горят – от стыда
На сердце становилась тяжелее – сильно грустить, быть подавленным
Мурашки пробегали по спине – (зд.) тревожиться.
При пересказе должны употреблять в своей речи выученные фразеологизмы.
Определите, какие из выделенных сочетаний являются словосочетаниями, какие фразеологизмами. (2 класс)
- От нашего села до города четыре версты.
- Идёт по улице Серёжа Иванов, и все на него оборачиваются – настоящая верста коломенская.
Выпишите отдельно словосочетания и фразеологизмы. Составьте с ними предложения. Объясните значения фразеологизмов.(3 класс)
Вешать голову, вешать картины, вешать пальто; тёмный лес, смешанный лес, зимний лес; до глубины души, морская глубина; ни сучка ни задоринки, ни сучка ни веточки;
Найдите фразеологизмы в предложениях и подчеркните их. (3 класс)
Молчат х*зяева, будто в*ды в рот набрали, глядят во все гл*за, не ш*велятся и голосу не п*дают. Так-то оно так, - ответил Сергей Владимирович. – А всё-таки пока что держите ухо в*стро. Но он как скво*ь землю провалился. Товарищи его ищут, с ног [з]бились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует! Опять идёт Иван-Царевич по двору, сл*зами умывает[ца]. И разных богатств там видимо-невидимо. Вокру* не было ни души. Котька во весь дух п*мчался по полю, через овра*, по мостику через ручей и уже не спеша пошёл по деревне д*мой. На душе у него было спокойно.
Выпишите из прочитанных вами сказок А. С. Пушкина фразеологизмы и объясните их значения.(4 класс)
Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Подчеркни фразеологизмы. (4 класс)
З[а]л[а]тые руки не знают скуки.
Книга – твой дру[к], без неё как без ру[к].
Добрая пословица не в бро[ф’], а в гла[с].
У лгуна на н[и]деле семь пятниц.
(Не) спеши языком, т[а]р[а]пись делом.
(Не) сиди сл[а]жа руки – не будет скуки.
Слово не в[а]р[а]бей: выл[и]тит – не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься – [ни] одного [ни] поймаешь.
Упражнения на употребление фразеологизмов в речи.
Для развития речевых навыков учащихся можно использовать следующие задания: самостоятельное конструирование предложений с фразеологизмами, прослушивание текста и ответы на вопросы, включающие в себя устойчивые сочетания, пересказ, сочинения, изложения.
Составьте фразеологические сочетания, используя приведённые глаголы.
(2 класс).
| как рыба в воде; в оборот |
Брать | вволю; быка за рога |
Биться | себя в руки; голыми руками; в руки; |
Бросать | за ум; камень в огород; |
| об заклад; на ветер; |
Прочитайте выражения. Объясните их значение. Ответьте на вопросы, используя данные выражения. (2 класс).
В двух шагах от моего дома, без году неделя, палец о палец не ударил, от случая к случаю, кривил душой, души не чает.
Ты часто ходишь в кино?
Ростки цветов засохли. Твой друг хорошо за ними ухаживал?
Ты давно изучаешь английский язык?
Гномы любят Белоснежку?
Мама сказала, что Бум теперь будет жить в будке. Почему?
Как вы понимаете выражения как две капли воды, был на седьмом небе? Закончите диалог одним из выражений.
1. - Что ты подарил своему другу на день рождения?
- Щенка.
- И как он его принял?
- Он ….
2. - Мама, это ты на фотографии?
- Да, это я в детстве.
- Я похожа на тебя?
- Очень, ….
Диалог – эффективная форма закрепления фразеологизмов в речи. При подборе фразеологизмов для этого вида речевой деятельности надо подобрать наиболее употребительные фразеологизмы с разговорной окраской.
Составьте диалог на тему «Плохое настроение», используя данные фразеологизмы: вешать голову, кривая вывезет, авось пронесёт, лодыря гонять.
(3 класс)
Вариант ответа:
- Что ты, Вася, голову повесил?
- Двойку получил за контрольную работу.
- Не готовился?
- Нет. Думал, авось повезёт (кривая вывезет), да не повезло.
- Хватит лодыря гонять, пошли заниматься.
Какие якутские фразеологизмы наиболее созвучны по значению с сочетанием гонять лодыря? голову повесил? (куэх кэппэ, быар куустан олорор, муннун ыйаабыт)
Более сложной формой организации работы по обучению построению диалога с использованием фразеологизмов могут быть упражнения такого типа:
Дополните предложения так, чтобы был понятен смысл выражений. В скобках даны возможные варианты ответов. (3 класс)
У меня язык не поворачивается …. ( рассказать, что ты сделал).
Сегодня Нина готова была сквозь землю провалиться: …. (она не выполнила обещание).
Он сгорал от стыда: … (в классе узнали, что он сказал неправду).
Определите значения фразеологизмов и составьте с ними предложения.
(3 класс)
Фразеологизм | Значение | Пример употребления |
Потерять себя | | |
Мало каши ел | | |
Нос не дорос | | |
Глаза разгорелись | | |
Ждать у моря погоды | | |
Взять верх | | |
Если при выполнении этого вы воспользовались фразеологическим словарём, то сообщите данные о нём:
Автор____________________________
Название_________________________
Место и год издания _______________
Заполните таблицу «Я знаю 5 фразеологизмов, характеризующих …»
(3 класс)
Положительные качества человека | Отрицательные качества человека |
| |
| |
Реши, есть ли в тексте красные строки. (3 класс)
В старину слово красный означало красивый.
В книгах начало первой строки на странице всегда старались украсить узорами. Страницы получались красивыми. Вот поэтому первую строку назвали красной.
Со временем название красная строка стало научным словом. Теперь оно означает строку с отступом в начале текста и каждой его части.
Что же значит научное выражение красная строка?
Сколько красных строк в этом тектсе? Объясни, почему текст именно так разделён на части. О чём говорится в каждой? Какие слова в начале частей это подсказывают? Подчеркни их.
Понаблюдай за построением всех предложений.
Отметь во всех словах орфограммы. Какие можешь объяснить?
Расскажи письменно об истории названия красная строка.
Прочитай текст. Проставь буквы вместо звуков, объясни выбор букв.
(4 класс)
В Древнем Риме к[а]никулы начинались с п[а]явлением над г[а]ризонтом зв[и]зды Сириус, которая считалас? охотнич?им псом небесно[в]о гончего Ориона. В это время н[а]ступали самые жаркие дни. Люди устраивали перерывы в делах. Латинское название с[а]баки – к[а]никула. И выходит, что к[а]никулы – «С[а]бачье время», или время, когда можно «г[а]нять с[а]бак».
Как вы думаете, что означает выражение «гонять собак»?
Откуда появилось это выражение?
Сколько за учебный год мы «гоняем собак»?
Во время каникул мы гоняем собак?
Составьте предложение с выражением «гонять собак».
Подготовьтесь к письменному пересказу текста. Озаглавьте текст.
Используя выражения ни жив ни мёртв, сердце оборвалось, мороз по коже пробежал, опишите указанную ситуацию (4 класс)
Девочки пошли в цирк. Особенно им понравилось выступление гимнастов под куполом цирка и дрессированных тигров.
Фразеологическая работа проводится во время анализа произведений, на уроках русского языка. Она может проводиться при пересказе. Тогда целью словарно-фразеологической работы будет внедрение усвоенных фразеологизмов в активный словарь учащихся. Учащиеся при пересказе могут заменять простую словесную окраску произведения на изученные фразеологические сочетания. Выразительное чтение тоже опирается на понимание учащимися смысла фразеологических оборотов, что обеспечивает сознательность чтения. Наибольшее значение система упражнений на усвоение фразеологических оборотов приобретает при самостоятельных работах (сочинений учащихся). На уроках чтения проводятся упражнения стилистического характера: построение предложений с теми выражениями, которые подлежат объяснению. А объяснение фразеологизмов является исходным моментом для работы по составлению связных текстов.
При использовании данных упражнений на уроке учителю необходимо продумать следующие моменты:
в каком классе данный тип упражнения можно предложить учащимся;
сколько фразеологизмов надо рассмотреть на уроке;
как соотнести фразеологический материал с изучаемой грамматической темой;
как обеспечить закрепление рассмотренных фразеологизмов;
Данный комплекс упражнений по усвоению фразеологизмов представляет собой подборку практических работ, обеспечивающих закрепление теоретических знаний, их практическое применение, совершенствование лексических, грамматических, фонетических, орфографических умений. Задания каждого упражнения направлены на усвоение всех видов лексико-грамматического материала и взаимосвязаны со всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, аудирования. Задания соответствуют требованиям современного образования, формируют определённые коммуникативные навыки учащихся, повышают их творческий потенциал и общий уровень лексико-грамматических знаний.
Использованная литература:
И. Агапова, М. Давыдова «Лучшие игры со словами»
М. Т. Баранов «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка». М-88
Л А. Введенская, М. Т. Баранов, Ю. А. Гвоздарев «Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка»»
А. Г. Саяхова, С. А. Шурова «Словарно-фразеологическая работа»
А. И. Молотков «Основы фразеологии русского языка»
А. Н. Тихонов, Н.А.Ковалёва «Учебный фразеологический словарь русского языка»
В. В. Леденёва «Лексика»
Дидактический материал «Русский язык: тренинговые карточки с упражнениями»
Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга 2.
Программы «Внеурочные занятия с учащимися начальных классов».
Практический курс по русскому языку для начальной школы. Слово 98
20