Конспект урока математики на тему «Сложение отрицательных чисел» (6 класс)
МБОУ ООШ №6 г.о. Вичуга
6 класс
Учитель математики: Галицкая Анжела Ивановна
Квалификационная категория: Первая
Предмет: Математика
Тема урока: «Сложение отрицательных чисел»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель: Введение правила сложения отрицательных чисел, усвоение учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения.
Задачи: сформировать навыки сложения отрицательных чисел.
Образовательные задачи урока:
•познакомить обучающихся с правилом сложения отрицательных чисел;
•тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
•организовать деятельность обучающихся по приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные задачи урока:
•содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
•прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в паре и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока:
•развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
•развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
•тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
Организационные формы урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Формы и методы работы с учащимися: фронтальный опрос, индивидуальная работа с дидактическим материалом, эвристическая беседа, отработка терминов, работа у доски, решение проблемных задач, самостоятельная работа.
Понятия: координатная прямая, положительные и отрицательные числа, модуль числа, сложение отрицательных чисел.
Применяемые образовательные технологии:
-технология проблемного обучения;
-технология развивающего обучения;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-информационные компьютерные технологии.
Оборудование: УМК Н.Я. Виленкин «Математика, 6 класс», презентация, компьютер, проектор, доска, мел, карточки-тренажёры, карточки с самостоятельной работой.
Ход урока.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении! Чтобы наш урок прошел хорошо:
Друг к другу повернитесь,
Друг другу улыбнитесь,
А теперь садитесь!
Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов ученого Константина Эдуардовича Циолковского: «Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому». (Слайд 1)
Ребята, на каждом уроке вы приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики. Сегодня, согласно словам ученого, вы откроете для себя то, что известно многим.
Но прежде, чем знакомиться с новым, предлагаю проверить себя, проведём разминку по ранее изученному материалу.
Актуализация знаний.
Внимание на слайд. (Слайд 2).
1) - Прочитайте данные числа. (читат по цепочке)
- Что за числа записаны на доске? (отрицательные);
- Как вы определили, что это отрицательные числа? (стоит знак минус);
- Какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами? (находить модуль, сравнивать, складывать с помощью координатной прямой);
- Найдите модули данных чисел (выполняется устно «по цепочке»).
2) Выполните действия: (Слайд 3)
;
;
;
(выполняется устно).
3) Игра «+ и » (Приложение 1)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Слайд 4) (заполняется таблица на карточке по правилам: верное утверждение - «+», не верное - «»)
1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа.
3. Сумма противоположных чисел равна нулю.
4. Модуль числа 0 равен нулю.
5. Модуль числа может быть отрицательным.
6. Модули противоположных чисел равны.
7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.
8. Нуль меньше любого отрицательного числа.
9. Нуль меньше положительного числа.
10. Если к любому числу прибавить нуль, то число неизменится.
(Самопроверка и самооценка).(Слайд 5)
- Проверим правильность ваших работ. Взяли в руки простой карандаш. В случае неправильного ответа зачёркните его.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- Проведём самооценку. На карточках указаны критерии оценки: ставьте отметку «5», если всё выполнено правильно, «4» - если 9-8 правильных ответов, «3» - если 7-6 правильных ответов. Поднимите руку, у кого оценка «5», поднимите руку, у кого оценка «4», поднимите руку, кто собой доволен. Молодцы!
Количество правильных ответов |
Оценка |
10 |
«5» |
9-8 |
«4» |
7-6 |
«3» |
5-0 |
«2» |
4) Сложите числа с помощью координатной прямой: (Слайд 6) (на доске подготовлена координатная прямая)
;
;
;
.
(Ученики выполняют по одному примеру на доске)
Проблемное объяснение нового материала.
- Все ли числа вы смогли сложить?
- Почему возникло затруднение? (не хватает места на координатной прямой)
- Ребята, вот мы с вами и столкнулись с проблемой. В чём она заключается?
(Ответ: «Мы не знаем, как сложить отрицательные числа без координатной прямой»)
- Попробуйте назвать тему нашего урока? (Сложения отрицательных чисел)
- Чему мы научимся на уроке? Какова цель нашего урока? (Научится складывать отрицательные числа без координатной прямой)
- Запишите в тетрадях число, «Классная работа», тему урока. (Дети пишут в тетради, учитель – на доске).
- Ребята, может кто-то уже догадался, как выполнять сложение отрицательных чисел без координатной прямой? (высказывают предположения);
- А теперь проверим, правильно ли вы думаете. Для этого вернемся к предыдущему заданию. (Слайд 7)
- Сравните данные выражения. Что общего? (результат сложения - отрицательное число);
- Чем отличаются? (Разные слагаемые)
- Рассмотрим первое выражение:
- Как получилось число 8, не учитывая знаков? (сложили модули чисел)
- Во всех примерах так получилось?
- Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел (чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и перед полученным числом поставить знак минус) (Слайд 8)
* Чтобы сложить отрицательные числа, надо:
1. Сложить их модули;
2. Поставить перед полученным числом знак минус.
- Прочитайте правило в учебнике на стр. 41. Сравните то правило, которое сформулировали вы, с правилом в учебнике. (Совпадает)
- Теперь найдем значение суммы чисел . (ответ -338)
- Ребята, обратимся ещё раз к девизу урока. У вас получилось «открыть для себя то, что известно многим»? (Да)
4. Закрепление темы.
Ребята, переходим к следующему этапу урока. Попробуем отработать новые навыки, потренируемся складывать отрицательные числа.
1) Решим №156 (а, д, и) из учебника у доски. Кто желает выполнить? (один ученик решает у доски):
а) , д) , и)
2) Решите №156 (б, е, к) из учебника в парах. (Решают в паре. Затем 3 ученика осуществляют устную проверку. Решение выводится на Слайд 9):
б) , е) , к)
5. Физкультминутка.
Упражнения для глаз по Слайду 10
- Выполните движения глазами, не поворачивая головой, согласно указаниям картинок.
- Отдохнули? А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
6. Самостоятельная работа
- На карточках решите самостоятельную работу (Приложение 2). На её решение вам 7 минут. (Ученики выполняют с.р.)
- Поменяйтесь работами с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш, проверим правильность ваших работ. Если ответ правильный, то ставьте «+», если неправильный, то – «–». (Решение комментирует учитель, опираясь на СЛАЙД 11)
1 вариант н) д) и) и) я) |
2 вариант д) н) и) и) я) |
Критерии оценки: «5» - всё правильно «4» - одна ошибка «3» - две ошибки
|
- Предлагаю вам провести взаимооценку. Для этого оцените работу своего товарища. На карточках указаны критерии оценки: ставьте отметку «5», если всё выполнено правильно, «4» - если допущена одна ошибка, «3» - если допущено две ошибки. Поменяйтесь карточками. Поднимите руку, у кого оценка «5», поднимите руку, у кого оценка «4», поднимите руку, кто собой доволен. Молодцы!
- Расположите ответы самостоятельной работы в порядке возрастания и поставьте к ним соответствующие буквы выражений. Какое слово у вас получилось? (Индия)
- В Индии в 7 веке великим математиком и астрономом Брахмагуптом были впервые сформулированы правила действий с отрицательными числами. Только они звучали немного странно. Положительные числа он представлял как «имущество», отрицательные - как «долг».
Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так: (Слайд 12)
« Имущество и имущество есть имущество»
«Сумма двух долгов есть долг»
«Сумма имущества и нуля есть имущество»
«Сумма двух нулей есть ноль»
- Какое из его правил мы изучали сегодня? («Сумма двух долгов есть долг»)
- Так считал индийский математик в 7 веке. А мы с вами пользуемся современными правилами сложения и вычитания чисел.
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел (правило)
- Стало ли вам проще складывать отрицательные числа?
7. Рефлексия
- Наш урок подходит к завершению. Итак, ребята, какова была цель нашего урока? (Научиться складывать отрицательные числа)
- Мы достигли ее? (Да)
- Ребята, сегодня вы научились складывать отрицательные числа. Но это ещё не всё. Впереди вас ждёт много нового и интересного. В дальнейшем вы научитесь складывать числа с разными знаками, вычитать их, умножить и делить.
- А пока оценим то, что есть сейчас:
СЛАЙД 13 (на столе лежат смайлики)
Выберете и поднимите вверх «весёлый зелёный смайлик», если для вас урок прошёл отлично, вам всё понравилось и вы работали активно.
Поднимите вверх «довольный оранжевый смайлик», если урок был интересным, но у вас возникли затруднения.
Поднимите вверх «грустный красный смайлик», если урок вам не понравился и вы не слушали.
- Запишите домашнее задание СЛАЙД 14
Обязательно: № 167(а-з) Индивидуально: № 168
- Спасибо за хорошую работу на уроке. СЛАЙД 15.
- Прошу вас сдать карточки с самостоятельной работой. До свидания!
Надежда Алексеевна Паршукова