Урок на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 10 March в группе

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Цель: …………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………

Задачи: знать………………………………………………………………………………………

уметь…………………………………………………………………………………………………

1.Разминка. Дополни схему стрелками и словами

 

e1710047146.jpg
Схема на разминку

2. Новый материал

 

А) Проанализировать предложения (используй алгоритм )

Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения.

1. Найдите главную и придаточную части.

2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

5.Определите вид сложноподчинённого предложения

 

Уже смеркалось, когда мы приехали домой.

 

С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

 

Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

 

Заполни таблицу (начинай с последней колонки)

Вид придаточного

Что обозначает?

К чему относится?

Вопрос

Средство связи

 

 

 

 

 

 

Б) Проанализировать предложения (используй алгоритм )

 

1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

 

2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.

 

3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

 

 

Заполни таблицу (начинай с последней колонки)

Вид придаточного

Что обозначает?

К чему относится?

Вопрос

Средство связи

 

 

 

 

 

 

3.Закрепление. 1) Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их вид.

1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

 

2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

 

3. Там, где кончалась чаща, белели березы.

 

2 ) Среди предложений 32-44 найдите СПП с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
– (32) У меня нет слуха, – говорю я дяде Жене . – (33) Я не подхожу. Меня не взяли.

(34) Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35) Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36) Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37) Это и есть джаз! (38) Джаз – не музыка, джаз – это состояние души.

(39) Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40) Взвыл Кит. (41) На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а пес – гудок паровоза и гудок парохода. (42) Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил… (44) До чего же был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…

(45) И песня пошла… (предложение № )

3) Контроль знаний . Выполнить тест

Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. 
 

 

Б. Когда вспоминаешь детство, теплая волна памяти накрывает тебя, и несет во времени.
 

 

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. 
 

 

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. 
 

 

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще горело багряными полосами.

Задания для теста

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. Выдели нужную букву ответа

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного. Выдели нужную букву ответа

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места. Выдели нужную букву ответа

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным. Выдели нужную букву ответа

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным. Выдели нужную букву ответа

А. Б. В. Г. Д.

6. Найдите СПП с придаточным времени. Выдели нужную букву ответа

А. Б. В. Г. Д.

 

 

Домашнее задание : выучить теорию, выписать из «Героя нашего времени» по 3 СПП с придаточными места и времени, разобрать предложения.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации