Урок на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места» (9 класс)
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места
Цель: …………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………
Задачи: знать………………………………………………………………………………………
уметь…………………………………………………………………………………………………
1.Разминка. Дополни схему стрелками и словами
2. Новый материал
А) Проанализировать предложения (используй алгоритм )
Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения. 1. Найдите главную и придаточную части. 2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть. 3. Задайте вопрос от главной части к придаточной. 4. Найдите, обозначьте и определите средства связи. 5.Определите вид сложноподчинённого предложения |
Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.
Заполни таблицу (начинай с последней колонки)
Вид придаточного |
Что обозначает? |
К чему относится? |
Вопрос |
Средство связи |
|
|
|
|
|
Б) Проанализировать предложения (используй алгоритм )
1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.
2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.
3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.
Заполни таблицу (начинай с последней колонки)
Вид придаточного |
Что обозначает? |
К чему относится? |
Вопрос |
Средство связи |
|
|
|
|
|
3.Закрепление. 1) Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их вид.
1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
3. Там, где кончалась чаща, белели березы.
2 ) Среди предложений 32-44 найдите СПП с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
– (32) У меня нет слуха, – говорю я дяде Жене . – (33) Я не подхожу. Меня не взяли.
– (34) Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35) Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36) Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37) Это и есть джаз! (38) Джаз – не музыка, джаз – это состояние души.
(39) Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40) Взвыл Кит. (41) На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а пес – гудок паровоза и гудок парохода. (42) Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43) А я вспомнил… (44) До чего же был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…
(45) И песня пошла… (предложение № )
3) Контроль знаний . Выполнить тест
Проанализируйте предложения и на карточке с вопросами отметьте нужный вариант ответа .
А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Когда вспоминаешь детство, теплая волна памяти накрывает тебя, и несет во времени.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще горело багряными полосами. |
Задания для теста 1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. Выдели нужную букву ответа А. Б. В. Г. Д. 2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного. Выдели нужную букву ответа А. Б. В. Г. Д. 3. Укажите СПП с придаточным места. Выдели нужную букву ответа А. Б. В. Г. Д. 4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным. Выдели нужную букву ответа А. Б. В. Г. Д. 5. Найдите СПП с придаточным определительным. Выдели нужную букву ответа А. Б. В. Г. Д. 6. Найдите СПП с придаточным времени. Выдели нужную букву ответа А. Б. В. Г. Д.
|
Домашнее задание : выучить теорию, выписать из «Героя нашего времени» по 3 СПП с придаточными места и времени, разобрать предложения.