12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гаврилова Снежана Михайловна540 Я работаю учителем русского языка и литературы МБОУ «Пикшикская СОШ» Красноармейского района ЧР. Почётный работник общего образования РФ. Победитель Приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года. Ветеран труда Россия, Чувашская респ., деревня Пикшики Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте.
Доброе утро, я рада Вас видеть. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, тем пожелаем сегодня успеха и удачи на уроке.
Открываем тетради, записываем число и, как обычно, оставляя строки, сегодня их будет 2 для записи темы, записываем «Классная работа»
Молодой корреспондент Ошибкин вышел на улицу, держа в руках рукописи. Тут поднялся ветер, выхватил у него бумаги и понёс их. Пока Ошибкин собирал рукописи, все они перепутались. Он обратился к нам за помощью: собрать правильно все предложения и сложить их в единое целое. Это наша цель. Но и поставим перед собой задачи. (стр. проекта № 4)
Формирование умения соединять предложения в текст.
Развитие творческих способностей, эстетического восприятия мира.
Воспитание любви к природе.
Сегодня мы будем с Вами корректорами.
Кто такие корректоры? (стр. проекта № 7)
Корректор - работник издательства, редакции, типографии, занимающийся исправлением ошибок/Словарик урока Запись в словарики/
-Ребята, обратите внимание на доску (стр. проекта № 1)
Там листочки в почках спят. За окошком зимний сад.
И листочки те во сне Размечтались о весне.
Является ли это текстом? Что здесь записано? Правильно, предложения, а почему Вы так думаете?
/Потому что слова связаны между собой по смыслу и грамматически/
Переставьте предложения так, чтобы превратить эту группу в текст. Что у каждого из вас получилось? /Чтение стихотворения и запись в тетрадь/ (стр. проекта № 2)
За окошком зимний сад. Там листочки в почках спят. И листочки те во сне Размечтались о весне.
И.ТокмаковаРебята, а как вы догадались, что именно в такой последовательности надо расставлять предложения?
Если предложения разбросаны, теряется смысл.
Значит, должны быть смысловые отношения между предложениями, а как они должны располагаться? О чем мы сегодня говорим? Определите тему. (стр. проекта № 3)
Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте./Запись в тетрадь/
- А какие еще показатели говорили о том, что это не текст?
/Со слова «там» не начинается предложение, а также – союза «и». А листочки повторяются два раза во втором случае с указательным местоимением «те»/
текст.
Молодцы!
Значит, есть такие средства связи, которые связывают предложения в
/Чтение учебника (стр. 323) – новый материал/
- Мне бы хотелось, чтобы мы шире рассмотрели средства связи и научили Ошибкина соединять предложения в текст, пользуясь следующей таблицей: (стр. проекта № 6)
СРЕДСТВА СВЯЗИ | СОЮЗЫ | а, но, зато и а именно | противопоставление соединение уточнение |
МЕСТОИМЕНИЯ | он тот это, этот такой, таков её, его | | |
НАРЕЧИЯ | там, там же здесь, тут, туда, оттуда тогда, так | | |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР | листика, листика | подчеркивание деталей усиление признака, степени или действия указание длительности действия |
Притомилась что-то я. Давайте отдохнем.
Встанем в круг, вокруг парт, в центре буду я пока. Возьмемся за руки и пойдем по кругу со словами. По окончании останавливаемся, а кто будет стоять в кругу – показывает какие-либо движения. Дети повторяют их. А затем выберем другого водящего.
Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте Дружно вместе Сделаем вот так…
А теперь обратите внимание на следующие разбросанные предложения: (стр. проекта № 5)
Именно через них этот красный глаз кажется не больше человеческого. Это он собирает к ночи свои думы. И в ней жутко темнеют кусты неодетого леса. Морозная тишина. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом.
А какой это цвет – рубиновый? (стр. проекта № 7)
Рубиновый - густо-красный, цвета рубина. Рубиновые зерна граната
/Словарик урока Запись в словарики/
Ребята, найдите в тексте предложение, содержание которого понятно без других предложений и поэтому оно может быть началом текста.
/Морозная тишина/
/Запишем его/
Какое несамостоятельное предложение связано с предложением – началом? Чем служит союз «и»?
/Соединением/
/Запишем и его/
Какие еще предложения несамостоятельные? Найдите в них сигналы зависимости от других предложений.
/Это он…/
/Именно через них…/
Какое из предложений может следовать за вторым?
/Это он…/
А может ли «Именно через них ...» быть соединением с третьим?
Какое предложение осталось?
Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом
Значит, оно будет следующим.
/Записи в тетрадь/
А оставшееся – заключительное.
/Записи в тетрадь/
А вы не узнает эту фотографию? (стр. проекта № 8) Составьте текст, используя как его начало предложение.
Здесь всё не так, как летом.
Как должна развиваться мысль?
Определите смысловые отношения между предложениями.
Обратная связь:
/Чтение собственных сочинений/
Домашнее задание – 1 минута
Кто не закончил работать над сочинением, то предлагаю дописать.
Кто любит сочинять стихотворения, то предлагаю сочинить небольшое стихотворение на тему «За окошком зимний сад».
Комментарии (7)
сменить сортировкуГотовлюсь к аттестации, много информации приходится перелопачивать) Находятся и ранее опубликованные работы. Теперь выкладываю свои наработки на полюбившемся мною сайте "УРОК.РУ")))
Отредактировано 18-03-2024 17:19