Урок на тему «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» (5 класс)

9
7
Материал опубликован 18 March в группе

Доброе утро, я рада Вас видеть. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, тем пожелаем сегодня успеха и удачи на уроке.

Открываем тетради, записываем число и, как обычно, оставляя строки, сегодня их будет 2 для записи темы, записываем «Классная работа»

Молодой корреспондент Ошибкин вышел на улицу, держа в руках рукописи. Тут поднялся ветер, выхватил у него бумаги и понёс их. Пока Ошибкин собирал рукописи, все они перепутались. Он обратился к нам за помощью: собрать правильно все предложения и сложить их в единое целое. Это наша цель. Но и поставим перед собой задачи. (стр. проекта № 4)

Формирование умения соединять предложения в текст.

Развитие творческих способностей, эстетического восприятия мира.

Воспитание любви к природе.

Сегодня мы будем с Вами корректорами.

Кто такие корректоры? (стр. проекта 7)

Корректор - работник издательства, редакции, типографии, занимающийся исправлением ошибок

/Словарик урока Запись в словарики/

-Ребята, обратите внимание на доску (стр. проекта № 1)

Там листочки в почках спят. За окошком зимний сад.

И листочки те во сне Размечтались о весне.

Является ли это текстом? Что здесь записано? Правильно, предложения, а почему Вы так думаете?

/Потому что слова связаны между собой по смыслу и грамматически/

Переставьте предложения так, чтобы превратить эту группу в текст. Что у каждого из вас получилось? /Чтение стихотворения и запись в тетрадь/ (стр. проекта № 2)

За окошком зимний сад. Там листочки в почках спят. И листочки те во сне Размечтались о весне.

                                                                                    И.Токмакова

Ребята, а как вы догадались, что именно в такой последовательности надо расставлять предложения?

Если предложения разбросаны, теряется смысл.

Значит, должны быть смысловые отношения между предложениями, а как они должны располагаться? О чем мы сегодня говорим? Определите тему. (стр. проекта № 3)

Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте.

/Запись в тетрадь/

- А какие еще показатели говорили о том, что это не текст?

/Со слова «там» не начинается предложение, а также – союза «и». А листочки повторяются два раза во втором случае с указательным местоимением «те»/

текст.

Молодцы!

Значит, есть такие средства связи, которые связывают предложения в

/Чтение учебника (стр. 323) – новый материал/

- Мне бы хотелось, чтобы мы шире рассмотрели средства связи и научили Ошибкина соединять предложения в текст, пользуясь следующей таблицей: (стр. проекта № 6)

 

 

 

 

 

 

СРЕДСТВА

СВЯЗИ

 

СОЮЗЫ

а, но, зато и

а именно

противопоставление

соединение уточнение

МЕСТОИМЕНИЯ

он тот

это, этот такой, таков

её, его

 

НАРЕЧИЯ

там, там же здесь, тут, туда,

оттуда

тогда, так

 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

листика, листика

подчеркивание деталей усиление признака, степени или действия

указание длительности действия

Притомилась что-то я. Давайте отдохнем.

Встанем в круг, вокруг парт, в центре буду я пока. Возьмемся за руки и пойдем по кругу со словами. По окончании останавливаемся, а кто будет стоять в кругу – показывает какие-либо движения. Дети повторяют их. А затем выберем другого водящего.

Ровным кругом друг за другом Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте Дружно вместе Сделаем вот так…

А теперь обратите внимание на следующие разбросанные предложения: (стр. проекта № 5)

Именно через них этот красный глаз кажется не больше человеческого. Это он собирает к ночи свои думы. И в ней жутко темнеют кусты неодетого леса. Морозная тишина. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом.

t1710767992aa.jpg

А какой это цвет рубиновый? (стр. проекта 7)

Рубиновый - густо-красный, цвета рубина. Рубиновые зерна граната

/Словарик урока Запись в словарики/

Ребята, найдите в тексте предложение, содержание которого понятно без других предложений и поэтому оно может быть началом текста.

/Морозная тишина/

/Запишем его/

Какое несамостоятельное предложение связано с предложением – началом? Чем служит союз «и»?

/Соединением/

/Запишем и его/

Какие еще предложения несамостоятельные? Найдите в них сигналы зависимости от других предложений.

/Это он…/

/Именно через них…/

 

Какое из предложений может следовать за вторым?

/Это он…/

А может ли «Именно через них ...» быть соединением с третьим?

Какое предложение осталось?

Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом

Значит, оно будет следующим.

/Записи в тетрадь/

А оставшееся заключительное.

/Записи в тетрадь/

А вы не узнает эту фотографию? (стр. проекта 8) Составьте текст, используя как его начало предложение.

Здесь всё не так, как летом.

Как должна развиваться мысль?

Определите смысловые отношения между предложениями.

Обратная связь:

/Чтение собственных сочинений/

 

Домашнее задание 1 минута

Кто не закончил работать над сочинением, то предлагаю дописать.

Кто любит сочинять стихотворения, то предлагаю сочинить небольшое стихотворение на тему «За окошком зимний сад».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за грамотную работу, Снежана Михайловна!

18 March

Марина Юрьевна, благодарю! Готовлюсь к аттестации, много информации приходится перелопачивать) Находятся и ранее опубликованные работы. Теперь выкладываю свои наработки на полюбившемся мною сайте "УРОК.РУ")))

18 March

Снежана Михайловна, большое спасибо за материал. Пит аван япала, тавах!

18 March

Приятно, что рядом учителя из Чувашии!!! Благодарю за отзыв!

19 March

Спасибо, очень рада!

19 March

Спасибо, Снежана Михайловна, интересно!

19 March

Вера Сергеевна, благодарю за добрые слова!

19 March

Похожие публикации