Сочинение по картине Кустодиева Б.М. "Купчиха за чаем"
III Всероссийский конкурс школьных сочинений по произведениям художников «О чём говорят картины?»
Сочинение Балабановой Софьи
Класс: 11
Удмуртская республика, г. Сарапул, МБОУ СОШ №7
Руководитель: Караваева Аделина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7
Сочинение по картине Кустодиева Б.М. «Купчиха за чаем»
План сочинения:
Вступление (рассказ о художнике и о полотне)
Описание обстановки (натурщица, цвета и оттенки, предполагаемый сюжет)
Описание героини (внешний вид, поза, настроение)
Восприятие картины миром
Впечатление
Кустодиев Борис Михайлович - выдающийся русский художник, который создал картину «Купчиха за чаем». Полотно — одно из самых известных произведений Бориса Кустодиева, можно сказать, что это символ его художественной карьеры. В этой яркой картине присутствует так много света и энергии, поэтому сложно даже представить, что она была создана живописцем, находящимся в инвалидном кресле.
В 1918 году, в Петербурге, Борис Михайлович спонтанно решил написать картину, справившись всего за несколько дней. Его натурщицей стала молодая Галина Адеркас - первокурсница мединститута, соседка по подъезду. На холсте Кустодиев запечатлел молодую светлолицую девушку с румянцем на щеках, которая расположилась на балконе своего дома. Она комфортно заняла место за столом, опираясь на локоть второй рукой. Мизинец руки, держащей блюдце с чаем, игриво согнут. Румянец на ее лице придает белой коже особый оттенок, ее темные брови подняты, а лучистый взгляд устремлен вдаль. Дама на картине одета в темно-синее шелковое платье с глубоким декольте, украшенным кружевом и модной брошью. На голове она носит синий платок, эффектно завязанный в виде маленького тюрбана. Из-под платка выглядывают русые локоны челки, которые аккуратно спадают на лоб, а на ее ушах висят крупные серьги. Компанию русоволосой женщине создает питомец хозяйки - довольный и мурлычущий кот. Он стоит на перилах, прижимаясь к своей заботливой хозяйке, наслаждаясь происходящим моментом. Купчиха сидит за накрытым столом, который уставлен различными сладостями, сочными фруктами и аппетитной выпечкой. Очевидно, что самовар привлекает к себе внимания, его блестящие бока говорят о том, что чаепитие в этом доме является особым ритуалом. За спиной главной героини полотна виднеется городской пейзаж с холмами и голубым закатным небом. Городские виды - колокольня, пятиглавый храм, гостиный двор, одноглавый храм с куполом и свидетельствуют о том, что события разворачиваются в России 19-го века, которые, соответственно, характерны богатыми купеческими традициями. Детали играют важную роль в картине. Например, в беседке рядом с высоким синим забором и выкрашенными воротами, в тени старых деревьев, семейство другого купца также собралась за столом, попивая чай. Окружающие героиню предметы кажутся отражением ее форм и цветов: самовар напоминает округлые формы купчихи; дымчато-розовые облака - румянец на ее щеках; синее небо - отражение глубины голубых глаз; узор на блюдце напоминает серьги и головной убор; светло-алый цвет арбуза - нежные оттенки губ женщины. Используя всего лишь несколько цветов – желтый, красный, голубой, зеленый и фиолетовый, художник создает насыщенную палитру, прибегая к мастерской технике лессировки для сохранения ровной и гладкой фактуры, чтобы освежить и оживить полотно. Фигура купчихи привлекает внимание зрителя, ее место в композиции явно подчеркивает, что она является центром картины, символизирующим прошедшую Россию.
«Купчиху за чаем» справедливо считают одной из высших достижений Кустодиева Б. М., которую высоко оценила даже новая, революционная власть Советов. Картина часто была размещена на почтовых марках, а в многих квартирах репродукции «Купчихи за чаем» занимали самые почетные места на стенах, а выражение и улыбку купчихи часто сравнивали с улыбкой Моны Лизы.
Картина настолько поражает своей реалистичностью, что складывается впечатление, будто вы погружаетесь в атмосферу 19 века, восседая напротив своей знакомой, обсуждая за чашечкой чая свежие новости и насущные дела.