Сочинение "Православная составляющая романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Православная составляющая романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» создавался А.С.Пушкиным в 1823-1831 годах XIX века. Еще свежи в памяти события 1812 года. Предыстория же романа – это эпоха Петра I, когда русское общество раскололось на две половины: народ, истово хранящий в сердцах, в сознании, в праздниках и буднях истинное православие, и дворяне, отошедшие от патриархальной веры. Ф.М.Достоевский писал в дневнике: «В «Онегине» впервые на нас дохнула западная цивилизация, которую мы с восторгом переняли с Петра I… И вдруг – Пушкин дал зеркало».
Главный герой романа – Евгений Онегин – дворянин, получивший типичное по тем временам светское воспитание и образование.
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре…
Конечно, трудиться его не научили. Как же проходит день героя? Очень поздний завтрак, бесцельная прогулка, обед в модном ресторане, затем опера или балет, а после – очередной бал до рассвета. Нам очень ценно то, что, попав в этот вихрь светских развлечений, Онегин быстро разочаровался в подобном образе жизни: из театра «он спешит выйти вон», «Ему наскучил света шум». Но, с другой стороны, его мучит душевная пустота, охлаждение к жизни, причина которых – разгул страстей в обществе, потеря высокого, истинного смысла жизни.
Очаровательный обман…
Мы все узнали, между тем
Не насладились мы ничем.
Природы глас предупреждая,
Мы только счастию вредим…
Онегин – яркий пример попавшегося на соблазн европейского общества потребления русского человека, доверившегося просвещенному Западу, воспринявшего «философию удовольствия». Человек, потерявший связь с Богом, не видит смысла в жизни, в его душе поселилась пустота.
Евгений пытается заполнить эту пустоту чтением, пытается писать, всерьез увлекается планами по реорганизации имения. Но довести до конца ничего не удается, он быстро перегорает.
Знакомство Онегина с Татьяной, ее письмо оживляют ненадолго его холодную душу. Мы видим человека, пока робко и несмело ищущего, тянущегося к чистоте. Онегин не злодей, он умный человек. Правдивый, но это его состояние душевного опустошения приводит к убийству друга. Искаженное воззрение на жизнь, идущее вразрез с заповедями, неминуемо приводит к насилию.
Образ Онегина – суд А.С.Пушкина над самим собой и над своим поколением, воспитанным в духе европейского материализма и атеизма. Но трагичность этого образа не окончательна. Есть надежда на спасение. Она в обращении к корням своим, к основам русской жизни – православию.
Эту основу и олицетворяет у Пушкина Татьяна. Она любящим сердцем сквозь наносное и фальшивое видит в Онегине человека, попавшего в плен чужой, злобной силы, которую она видит во сне. Татьяна потом так и скажет ему:
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
Этот вопрос актуален и в наши дни.
Онегин, увы, и в последней сцене – эгоист, предполагающий в Татьяне дурное в ответ на его письмо: «слышу гневный ваш укор», «горькое презрение». Нет, она, любя Онегина, твердо отвечает: «Я буду век ему верна».
Она ушла. Стоит Евгений
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен.
Это потрясение дает надежду. Ответ Татьяны показал ему, что есть другие ценности, другая жизнь, другая любовь. Если бы она ответила ему взаимностью, оба упали бы на дно. Этот союз никогда бы не привел их к счастью. А так – у Онегина есть пример, есть путь наверх.
Пушкин своим романом говорит нам о духовной судьбе России, о выборе ее исторического пути. Как в войне 1812 года русские отстояли свою независимость от западных варваров, так и на поле сердец своих мы так же должны отразить иноземное владычество.